Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

С атомным сердцем (ледокол «Ленин»)

В. Фрунзе. С атомным сердцем. Филателия СССР. 1974. №4. Стр. 20

Атомному ледоколу «Ленин» повезло в филателии. Его изображение можно встретить на марках Советского Союза и многих стран мира. И это не удивительно. «Ленин» первый в мире надводный корабль гражданского назначения, приводимый в движение с помощью ядерной энергии.

Ледокол с ядерной силовой установкой был заложен в августе 1956 года на судостроительной верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде. В декабре 1957 года он был спущен со стапелей на воду, в сентябре 1959 года атомоход прошел ходовые испытания, в 1960 году, весной, начал первую навигацию (на атомной энергии) по Северному морскому пути.

Первая советская марка, посвященная атомоходу «Ленин», вышла в декабре 1958 года (№ 2271, худ. Е. Буланова). Таким образом, эта марка, на которой изображен ледокол «Ленин» во льдах Арктики, несколько опередила реальные события.

Флагман ледокольного флота нашей страны атомоход «Ленин», имеет водоизмещение 16 тысяч тонн, длина его составляет 134 метра, наибольшая ширина 27,6 метра, осадка 9,2 метра, высота борта 16 метров. Скорость хода на чистой воде достигает 18 узлов (33 км час), а скорость непрерывного хода ледокола «Ленин» при толщине льда 2 метра составляет примерно 3 узла.

Учитывая тяжелую и длительную работу на атомоходе во льдах Арктики, проектировщики предусмотрели для команды корабля прекрасные каюты с максимумом комфорта.

Реакторы атомохода «Ленин» спроектированы и построены по физическим разработкам Института атомной энергии имени И. В. Курчатова. Марка № 2829 художника С. Соколова подготовлена к 60-летию со дня рождения основоположника атомной промышленности СССР, трижды Героя Социалистического Труда академика Игоря Васильевича Курчатова.

Применение (вместо дизельного топлива) ядерного горючего позволило сохранить постоянство водоизмещения и тем самым улучшить ледокольные качества. Ледокол «Ленин» в состоянии, например, пройти несколько раз вокруг земного шара без перегрузки горючего. Атомоход «Ленин» изображен также на марке № 2559, выполненной по рисунку художника Л. Завьялова к 100-летию со дня основания журнала «Вокруг света».

Новые успехи, которых добилась советская наука, особенно в использовании атомной энергии в мирных целях и в освоении космоса. Министерство связи зафиксировало специальным гашением, посвященным XXI съезду КПСС. Гашение проводилось 1 февраля 1959 года на Главпочтамте в Москве. На штемпеле изображены на фоне развернутого знамени дата гашения, слова «XXI съезд КПСС», рисунки искусственных спутников Земли, космического корабля и атомохода «Ленин».

С появлением атомохода период навигации в Арктике значительно удлинился и составляет более 100 суток. Тем самым было сэкономлено дорогое для навигации время, ранее затрачиваемое на ожидание улучшения ледовой обстановки.

В настоящее время на Балтийском заводе строится новый атомный ледокол «Арктика», который по мощности значительно превзойдет атомоход «Ленин».

Об одном из эпизодов, который изображен на марке № 3268 художником Ю. Ряховским «АТОМОХОД «Ленин» проводит суда проливом Б. Вилькицкого». рассказывает председатель Государственного Комитета по использованию атомной энергии СССР тов. А. М. Петросьянц в книге «От научного поиска к атомной промышленности» (1970 г.).

Ледовые поля в одну из навигаций в проливе Б. Вилькицкого вместе с караваном (пароходы «Разлив», «Володарский», а также некоторые другие суда) начали дрейфовать к берегу, расстояние до которого составляло примерно милю (1850 метров). В условиях сжатия льдов в два балла атомоход «Ленин», сохраняя полную активность и маневренность откалывая лед около судов, смог, поочередно беря суда на буксир, вывести весь караван судов из ледового плена. Аналогичный случай произошел к востоку от пропива Санникова, где несколько суток напряженной работы дизельного ледокола «Москва» не принесли успеха.

Как уже упоминалось, атомоходу «Ленин» посвящено много советским и зарубежных марок. В 1958 году появилась румынская марка. Советский атомный ледокол был изображен на марке, выпущенной в Панаме. 30 сентября 1972 года я серии кубинских марок, посвященных истории мореплавания, появилась марка № 2478, также посвященная ледоколу «Ленин».

Министерство связи посвятило атомоходу «Ленин», кроме многочисленных марок, художественные маркированные почтовые карточки (худ. С. Поманский, 29.Х.59 г., худ. Ю. Кузьмин, 1961, 1963 гг.), конверты и художественную маркированную почтовую карточку с односторонним расположением рисунка и марки (1963 год).