Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Почтовики в шинелях

В. Синегубов. Почтовики в шинелях. "Филателия СССР". 1978. №5. Стр. 4-5


Начальник военно-морской почтовой станции
Е. И. Горбатюк (Волкова). Киев. 1944 год.


Е. И. Волкова среди ветеранов Великой Отечественной войны (в первом ряду третья слева).

Помнят участники Великой Отечественной войны, как нужны были на фронте письма от родных, знакомых и даже незнакомых людей. Они придавали новые силы воинам в тяжелой борьбе с врагом и вдохновляли на подвиги. Поседевшие ветераны хранят страницы пожелтевших старых писем как память о своей тревожной и боевой молодости.

Все чаще в экспозициях филателистов используются почтовые документы без марок тридцатилетней давности, прошедшие огненными дорогами войны. Конверты, треугольники, открытки, секретки со штемпелями полевой почты являются немыми свидетелями героической борьбы советского народа с фашизмом.

На документах солдатской почты часто встречается аббревиатура "ППС" или "ВМПС". Это сокращения первичных учреждений военно-полевой почты - полевых или военно-морских почтовых станций.

В грозные месяцы легендарной битвы на Волге 99 таких станций обслуживали части Сталинградского фронта. Одна из них - военно-морская № 1169. К ней были приписаны корабли и части Волжской военной флотилии. Корреспонденция, прошедшая через нее, обрабатывалась именными штемпелями "морская почта".

В дни обороны Сталинграда эта станция дислоцировалась в районе между Волгой и Ахтубой, среди леса. Бойцы нарекли эту местность Ямы, по названию близлежащего селения. Отсюда адрес волжской ВМПС - землянки на Ямах.

Тесное помещение станции осенью и зимой 1942-1943 годов служило одновременно и рабочим помещением, и казармой, и камбузом, и кают-компанией. Оно освещалось маленькой коптилкой, а тепло давала "буржуйка".

На станции служили пять девушек и солдат- водитель полуторки. Работали круглыми сутками, ожидая почтальонов с кораблей и частей.

Матросы-почтальоны могли покинуть корабль лишь в период затишья. Во время боя никто не мог оставить свой боевой пост - каждый воин был на счету. И не раз случалось, что почтальоны не доходили до станции - война.

Тогда девушки сами добирались до корабля, "невостребовавшего" корреспонденцию, передавали почту, подарки тружеников тыла и забирали для отправки залежавшиеся письма. Личные вещи и деньги погибших товарищей моряки также переправляли почтовикам, которые отсылали родным и близким последние посылки и переводы.

Девушки-почтовики ежедневно производили обмен корреспонденции на военно-почтовой базе, хотя путь до ВПБ - почти 90 километров - преодолеть было непросто. Местность находилась под постоянным артиллерийским обстрелом и воздушными атаками.

Начиналась эта операция с наступлением сумерек, с расчетом вернуться к рассвету. Когда в рейс шла своя полуторка, то все было сравнительно спокойно. Но случалось, отказывал двигатель автомашины, а порой не хватало бензина. И тогда почтовики брали у соседей-разведчиков лошадь и отправлялись в дальний, опасный путь. Часто выручали летчики, переправляя почту моряков на своих бипланах. Пожалуй, чаще всех сопровождала груз лейтенант Евгения Горбатюк. Уже в двадцать лет она была заместителем начальника морской почтовой станции под Сталинградом.

Чуть более года назад Женя работала в почтовом отделении Полтавы и по вечерам училась в землеустроительном техникуме. Когда грянула война, девушка, как и миллионы советских людей, каждый день с тревогой слушала скупые сообщения от Советского информбюро. Фронт неумолимо приближался к городу. Родина была в опасности. И вот тогда вместе с другими полтавчанами Женя добровольно уходит на фронт медицинской сестрой.

С бойцами 38-й армии рядовой Евгения Горбатюк дошла до Старого Оскола. Отсюда командование направило ее на службу на военно-почтовую базу.

В июле 1942 года в одном из сражений на воронежском направлении Женю контузило. Пришла в сознание в станице Мигулинской на правом берегу Дона, среди покинутых жителями домов. Рядом оказались раненые женщина и солдат.

Три бойца, помогая друг другу, соорудили плот из пустых бочек и перебрались на левый берег реки. На счастье, Дон был тихим. Выйдя на дорогу, путники наткнулись на легковую автомашину, в которой обнаружили документы. Машина оказалась в исправности. На ней-то и доехали до Воронежа, где документы сдали в штаб. За спасение важных бумаг Евгении Ивановне Горбатюк присвоили воинское звание лейтенанта.

Осенью 1943 года Советская Армия освобождала правобережную Украину. Боевые катера и часть личного состава Волжской военной флотилии переправлялись на Днепр. В ноябре ВМПС была включена в состав флотилии и начала передислокацию на новое место. Переезд осуществлялся под руководством начальника станции лейтенанта Горбатюк, По законам военного времени номер ВМПС изменился на 1178. Писем с таким номером не найти, так как с 1 апреля 1943 года морская почта применяла именные штемпеля "полевая почта".

Новый, 1944 год почтовики встретили в дороге. Этот год для Евгении Ивановны был особенным, ее приняли в ряды Коммунистической партии Советского Союза.

Победу Женя вместе с мужем - офицером штаба флотилии Николаем Волковым встретила на Одере, а в сентябре демобилизовалась.

Потом годы мирного труда, учебы. И всюду, где бы ни работала Евгения Ивановна Волкова,- это инициативный, добросовестный сотрудник. Так было в тресте Минтяжпрома, так о ней отзываются и сегодня в парторганизации Московского завода нестандартного торгового оборудования.

Много радости приносят Евгении Ивановне встречи с подругами, бывшими почтовиками.