Шахтерская доблесть

В. Фрунзе, В. Шушканов. Шахтерская доблесть. Филателия СССР. 1976. №9. Стр. 4

«Хлеб промышленности» — так называют уголь. В нашей стране, занимающей первое место в мире по его добыче, сосредоточено более половины мировых запасов этого сырья.

Тема шахтерского труда в филателии отражена обширно и многообразно.

В 1948 году, когда в нашей стране впервые отмечался День шахтера, Министерство связи СССР выпустило серию из трех марок с рисунками группы горняков, шахтера в забое у врубовой машины и знака «Почетный шахтер» (№ 1301—1303).

В 1935 году трудовой подвиг совершил Алексей Стаханов — отбойным молотком за смену он вырубил 102 тонны угля при норме 7 тонн. На советских почтовых марках N9 641, 1247, 1379 и 2068, на миниатюрах ГДР (№ 199, 418), Румынии (№ 479), Болгарии (№ 145), Чехословакии (№ 204), Венгрии (N9 1531) изображен отбойный молоток, в прошлом основное орудие добычи угля.

В годы Великой Отечественной войны Донецкому угольному бассейну был нанесен значительный ущерб. Но уже в 1944 году в результате героического труда по восстановлению промышленных предприятий Донбасса добыча угля возросла до 21,1 миллиона тонн, а в 1945 году — до 38,4 миллиона.

Медалью «За восстановление угольных шахт Донбасса», учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 года, награждено около 46 тысяч рабочих, инженерно-технических и хозяйственных работников.

В честь 100-летия Донецка в 1969 году была выпущена марка номиналом 4 коп. (№ 3777). Два года спустя, когда отмечалось 250-летие основания Донецкого бассейна, вышел художественный маркированный конверт.

Почтовая серия из пяти марок (1946 г.) отразила тему послевоенного восстановления народного хозяйства. Текст марки N9 1084 содержит призыв увеличить добычу угля до 500 миллионов тонн в год.

Давно уже на смену отбойным молоткам пришли врубовые машины, угольные комбайны. Две марки 1948 года (№ 1296, 1297) из серии «За досрочное выполнение послевоенного пятилетнего плана народного хозяйства СССР» показывают новую технику — врубовую машину. Она же представлена на марке ЧССР № 183.

В основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы перед шахтерами страны поставлена задача довести добычу угля в 1980 году до 790—810 миллионов тонн. Столь высокие темпы будут достигнуты за счет наращивания мощности Донецкого, Печорского, Подмосковного и других угольных бассейнов.

В шахтах используются ныне мощные механизированные комплексы и комбайны (№ 2349, 4151, марка Румынии № 683), а в карьерах — гидромониторы, экскаваторы, бульдозеры, грузовики-тяжеловозы. На двух маркированных конвертах 1970 года изображены 27-тонный автомобиль-самосвал БелАЗ-540 и КрАЗ-256Б на фоне индустриального пейзажа и экскаватора.

Системе планирования и управления шахтами на помощь приходят электронные вычислительные машины.

В угольную промышленность внедряется новая технология строительства шахт, которая приведет к постепенному исчезновению терриконов — пирамид из тысяч тонн пустой породы. Они изображены на маркированном конверте, изданном в марте 1975 года.

В 1972 году в почтовое обращение поступила коммеморативная почтовая марка, выполненная по рисунку художника Р. Стрельникова. На фоне красной звезды и двух скрещенных молотков надпись: «25-летие праздника «День шахтера». Этой дате был посвящен и маркированный конверт.