Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Морская почта Ханко

А. Осятинский. Морская почта Ханко. Филателия СССР. 1977. №7. Стр. 10-12

36 лет прошло с начала Великой Отечественной войны, но многие ее героические страницы еще не прочитаны, ждут исследования. Очень мало известно о деятельности полевой, и особенно морской почты. Один из первых и наименее известных эпизодов в истории советской военно-морской почты периода Великой Отечественной войны связан с ее деятельностью в Ханко.

Ханко (Гангут, Ганге) - первая советская военно-морская база за пределами СССР, которая была получена в аренду на 30 лет от Финляндии в марте 1940 года. Создавая военно-морскую базу (ВМБ) на Ханко, советское военно-морское командование ставило своей целью обеспечить безопасность северо-западных рубежей СССР, и прежде всего Ленинграда, прикрывая с севера вход в Финский залив.

Советское командование в течение 1940-1941 годов делало все возможное для того, чтобы превратить Ханко в бастион на дальних подступах к Ленинграду. Вероломное нападение фашистской Германии, а затем и ставшей на ее сторону Финляндии на СССР означало проверку огнем форпоста на Балтике.

С 25 июня 1941 года гарнизон ВМБ Ханко вел активные боевые действия, приковывая к себе значительные вражеские силы и отвлекая их от Ленинграда. До 6000 снарядов и мин ежедневно падало на полуостров, однако его защитники не только успешно оборонялись, но и проводили наступательные операции.

До начала военных действий в городе и на полуострове находилось значительное количество гражданского населения, в городе работала почта. Поскольку Ханко административно подчинялся Ленинградскому облисполкому, городское почтовое отделение подчинялось Ленинградскому областному управлению связи, и в адресе отправителя писем из Ханко указывалось "Ленинград-317".

С первых же дней войны началась эвакуация мирного населения, и уже к 25 июня было эвакуировано почти все гражданское население. Городская почта продолжала действовать еще некоторое время, но во второй половине июля она прекратила свое существование. С этого времени почтовая связь с Большой землей осуществлялась лишь посредством воинской почты.

В гарнизон Ханко входили стрелковые соединения, части летчиков, артиллеристов, строителей, железнодорожников, моряков, но поскольку база являлась важным звеном в системе минно-артиллерийских позиций Балтийского флота, гарнизон базы во главе с генералом Сергеем Ивановичем Кабановым подчинился командованию Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Это определило и специфику воинской почты: база обслуживалась не полевой, а морской почтой.

Морской почте, функционировавшей на ВМБ Ханко, был присвоен номер 1108. Вся корреспонденция, отправлявшаяся с ВМБ Ханко, обрабатывалась почтовым штемпелем диаметром 25 мм с цифровой колодкой из 6 цифр и надписью в нижней части штемпеля: "Морская почта № 1108". Мне довелось увидеть несколько десятков целых вещей со штемпелями морской почты № 1108, посланные из Ханко в период с августа по ноябрь 1941 года. На большинстве из них - оттиски штемпеля с литерой "а". Кроме этого, встречаются оттиски с литерой "г", отличающиеся также гравировкой номера почты.

Следовательно, можно предположить, что в распоряжении работников военно-морской почтовой станции N9 1108 были лишь два экземпляра штемпеля, один из которых (с литерой "а") использовался чаще.

Известны и заказные письма, отправленные с Ханко. Для них характерно отсутствие штемпелей на лицевой стороне конверта. Нет и марок, хотя заказные отправления из действующей армии (и флота) оплачивались ими на сумму в 60 копеек. Поскольку цензурные штемпеля и штемпеля прибытия на таких конвертах имеются, можно предположить, что из-за отсутствия марок стоимость заказного отправления оплачивалась наличными деньгами.

На некоторых "ханковских" целых вещах встречаются дополнительные оттиски резинового штемпеля треугольной формы с надписью: "Ленинград 317, почт, ящик 577, НК ВМФ СССР. Для пакетов". Подобными служебными штемпелями обрабатывалась первичная корреспонденция в воинских соединениях Ханковской ВМБ перед ее передачей на военно-морскую почтовую станцию № 1108.

Такой же обратный адрес: "Ленинград 317, почтовый ящик N9 577" приводится на письмах, датированных июнем - серединой августа. На письмах более позднего периода адрес отправителя: "Краснознаменный Балтийский флот, 1108-я военно-морская почтовая станция, почтовый ящик № 577".

