Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Корабли науки

С. Абрамов. Корабли науки. Филателия СССР. 1976. №1. Стр. 13-14

Известно, что две трети поверхности Земли приходится на моря и океаны. Оставшаяся треть — суша — распределена по поверхности неравномерно и по существу является островами, омываемыми Мировым океаном. Процессы, происходящие на поверхности и в толще вод, оказывают большое влияние на всю природу Земли. Поэтому, по-видимому, справедливо утверждение, что нашу планету было бы правильнее называть планетой Океан. Океан огромен, бесчисленное множество загадок скрыто в нем. Многое мы уже узнали, но еще больше предстоит узнать.

Исследования Мирового океана практически начались около 200 лет назад. Начало систематическим научным исследованиям положила Великая северная экспедиция (1725—1730 и 1733—1743 гг.), которая на основе научных знаний того времени описала моря и океаны, омывающие восточные и северные берега России. В дальнейшем крупные научные океанографические работы были выполнены русскими моряками - под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, О. Е. Коцебу, С. О. Макарова и др.

Довольно скоро стало ясно, что для проведения комплексных исследований морей и океанов необходимы специальные научно-исследовательские суда. К числу первых судов подобного типа можно отнести, например, судно «Андрей Первозданный», построенное еще в 1898 году в России по специальному проекту.

Бурное развитие науки и техники, применение в качестве инструмента исследования авиации и космонавтики показало, что научно-исследовательские суда — главное, наиболее экономичное и освоенное средство проведения различных океанографических исследований на широких акваториях Мирового океана. .

В силу этого большое значение придается кораблям научно-исследовательского флота Академии наук СССР, выполняющим различные задачи и проводящим разнообразные исследования глубин Мирового океана.

К числу наиболее известных судов следует отнести немагнитную шхуну «Заря», научно-исследовательские суда «Витязь», «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Космонавт Владимир Комаров», «Космонавт Юрий Гагарин», часть из которых запечатлена на почтовых миниатюрах.

Старейшим, плавающим и поныне судном является парусно-моторная шхуна «Заря», построенная еще в 1953 году в Финляндии. Общий вид шхуны приведен на марке № 2179 (серия «Международный геофизический год», 1957—-1958).

Хорошо видно, что шхуна представляет собой трехмачтовое судно с достаточно большой парусностью. Главная отличительная особенность «Зари» от других судов состоит в том, что она построена из немагнитных материалов: корпус из дерева; подводная часть до ватерлинии обшита латунными листами; крепления, такелаж, якорные и другие устройства выполнены из цветных металлов. Это объясняется назначением судна — проведение магнитной съемки Мирового океана. Прибор, служащий для этих целей, показан внизу слева марки № 2179. Разумеется на судне есть некоторые механизмы, в которых без железа не обойтись. Чтобы исключить влияние на точность магнитных измерений, все содержащие магнитные материалы механизмы расположены в кормовой части, подальше от датчиков измерительных приборов.

Недавно судно вышло в свой 16-й рейс. Оно пройдет по Балтике, Северному, Средиземному и Черному морям, побывает в северо-восточной части Атлантики. Главная задача исследований — изучение магнитного поля различных широт. Материалы экспедиций воссоздают картину магнитного поля на водной поверхности планеты, уточняют существующие и помогают создавать новые карты для воздушной и морской навигации.

«Витязь» — ветеран научно-исследовательского флота. Построен в 1939 году в Германии как грузовое судно водоизмещением 5550 тонн. После войны оно было перестроено для проведения комплексных океанографических исследований. Корабль обладает отличными мореходными качествами, позволяющими вести исследования при волнении 7 баллов включительно. Начиная с 1949 года «Витязь» прошел сотни тысяч миль и дал ценные сведения о растительном и животном мире глубоководных впадин Тихого океана. В 1959 году «Витязь» нашел самую глубоководную точку Земли в Марианской впадине Тихого океана, ее глубина свыше 11 километров. Активное участие судно принимало в международном геофизическом сотрудничестве (1958 — 1959 гг.), проводя исследования в Индийском океане, маршрут которого показан красным цветом в верхней части почтовой миниатюры № 2353. Начиная с 1967 года в центре внимания экспедиций «Витязя» — тектонические зоны Мирового океана.

«Академик Курчатов» построен в 1966 году в ГДР по заданию и проекту Академии наук СССР. Корабль водоизмещением 6828 тонн представляет собой полнопалубное судно с непрерывной надстройкой и усиленным ледовым корпусом, предназначенное для проведения комплексных исследований и геологических работ в малоисследованных районах Мирового океана. Увидеть это судно можно на марке ГДР, где оно показано с левого борта на фоне айсберга и торосов. Недавно «Академик Курчатов» возвратился из своего двадцатого рейса, в ходе которого были проведены обширные исследования центральной и южной частей Атлантического океана в соответствии с программой советско-американского сотрудничества, получены ценные данные о рельефе океанского дна, глубинном строении земной коры.

Крупнейший научный корабль мира носит имя первого космонавта Земли — Юрия Алексеевича Гагарина. «Космонавт Юрий Гагарин» предназначен для изучения верхних слоев атмосферы, космического пространства.

Белоснежный красавец — флагман советского научно-исследовательского флота помещен на марке Кубы № 1671. В условиях автономного плавания судно способно выполнять различные задачи по управлению космическими аппаратами. Поражает множество антенн на борту корабля. Это и простые провода, натянутые между мачтами, и сложные сооружения из набора стержней, устремленных ввысь наподобие гигантских рапир. На марке хорошо видны огромные чаши диаметром 12 и 25 метров — зеркальные параболлические антенны для работы с космическими объектами. Трудно поверить, что эти многотонные громады могут за считанные секунды занять любое положение, направить лучи радиоволн с поистине ювелирной точностью, сопровождать космический объект при его движении. Не так давно флагман успешно осуществлял связь со вторым экипажем орбитальной научной станции «Союз-4» П. И. Климуком и В. И. Севастьяновым, вместе с судном «Академик Сергей Королев» принимал активное участие в работах, связанных с проведением совместной советско-американской программы «ЭПАС». Вклад научных сотрудников и экипажей обоих судов в осуществление этой программы получил высокую оценку руководителей первого международного эксперимента в космосе.