Автомобиль в музейном зале

Е. Кочнев. Автомобиль в музейном зале. Филателия СССР. 1976. №5. Стр. 11

Московский Политехнический музей является одним из старейших и крупнейших научно-технических музеев СССР, коллекции и экспозиции которого широко отражают развитие науки и техники нашей страны. На первом этаже этой настоящей «кладовой» технических завоеваний представлена коллекция ранних автомобилей, прекрасной иллюстрацией к которой могут служить марки художника Л. Коврижкина, выпущенные в 1973—1975 годах. Здесь мы видим и первый русский серийный легковой автомобиль «Руссо-Балт» (№ 4291) и первый советский малолитражный автомобиль НАМИ-1 (№ 4293), недавно найденный сотрудниками музея в Иркутске. В чуть пахнущих маслом и бензином залах мы видим первые советские автомобили: ГАЗ-А, ГАЗ-M1 (№ 4295, 4464), ЗИСы и многие другие. Завершается экспозиция самыми современными машинами.

В музеях при автозаводах имени Лихачева и Ленинского комсомола хранятся такие ценные экспонаты, как первый советский полуторатонный автомобиль ярко-красный АМО-Ф15 (№ 4292), родоначальник советского автостроения, и малолитражный автомобиль КИМ-10 (№ 4467), прообраз современных «Москвичей». Интересный музей автомобилей-такси открылся недавно при 19-м Московском таксопарке. На почетном месте здесь стоит первый наш автомобиль ГАЗ-А (№ 4295), возивший пассажиров в 1932 году.

Почетное место в наших музеях заняли автомобили, на которых ездил В. И. Ленин. Один из них хранится в Центральном музее В. И. Ленина в Москве, другой — в Горках Ленинских. В вестибюле филиала Центрального музея В. И. Ленина в Ленинграде стоит знаменитый броневик, с которого выступал Владимир Ильич перед революционным пролетариатом в апреле 1917 года (№ 441).

Бесценными экспонатами наших музеев стали также первые автомобили, хрупкие «безлошадные» экипажи на высоких колесах с тонкими спицами. Так, в музее истории Ленинграда хранится один из первых в мире автомобилей — немецкий «Бенц-Вело» 1892 года, который представлен на марке Новой Зеландии № 556. На марках ВНР 1959 и 1966 годов показаны автомобили, представленные в Будапештском музее транспорта. Так, на марке № 1285 мы видим старинную карету, а на другой (№ 1281) изображен один из немногих венгерских автомобилей конструктора Чонка. Один из первых венгерских автобусов, курсировавших по улицам Будапешта еще в 1911 году, показан на марке № 1824, а современные всемирно известные автобусы «Икарус» — на марках № 1 282 и 1825.

Большую популярность за рубежом завоевали традиционные автомобильные салоны — ежегодные смотры мировой автомобильной техники. Туринскому автосалону посвящены две марки Италии 1950 и 195) годов (№ 555 и 593), которые также имели обращение на свободной территории Триеста с соответствующей надпечаткой (№ 67 и 105). На них изображены самые последние новинки тех лет — автомобили «Фиат-1900» и «Альфа-Ромео 2600». Золотому юбилею традиционного Брюссельского автосалона посвящена марка Бельгии 1971 года (№ 1568) с изображением эмблемы салона. Именно на этой автомобильной выставке советский «Москвич» впервые заявил о своем выходе на международный рынок. 25-му традиционному весеннему салону посвящается швейцарская марка 1955 года № 561, а в честь Национальной автомобильной выставки в Детройте 1960 года выпущена американская марка № 699. Самым известным и популярным в мире стал осенний автосалон в Париже, на котором представляются основные направления автомобильной моды на следующий год. Одному из этих салонов, 57-му, состоявшемуся в 1970 году, посвящены две марки Верхней Вольты, на которых изображены старинные и современные легковые автомобили французских фирм.