Портрет поэта (А.С. Пушкин)

Портрет поэта. "Календарь филателиста". 1972 г.

К 10 февраля 1937 г., дню, когда отмечалась 100-летняя годовщина смерти величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, выпущена была памятная серия  из шести марок: три - с портретом А. С. Пушкина и три - с изображением памятника Пушкину в Москве работы скульптора А. Опекушина. Я не случайно опустил фамилию живописца, которому принадлежал этот известный портрет Пушкина. Ведь, собственно, отсюда и берет начало эта история...

Вначале каталог советских марок, изданный в 1955 г., приписал этот портрет художнику В. Тропинину. Коллекционеры сразу обратили внимание на ошибочность подобной ссылки. Известный живописный портрет Пушкина, созданный Тропининым в 1826 г., решительно не имел ничего общего с рисунком марки. Поэтому в следующем издании каталога 1958 г. ссылка на автора портрета была изменена - назывался другой известный живописец того времени О. Кипренский. И действительно, внешне рисунок марки и "Портрет А. С. Пушкина" работы Кипренского (1827 г.) весьма схожи, тот же поворот головы и лира на втором плане как будто подтверждали справедливость новой ссылки каталога. К тому же слишком мелкие детали рисунка марки затрудняли сравнение портретов в подробностях. И я был уже готов согласиться с каталогом, если бы не ... галстук.

На портрете Кипренского галстук повязан свободно, его концы ниспадают на грудь поэта. На марке тот же галстук завязан красивым сложным узлом. Ни в коем случае нельзя было предположить, что художник В. Завьялов, рисовавший марку, мог произвольно изменить детали портрета Кипренского. И само собой напрашивалось единственное объяснение: на марке изображен иной портрет А. С. Пушкина - не Тропинина и не Кипренского. Но какой? Чей?

Вот что удалось узнать. В Ленинграде, на набережной Мойки, 12, находится последняя квартира А. С. Пушкина, ныне - филиал Всесоюзного музея поэта. В одной из комнат у окна в скромной прямоугольной рамке вы можете увидеть последний прижизненный портрет Александра Сергеевича. Портрет был рисован, а затем гравирован на стали популярным в то время английским гравером и акварелистом Томасом Райтом. Он долгое время жил и работал в России; за это время исполнил множество гравированных на стали портретов русских писателей, государственных деятелей и других лиц. Почти два года Райт работал над портретом Пушкина. Несмотря на некоторое сходство с работой Кипренского (Райт выбрал для своего портрета тот же поворот головы поэта), гравюра Райта - оригинальное произведение. По мнению современников, гравюра получилась весьма удачной, в райтовском портрете отмечалось ими "полнейшее сходство".

Гравюру Райта хорошо знал И. Репин, сказавший однажды о ней: "Обратите внимание... что в наружности Пушкина отметил англичанин! Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум...".

Именно этот последний прижизненный портрет великого русского поэта и был изображен на памятной почтовой марке, посвященной 100-летию со дня его смерти.

Не раз в последствии выпускались марки, посвященные А. С. Пушкину. Но никогда более не был повторен на них тот портрет, историю которого помогла мне узнать почтовая марка.

Из книги В. Карлинского "Марка зовет в путь" М., "Связь", 1966