Певец России (Ф.И. Шаляпин)

Л. Гингзбург. Певец России. Филателия СССР. 1973, №2, стр. 11-12

«Ф.Шаляпин — лицо символическое; это удивительно целостный образ демократической России, это человечище, воплотивший в себе все хорошее и талантливое нашего народа...», — писал А. М. Горький в 1911 году.

Ф. И. Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани, в семье скромного канцеляриста. Нелегкими были его детские годы и юность. Образование его ограничилось частной школой и городским училищем и закончилось к тринадцати годам.

Уже в эти годы проявилось музыкальное дарование талантливого подростка. Он пел в церковном хоре, здесь же постиг основы музыкальной грамоты. Рано пришло и увлечение театром. Детские впечатления от ярмарочного балагана, а затем от первых посещений городского театра и в особенности от оперных спектаклей постепенно привели юношу к осознанному стремлению стать артистом. Он не раз участвовал в массовых сценах оперных постановок, затем (это было в Уфе в 1890 году) начал петь в оперном хоре.

С 1894 года Шаляпин выступает на оперной сцене Петербурга (Петербургское оперное товарищество, затем Мариинский театр), а спустя два года переезжает в Москву, где поет в частном оперном театре С. И. Мамонтова, а с 1899 года — в Большом театре (№№ 1612—1613, 3209).

Бессмертными стали созданные Шаляпиным глубоко правдивые сценические образы народного героя-патриота Ивана Сусанина (№ 1580 и конверт 23.V.72), Бориса Годунова, Ивана Грозного, Фарлафа, Мельника, Досифея, Демона, а также Мефистофеля, Дон Базилио, Дон Кихота и многих других.

В самом начале нашего столетия слава Шаляпина перешагнула границы России, и замечательный русский певец стал желанным гостем на оперных сценах Милана («Ла Скала»), Парижа, Лондона и других музыкальных центров Европы и Америки, где он явился горячим пропагандистом русского реалистического искусства.

На протяжении многих лет Шаляпин сочувствовал революционно-освободительному движению в России, за что не раз оказывался под наблюдением полиции. Накануне революционных событий 1905 года он поет для рабочих Харькова и Киева, поет с ними вместе «Дубинушку», воспринимавшуюся ими как гимн народной революции. В самый разгар памятных событий, которые В. И. Ленин позднее назвал «генеральной репетицией» Великого Октября, Шаляпин спел «Дубинушку» со сцены Большого театра, чем вызвал недовольство официальных кругов.

С радостью встретил Шаляпин падение царизма в России. Он входит в общественные организации Петрограда, стремится служить своим искусством народу. В 1918 году на одном из спектаклей в Мариинском театре, данном для рабочей и красноармейской аудитории, делавший вступительное слово А. В. Луначарский представил Шаляпина как первого народного артиста республики. В ответном слове славный артист сказал: «...этот подарок - звание народного артиста — мне всех подарков дороже, потому что он гораздо ближе к моему сердцу человека из народа». Тепло вспоминает Шаляпин в последней написанной им книге свое посещение В.И. Ленина (в Кремле), у которого он нашел поддержку хлопотам, касавшимся оперного театра в Петрограде.

Однако противоречивость и непоследовательность политических взглядов Шаляпина, влияние мелкобуржуазных кругов, а также настроения в его семье привели к тому, что, уехав в 1922 году гастролировать за границу, он больше не вернулся в Россию. Это было величайшей ошибкой и величайшей трагедией артиста. Он осознал это вскоре; в октябре того же 1922 года он писал дочери: «Без России и без искусства, которым я жил в России столько веков,— очень скучно и противно...».

Пользуясь огромным успехом, Шаляпин за рубежом в основном жил своими прежними творческими достижениями., связанными с Россией.

С восхищением писал он в 1931 году о подвиге папанинцев (№№ 583—586, 602—605): «.„я чувствую себя счастливым, когда сознаю, что на моей родине есть такие удивительные люди... Да здравствует славный народ российский!».

Всей душой оставаясь со своей страной, со своим народом, Шаляпин, однако, так и не нашел в себе сил вернуться на родину. После тяжелой болезни он скончался в Париже 12 апреля 1938 года.

...Бессмертное и неповторимое искусство Шаляпина, его подлинная художественность и правдивость, глубокая выразительность и задушевность его пения, широкая гамма воплощенных этим артистом человеческих чувств от драматических по проникновенно-лирических — все это сохранилось в памяти и воспоминаниях его современников.

К 100-летию со дня рождения Ф. И. Шаляпина советская филателия обогатится новыми изданиями. Но при этом вспомним, что в 1965 году в связи с 100-летием друга Шаляпина — выдающегося русского художника В. А. Серова была выпушена советская почтовая марка с воспроизведенным на ней портретом прославленного певца, написанным художником в 1905 году (№ 3226, гравюра на дереве А. Калашникова). Сам Шаляпин позднее писал о Саровских портретах: «Серов оставил после себя огромную галерею портретов наших современников и в этих портретах сказал о своей эпохе, пожалуй, больше, чем сказали многие книги. Каждый его портрет — почти биография».

В 1970 году появилась еще одна почтовая марка, посвященная Ф. И. Шаляпину. В Болгарии была выпущена серия «Оперные певцы»; в нее вошло шесть марок, на которых изображены болгарские вокалисты П. Райчев, Хр. Морфова, К. Попова, Цв. Табакова, итальянский тенор Э. Карузо и Ф. Шаляпин. Наряду с портретом певца на каждой из марок мы находим сцену из оперы данного певца в главной роли.

Марка с Ф. Шаляпиным образует концовку этой интересной серии (№ 1826 по каталогу «Ивер» и «Телье»). На ней мы видим портрет славного русского артиста и сиену из оперы «Борис Годунов» Мусоргского с участием Шаляпина в одной из его коронных ролей — роли Бориса Годунова.

На упомянутой болгарской марке изображена сцена из постановки оперы- в Большом театре в 1913 году.

Одновременно с серией «Оперных певцов» в Болгарии был выпушен конверт первого дня, на котором изображен Оперный театр в Софии, на сцене которого выступали знаменитые артисты. Специальное гашение содержит лиру, обрамленную надписью: «Оперные певцы. София 15.Х 1970».

Шаляпинский юбилей в нашей стране отмечается выпуском посвященных ему почтовой марки и конверта. На марке (в оформлении Б Трифонова) репродуцирован живописный портрет артиста, написанный в 1921 году его близким другом — замечательным художником К.А. Коровиным, который был автором декораций ко многим шаляпинским спектаклям. На конверте (работа И. Пчелко) воспроизведена фотография Ф. И. Шаляпина 1918 года.