Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

На марке - фальсификат (фреска церкви святой девы Марии)

В. Томас. "На марке - фальсификат". "Филателия СССР", 1971, № 3, стр. 26

"У меня есть марка с изображением фрагмента фрески церкви святой девы Марии. Недавно я прочитал, что эта марка фальшивая. Так ли это?"- спрашивает Миша Волков из Новосибирска.

Отвечаем: сама марка не фальшивая, а вот то, что на ней изображено, - ложно.

Об этом и рассказывается в статье В. Томаса.

В НОЧЬ с 28 на 29 марта 1942 года при бомбардировке английской американской авиацией Любека был разрушен главный городской собор - Мариенкирхе (церковь святой девы Марии). Прекрасный образец немецкой кирпичной готики ХIII века, гордость жителей старинного Любека, Мариенкирхе в результате прямого попадания фугасной бомбы сильно пострадала: обрушены перекрытия, частично повреждены стены, местами обвалилась штукатурка, разбиты витражи... Вспыхнувший пожар уничтожил все, что могло гореть.

Через несколько дней смельчаки, рискнувшие проникнуть внутрь разрушенного здания, были крайне изумлены, увидев на стенах собора, в тех местах, где осыпалась штукатурка, остатки первоначальной стенописи, покрытой белым налетом минеральных солей и сильно обесцвеченной.

Начавшиеся в 1948 году восстановительные работы предусматривали реставрацию как здания собора, так и древних настенных фресок, которые многие и многие годы оставались скрытыми от глаз прихожан под слоем штукатурки и так счастливо открылись в ту трагическую для жителей Любека мартовскую ночь. Реставрировать стенопись было поручено известному мастеру Дитриху Фею.

Проведенная пробная расчистка показала, что от первоначальной росписи сохранились лишь жалкие следы, и о подлинном восстановлении сюжета старинных фресок не могло быть и речи. Однако выполнение этого заказа сулило Дитриху Фею изрядные барыши и славу спасителя национальных сокровищ. И Фей, по всей вероятности с согласия церковного управления, пошел на фальсификацию...

Приглашенный им живописец Лотар Мальскат, давно и удачно промышлявший изготовлением поддельных картин Рембрандта, Коро, Мане и других известных художников, переписал стенопись собора, по существу, заново, создав самостоятельное произведение, ничего общего не имеющее с древними фресками церкви св. девы Марии. Вряд ли нужно говорить о том, что реставраторы работали при закрытых дверях... Но об этом стало известно позже.

А 2 сентября 1951 года, после девятилетнего перерыва, впервые открылись двери Марненкирхе, в котором только что были закончены реставрационные работы. В этот день жители Любека и многочисленные гости из других городов торжественно праздновали 700-летний юбилеи постройки собора. Горожане и их гости подолгу любовались стройными остроконечными башнями Мариенкирхе, его помолодевшими стенами, сложенными из красивого обожженного кирпича. Но особенное восхищение вызывала "первозданная" красота настенной росписи.

Дитрих Феи принимал поздравления и награды. Его имя не сходило со страниц газет, а о Лотаре Мальскатс, три года потратившем на роспись стен собора, словно забыли. Возмущенный подобной несправедливостью, тщеславный художник выступил с заявлением в печати о том, что фрески в церкви св. девы Марии в Любеке были написаны им, Лотаром Мальскатом, произвольно и их сюжет не связан с остатками первоначальной росписи.

Разразился скандал. Предпринятые попытки Фея и церковного управления обвинить Мальската в клевете успеха не имели. Специальная экспертная комиссия без большого труда установила, что Лотар Мальскат прав. Прийти к этому заключению экспертам было не так и трудно: местами реставраторы даже не удосужились произвести расчистку стен...

Но причем здесь филателия? - спросите вы. А вот при чем.
В честь юбилея постройки собора почтовое ведомство Федеративной Республики Германии выпустило две почтовые марки с изображением фрагмента "древней" стенописи Мариенкирхе. Марки печатались на бумаге с водяными знаками достоинством 10 и 20 пф.. причем на каждой из них был указан дополнительный номинал 5 пф., предназначавшийся на покрытие громадных расходов, связанных с восстановлением собора.