Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

От АМО до КамАЗа

Д. Бурштейн. От АМО до КамАЗа. Филателия СССР. 1973. №11. Стр. 17-19

В дореволюционной России единичные образцы автомобилей собирали с 1901 года на заводе Лейтнора в Риге. Были попытки организовать производство автомобилей и на других частных фирмах в Москве, Петербурге, Орле. В 1910 году мелкосерийное производство автомобилей впервые освоили на рижском Русско-Балтийском вагоностроительном заводе. Обладая сравнительно большими техническими возможностями для производства автомобилей, завод сумел создать совершенную для того времени конструкцию автомобиля «Руссо-Балт».

В 1911 году был успешно завершен пробег «Петербург — Севастополь». На гонках в Риге автомобиль «Руссо-Балт» с двигателем в 35 лошадиных сил занял второе место, уступив первое немецкому автомобилю «Мерседес» с двигателем в 80 лошадиных сил.

За 6 лет (с 1910 по 1915 г.) на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе было выпущено 451 легковой автомобиль и несколько десятков грузовых и специальных автомобилей, с том числе почтовых. Это были весьма надежные машины, приспособленные для движения по плохим дорогам старой России.

На одной из почтовых марок (№ 52) серии «Виды транспорта», выпущенной РСФСР в ноябре 1922 года с благотворительной целью, в помощь населению, пострадавшему от неурожая, изображен почтовый автомобиль Русско-Балтийского вагоностроительного завода.

Во время первой империалистической войны производство автомобилей в России прекратилось. Однако преимущества механизированной тяги и транспорта, выявившиеся в ходе этой войны, заставили царское правительство подумать о строительстве автомобильных заводов в России. Промышленникам братьям Рябушинским, организовавшим Автомобильное московское общество (АМО), государственным казначейством был выдан аванс в размере 11 миллионов рублей на строительство автомобильного завода. Закладка завода состоялась 2 августа 1916 года. Капиталисты Рябушинские обязались построить завод в течение одного года, но строительство шло медленными темпами. Наступил революционный октябрь 1917 года...

В мае 1918 года Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров «О реорганизации и централизации автомобильного хозяйства Республики». Были национализированы бездействовавшие автозаводы.

На фасаде одного из здании Московского автомобильного завода имени Лихачева (бывшего АМО) укреплена мемориальная доска, на которой золотыми словами начертано: «Здесь 28 июня 1918 года перед рабочими АМО выступил Ильич».

В недостроенном корпусе кузовного цеха он обратился к рабочим, собравшимся на митинг, призывая их начать организацию советского автомобилестроения с ремонта автомобилей, необходимых для Красной Армии.

Владимир Ильич говорил о том, что настанет день, когда советский АМО будет выпускать собственные автомобили. И этот день настал. В 1924 году на заводе стали выпускать полуторатонные грузовики АМО-Ф-15. Первые 10 автомобилей этой модели вышли с территории достроенного завода 7 ноября и своим ходом направились на Октябрьский парад к Мавзолею Ленина на Красной площади.

Плановое развитие народного хозяйства СССР потребовало расширения советского автомобилестроения на основе современных достижений науки и техники, на базе массово-поточного метода производства и выпуска автомобилей.

Почтовые ведомства Советского Союза и некоторых стран социалистического содружества в разнос время выпускали почтовые марки с изображением различных моделей автомобилей. По этим знакам почтовой оплаты можно проследить историческое развитие советского автомобилестроения.

С 1931 года на реконструированном заводе АМО, которому впоследствии было присвоено имя бывшего директора этого завода — Лихачева, стали выпускать более совершенные по конструкции грузовые автомобили АМО-3, а затем различные модели ЗИС и ЗИЛ.

На почтовой марке СССР № 388 представлен почтовый автомобиль, созданный на базе грузовика ЗИС-5 выпуска 1932 года.

Кроме грузовых автомобилей, на этом заводе выпускались автобусы, самосвалы и легковые автомобили высокого класса.

На переднем плане почтовой марки (№ 785), выпущенной в индустриальной серии 1941 года, представлен легковой автомобиль ЗИС-101. Эти автомобили производились с 1935 по 1941 годы.

После Великой Отечественной войны—с 1946 по 1957 годы — завод выпускал усовершенствованные легковые автомобили ЗИЛ-110, показанные на марке (№ 1182) рядом с автобусом советского производства.

В январе 1932 года вступил в строй действующих новый автомобильный завод в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький]. Этот завод по решению Советского правительства был построен в рекордно короткий срок — 1 год и 8 месяцев.

25 января с главного конвейера завода-гиганта сошел первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. На почтовой марке Монгольской Народной Республики выпуска 1971 года показан автомобиль этой модели.

Вслед за грузовыми автомобилями с заводского конвейера стали выходить также 5-местные легковые автомобили.

В Отечественную войну завод снабжал автомобилями армию. Еще шли бои за освобождение народов Европы от фашистского гнета, а на Горьковском автозаводе уже работали над созданием новых советских автомобилей, которые нужны были стране для мирного труда.

