Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Королевская ошибка (шведский корабль "Ваза")

Ю. Александров. «Королевская ошибка». «Филателия СССР», 1972, №10, стр. 19-20

Шел восьмой год Тридцатилетней войны. Шведский король Густав II Адольф нуждался в сильном флоте, чтобы удержать свое господствующее положение на Балтийском море.

Поэтому главный архитектор королевских доков получил заказ на постройку четырех мощных боевых кораблей. Флагманский корабль «Ваза», названный так в честь одного из королей Швеции—Густава Вазы, строился в течение почти двух лет и 10 августа 1628 года был готов выйти в свой первый рейс. Это был мощный шестидесятичетырехпушечный корабль длиною 48 м и шириной 12 м. Экипаж корабли насчитывал 133 человека, 300 артиллеристов обслуживали орудия. Правда, кораблестроители утверждали, что 64 бронзовые пушки, размещенные на трех палубах корабля, сильно снизят его устойчивость, и настойчиво предлагали увеличить ширину корабля. Но увеличение ширины корабля неизбежно привело бы к снижению его скорости. Поэтому высочайшим повелением Густав II запретил кораблестроителям увеличивать ширину судна.

Наконец постройка корабля была закончена. Гигант, богато украшенный резной позолоченной деревянной скульптурой и расцвеченный многочисленными флагами, медленно двинулся но спокойной воде Стокгольмской бухты. Грянул салют береговых батарей, в ответ раздался залп всех орудий «Вазы», и корабль окутался дымом. В этот момент налетел шквал, и судно, идущее под всеми парусами, сильно накренилось. Крен корабля достиг такой величины, что вода через открытые орудийные порты нижней палубы хлынула в трюм судна. По свидетельству очевидцев. «Ваза» с поднятыми парусами, флагами на мачтах и всем, что находилось на борту, затонул в течение нескольких минут.

Королевская ошибка стоила Швеции мощного корабля и многих человеческих жизней.

В XVII веке было предпринято несколько неудачных попыток поднять лежавший на глубине 33 метра корабль В 1664 году немцу Гансу Адольфу фон Трейлсбену удалось при помощи кожаного водолазного колокола поднять 53 бронзовых орудия с «Вазы», которые по тем временам представляли огромную ценность. После этого о трагедии в стокгольмской бухте постепенно стали забывать. И только через триста с лишним лет Швеции вспомнила об этих событиях. ...В середине пятидесятых годов нашего столетия молодой шведский ученый Андерс Франзен заинтересовался погибшим судном и задался целью найти и поднять «Вазу». Начались поиски места гибели корабля. В 1956 году Франзену удалось найти затонувший корабль, погребенный под пятиметровым слоем ила. О находке заговорили газеты, радио, телевидение. К судьбе «Вазы» было приковано внимание всей Швеции.

Около года продолжались подготовительные работы, и в августе 1959 года водолазы приступили к подъему «Вазы». Почти полтора года продолжалась эта операция, и только в апреле 1961 года тысячи зрителей смогли увидеть, как под звуки музыки из воды появился корпус корабля, пролежавший на дне бухты почти 333 года. После подъема корабля водолазные работы не прекратились, так как необходимо било найти многие недостающие части корпуса и корабельные украшения, сорвавшиеся при ударе корабля о дно. В течение четырех лет водолазы подняли со дна стокгольмской бухты более 700 различных частей корабельного оборудования и скульптурных изображении, некогда украшавших могучий корабль. Наибольшую ценность среди них представляло носовое украшение корабля — двухтонная дубовая скульптура, изображающая льва с открытой пастью и поднятыми передними лапами.

А на берегу шли реставрационные работы. Перед учеными стояла труднейшая задача — сохранить деревянный корпус корабля, свыше трех столетий пролежавший в морской поде В первую очередь необходимо было предотвратить высыхание корпуса, ибо. высохнув, дерево могло рассыпаться в прах. Поэтому все деревянные части корабля орошались искусственным дождем. В дерево вводили специальный консерват. предотвращающий его рассыхание.

Полная реставрация корабля еще не завершилась, но в 1969 году на острове Бекхольм был открыт музеи «Вазы». Частично реставрированный но чертежам корабль был установлен на специальном понтоне и заключен в большой стеклянный футляр, внутри которого постоянно поддерживается повышенная влажность, помогающая сохранению деревянного корпуса корабля В залах музея. расположенных рядом с павильоном, где с застекленных галереи посетители могут любоваться историческим кораблем, размешены более 20 тысяч различных экспонатов, которые рассказывают о постройке и оборудовании «Вазы» и о жизни моряков на кораблях того времени.

Над спасением исторической реликвии трудятся ученые различных специальностей. «Ваза» превратился в настоящую лабораторию, в которой изучаются методы и средства консервации археологических находок, принципы кораблестроения и корабельной архитектуры XVII века и многие другие вопросы.

Отдавая дань всеобщему вниманию к кораблю, ставшему исторической реликвией, почтовое ведомство Швеции в 1969 году выпустило буклет марок, на которых мы видим изображение самого корабля, королевский герб, красовавшийся на корме «Вазы», и различные скульптуры, украшавшие его корпус.