С каждым днем войны все труднее становилось поддерживать связь защитникам Ханко с Большой землей. В июле 1941 года фашисты вышли на берега Финского залива, вторглись в Эстонию. До оккупации Таллина почта "с оказией" отправлялась самолетами из Ханко в Таллин и далее в Ленинград. Взлет самолетов из Ханко происходил под непрерывным огнем врага. Нередки были случаи повреждения самолетов и их гибели. Так, в конце июля 1941 года был уничтожен гидросамолет МБР-2, вылетевший в Таллин. Но находившийся в гидросамолете заместитель начальника особого отдела Л. К. Щербаков вытащил из тонущего самолета раненого пилота и мешок с почтой.

Подвоз боеприпасов, продовольствия, оружия с потерей главной базы Краснознаменного Балтийского флота в Таллине прекратился в августе. Производились лишь полеты истребителей и гидросамолетов в Кронштадт и на острова Моонзундского архипелага.

В этот период доставка почты из Ханко носила нерегулярный характер и производилась исключительно самолетами.

В сентябре 1941 года с Большой земли уже не приходил транспорт и боевые корабли.

Прекратилась и доставка почты - ни писем, ни газет защитники Ханко не получали. Вся информация поступала по радио. 9 сентября была сделана попытка доставить грузы, в том числе и почту, из Кронштадта, но подводная лодка, выполнявшая эту операцию, погибла. Только 29 сентября из Кронштадта смогли в Ханко пробиться 3 торпедных катера "Д-3" с грузами и почтой. 25 октября в Ханко прибыл из Кронштадта отряд кораблей под командованием капитана 3-го ранга В. П. Лихолетова, доставивший боезапас, автобензин, продовольствие и кровь. Среди грузов были также газеты и письма. 28 октября корабли отряда благополучно пришли в Ораниенбаум. На их борту также находилась и почта - письма защитников Ханко. После этого еще несколько раз прорывались в Ханко корабли Балтийского флота, вывозившие бойцов на Большую землю. Хотя у автора не имеется документально подтвержденных данных о наличии на борту этих судов корреспонденции на полуостров (известны письма, посланные в конце ноября с базы), однако, по словам участников обороны Ханко, с судами шли письма как на Ханко, так и с Ханко на Большую землю.

Интерес представляют и цензурные штемпеля, применявшиеся для обработки корреспонденции с Ханко. С начала обороны базы и до сентября корреспонденция из частей в конвертах поступала на ВМПС № 1108, где цензором контролировалось содержание не заклеенных писем. Затем конверты заклеивались и на клапан ставился штамп военной цензуры. Если письма поступали на ВМПС заклеенными, то цензор разрезал сзади конверт по всей длине, и после контроля содержания письма место разреза заклеивалось узкой полоской бумаги, поверх которой ставился штамп цензуры.

Этот штамп имел размер 26,5X90 мм. Между двумя горизонтальными линиями длиной 90 мм были заключены: слева - изображение герба СССР диаметром 23 мм, а справа - сетка из 10 горизонтальных линий с заключенной между ними надписью: "Просмотрено военной цензурой" размером 67X3,5 мм.

В октябре применялся новый штемпель, изготовленный, вероятно, на Ханко. Он представлял собой прямоугольник размером 29X23 мм. В левой части штампа - герб СССР, а справа - в 2 строки надпись: "Просмотрено военной цензурой".

С ноября и до конца обороны Ханко применялся новый, на этот раз роликовый штемпель цензуры. Как и ранее, заклеенные конверты разрезались сзади и затем заклеивались полоской бумаги, поверх которой роликом наносился цензурный штамп, представлявший собой изображение герба СССР диаметром 24 мм, по обе стороны которого была в 2 строки надпись: "Просмотрено военной цензурой" размером 64X10 мм, обрамленная сверху и снизу тремя волнистыми линиями.

Гарнизон Ханко готов был стоять до последнего, защищая свой бастион, но с захватом врагом обоих берегов Финского залива и с блокадой Ленинграда база временно утратила свое значение. Поэтому командование приняло решение скрытно от врага эвакуировать гарнизон. С этой сложнейшей задачей блестяще справился Балтийский флот. Трижды, под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда (маркированный конверт 1976 г.). корабли пробивались через минные поля Финского залива к Ханко, и 3 декабря 1941 года последние защитники военно-морской базы Ханко были вывезены. Был снят весь гарнизон.

164 дня продолжалась оборона Ханко. Защитники базы уничтожили десятки кораблей и катеров противника, сбили более 50 самолетов, уничтожили тысячи солдат и офицеров врага. Уйдя непобежденными с Ханко, 23 тысячи бойцов-ханковцев встали на защиту Ленинграда. С этого времени начинается новый этап действия военно-морской почтовой станции № 1108, теперь уже обслуживавшей защитников Ленинграда.