Вскоре после окончания Отечественной войны завод начал выпуск легковых автомобилей «Победа» М-20 с обтекаемым кузовом и грузовых автомобилей ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 тонны. В дальнейшем завод освоил производство автомобилей других, более совершенных конструкций. С 1957 года вместо автомобилей «Победа» стали производить легковые автомашины «Волга» ГАЗ-21. Представлена эта модель на почтовой марке СССР (№ 2481).

Реконструированные цехи и вновь построенные корпуса завода оснащены высокопроизводительным автоматизированным оборудованием. В настоящее время массовым потоком с конвейеров завода сходят грузовые автомобили ГАЗ-63 и ГАЗ-66 (почтовая марка № 3998 выпуска 1971 года). Эти автомобили отличаются высокой проходимостью. На Международной выставке в Москве в мае 1966 года автомобилю ГАЗ-66 была присуждена золотая медаль.

Вскоре вместо «Волги» ГАЗ-21 начали производить новые комфортабельные и красивые легковые автомобили «Волга» ГАЗ-24, отраженные на почтовой марке № 4002. Эти автомобили оснащены двигателем мощностью в 98 лошадиных сил и развивают скорость до 145 километров в час.

Автомобили модели «Волга» получили хорошую славу не только в СССР. В ряде зарубежных стран на ежегодных ярмарках автомашины ГАЗ-24 были удостоены золотых медалей.

Увеличивается выпуск в Советском Союзе удобных, красивых и прочных малолитражных автомобилей для личного пользования.

Первые образцы малолитражных автомобилей изготовлялись на московском автосборочном заводе КИМ. На первомайском параде в 1940 году эти образцы КИМ-10 увидели москвичи и гости столицы. Всего до войны было изготовлено около 500 таких автомобилей.

В январе 1947 года на реконструированном заводе приступили к массовому выпуску малолитражных автомобилей «Москвич», которые затем постоянно совершенствовались. С 1958 по 1964 годы завод выпускал автомобили «Москвич-407» (№ 2482). Автомашины модели «Москвич-412» (№ 4000) успешно прошли такие международные испытания, как авторалли Лондон - Сидней в 1969 году и Лондон — Мехико в 1970 году.

Малолитражные автомобили с сентября 1960 года изготовляются также на запорожском автомобильном заводе (ЗАЗ) «Коммунар».

В конце 1968 года на этом заводе стали производить автомобили ЗАЗ-768 — почтовая марка № 4001 показывает автомобиль этой модели с двигателем мощностью 45 лошадиных сил.

Массовый выпуск малолитражных автомобилей начался с 1970 года на автозаводе в городе Ижевске и на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ), построенном в городе Тольятти на Волге. Оснащенный самой передовой техникой. Волжский автозавод выпускает автомобили ВАЗ-2101.

Производственная мощность этого завода — 660 тысяч автомобилей в год.

Грузовые автомобили, автобусы и другие типы автомобилей производятся на Львовском, Уральском, Кременчугском и других заводах Советского Союза.

Крупным производителем автомобилей-самосвалов, используемых на стройках страны и при добыче полезных ископаемых, является Минский автомобильный завод (МАЗ) в Белоруссии. На почтовой марке № 2079 изображен 25-тонный самосвал МАЗ 205. Первые 5 автомобилей-самосвалов этой модели были выпущены ко дню 30-й годовщины Великой Октябрьской революции — 7 ноября 1947 года.

Наращивая темпы выпуска, увеличивая мощности и совершенствуя конструкцию автомобилей, минчане осваивали производство ряда новых типов автомобилей-самосвалов. Среди них 40-тонные МАЗ-530 (№ 2480).

В дни работы XXI съезда КПСС, в начале февраля 1959 года, вступил в строи Белорусский автомобильный завод (БелАЗ) в городе Жодино. С октября 1961 года на этом заводе стали производить 27-тонный автомобиль-самосвал БелАЗ-540, удостоенный золотой медали на ярмарке в Лейпциге в 1965 году. Этот автомобиль изображен на почтовой марке № 3999.

Автомобили-самосвалы разных моделей выпускаются также на Кременчугском и некоторых других автозаводах страны. На ряде заводов изготовляются различные специализированные автомобили- Так, например, на базе легкового автомобиля «Волга» Горьковский автозавод производит санитарные автомобили, автомобили «Универсал», а также автомобили для милицейской службы. На почтовой марке ГДР, выпуска 1970 года, изображен автомобиль «Волга», специально приспособленный для охраны общественного порядка.

Сейчас в СССР выпускается более 40 основных моделей автомобилей и свыше 100 их разновидностей.

XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза наметил в 5-й пятилетке увеличить выпуск автомобилей до двух миллионов штук в год.

В новом городе Набережные Челны на реке Каме воздвигается самый крупный в мире завод большегрузных автомобилей (КамАЗ).

Советский Союз стал крупной автомобильной державой, обогнав многие страны мира в производстве автомобилей высокого качества. Автомобили СССР охотно покупают за рубежом, их можно сейчас встретить на дорогах 75 стран мира.

Таким образом, по почтовым выпускам СССР коллекционеры-тематики могут проследить почти вес основные этапы отечественного автомобилестроения.