Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Мифы викингов

И. Айзин. Мифы викингов. Филателия СССР. 1977. №6. Стр. 58-60


В разнообразной тематике марок скандинавских стран находят отражение и сюжеты, почерпнутые из древнескандинавских мифов.

Принято считать скандинавскую языческую мифологию религией эпохи викингов, этих отважных мореплавателей, оставивших следы своей бурной деятельности на огромных пространствах от Гренландии до Волги и от Средиземного моря до атлантического побережья Северной Америки. Изображения их кораблей, бороздивших морские просторы, можно найти на марках многих стран мира.

Однако мифология Севера возникла задолго до эпохи викингов. По-видимому, она берет свое начало от скандинавского бронзового века (XVII-V вв. до н. э.).

Наскальные и пещерные рисунки животных, человеческих фигур, предметов обихода дают представление о жизни охотников и рыболовов. На норвежской марке № 520 воспроизведен рисунок рыб и животного, а на шведской марке № 426А, помимо животных и рыбы, изображены две человеческие фигуры.

У них в руках, как полагают ученые, ритуальные символы. Люди далекого прошлого считали себя кровно связанными со всем животным миром и во время ритуальных обрядов надевали на себя маски животных, как символы единения с природой.

Почти у всех первобытных народов бытовал миф о боге солнца, который путешествует по небу в своей огненной колеснице, чередуя тем самым смену дня и ночи. Существовал этот миф и у народов, населявших в бронзовом веке Скандинавию. Свидетельством этому служит найденная в Дании небольшая модель колесницы, несущей солнечный диск. Она хранится сейчас в Датском национальном музее в Копенгагене. Эта колесница изображена на марке Дании № 376.

Основными источниками наших знаний скандинавской мифологии служат поэтический сборник сказаний под названием "Старшая Эдда" и произведение исландского поэта и историка XIII века Снорри Стурлуссона "Младшая Эдда". Эти произведения дошли до наших дней в рукописях, подобных тем, что изображены на исландских марках № 245-249 и № 392-394. Портрет Стурлуссона помещен на исландских почтовых выпусках № 199-201 и норвежской миниатюре № 215.

В песнях о богах в поэтической форме повествуется о создании мира, о приходе богов (асов) на Скандинавский полуостров, о борьбе с великанами и другими мифическими существами, об их подвигах, приключениях и взаимоотношениях Друг С другом. Центральный персонаж сказаний - Сигурд - победитель дракона.

В эпоху, когда создавались мифы, у скандинавов еще не существовало письменности, и они изображали мифологические сцены на различных предметах: оружии, доспехах, памятных камнях.

Скандинавские воины очень любили украшать свои мечи, щиты и шлемы изображениями богов и героев, считая, что эти изображения принесут им удачу в битве. Шлем, найденный в Швеции, украшен тонкими бронзовыми пластинками, впрессованными в металлическую основу.

Одну . из таких пластинок можно видеть на шведской марке № 873. Многие исследователи считают, что на ней изображен верховный бог скандинавов Один со своими священными птицами - вороном и орлом. На других шлемных пластинках, воспроизведенных на шведских марках № 563-566, мы видим охотника с боевым топором, рядом - связанный зверь; воина, борющегося с двумя медведями; воина с волчьей маской на голове, обнажающего меч; двух воинов в полном боевом снаряжении. Это - стилизованное изображение сцен из героических песен. Здесь отражены мифы, повествующие о бесстрашных воинах-берсерках, которые в пылу битвы приходили в такую ярость и бешенство, что могли превращаться в волков, медведей и других диких зверей.

Рисунки на мифологические сюжеты имеются на так называемых памятных камнях. Особенно много их было найдено на шведском острове Готланд в Балтийском море. Этот остров в эпоху викингов служил перевалочным пунктом в их многочисленных заморских походах. Камни ставились в память о погибшем в битве человеке. Рисунки на них изображали эпизоды из его земной и посмертной жизни. Фрагменты сцен, изображенных на одном таком камне, помещены на двух шведских марках. На марке № 778 показан конь без всадника, бьющий в смятении копытами. Всадник, вероятно, погиб в битве. На марке № 779 - корабль, доставляющий павших воинов в чертоги Одина Валгаллу, где они будут вечно пировать и принимать участие в битвах и забавах богов и павших героев.

Распространенными персонажами песен о богах и героях были драконы, змеи, великаны и другие мифические чудовища. Голова одного из таких драконов, представляющая собой резьбу на деревянном столбце, найденном при раскопках погребальной ладьи в Норвегии, показана на норвежской марке № 600.

К концу X века во всех скандинавских странах официальной религией стало христианство, но еще долгое время язычество продолжало оказывать свое влияние на культуру и духовный мир скандинавов. Все сказания о богах и героях были записаны не ранее XIII века, то есть в эпоху развитого христианства. О архитектуре и оформлении церквей XII-XIII веков еще сохраняются языческие мотивы. Такие мотивы присутствуют и в деревянной резьбе церковных дверей, изображенных на норвежской марке № 525.

Красочные, имеющие огромное познавательное значение миниатюры на мифологические сюжеты занимают достойное место в издании знаков почтовой оплаты скандинавских стран.