Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Стасовы

В. Бекишев. Стасовы. Филателия СССР. 1977. №8. Стр. 8-9


Страшный пожар в декабре 1837 года, длившийся три дня, оставил от грандиозного здания Зимнего дворца, великого творения Варфоломея Растрелли, Дж. Кваренги, Карла Росси, Августа Монферрана, лишь обгорелый остов. Пожарным и солдатам с большим трудом удалось отстоять здание Эрмитажа.

Той же зимой началось восстановление дворца, которое проводилось под руководством и по проектам В. П. Стасова. Благодаря напряженному труду строителей уже через год были готовы главные парадные залы Зимнего. Стасов не только восстановил дворец, сохранив все лучшее, что было создано предшественниками, но и творчески приблизил его облик к художественным требованиям своего времени.

Василий Петрович Стасов (1769-1848) был выдающимся представителем архитектуры русского классицизма, учеником В. И. Баженова, М. ф. Казакова. Созданные им здания Павловских казарм на Марсовом поле, Конюшенного ведомства на Мойке и другие украшали многие площади и улицы Петербурга. По его проектам строились здания, торговые ряды и в других городах России. Так, Табачные ряды (ныне Дом книги) в Костроме, построенные в 1822 году, поражают своей строгой величавостью, изысканностью композиционного решения.

В. П. Стасов мечтал видеть своего сына тоже архитектором. Но Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) не пошел ни по архитектурной, ни по юридической части, хотя и окончил училище правоведения, а увлекся искусством, литературой.

Владимир Васильевич стоял у истоков двух замечательных течений в русской культуре XIX века - Товарищества передвижников в живописи и "Могучей кучки" в музыке. Он умел находить талант и смело вводил его в храм искусства, помогал ему творчески раскрыться. Стасова не зря называли "Белинским в искусстве". Со всей страстностью отстаивал он все новое, прогрессивное, боролся за реализм, национальное своеобразие и народность искусства.

Перу В. В. Стасова принадлежат многочисленные статьи о музыкантах, художниках, артистах, монографии о Глинке, Мусоргском, Бородине, исторические обзоры "25 лет русского искусства", "Искусство в XIX веке".

Известны работы Стасова в области славянского и восточного орнамента, археологии, истории женского высшего образования в России, исследования о. происхождении русского былинного творчества.

Максим Горький сказал о В. В. Стасове: "Вот человек, который делал все, что мог, и все, что мог, - сделал".

...Ее звали товарищ "Абсолют". Профессиональная революционерка Елена Дмитриевна Стасова (1873-1966) была достойной представительницей рода Стасовых. Высокая личная культура удивительно сочеталась в ней с беззаветной преданностью своей Родине, Коммунистической партии. Миром ее детских и юношеских лет были книги, произведения изобразительного искусства, музыка. Среди друзей семьи были Балакирев, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Глазунов, Шаляпин, художники-передвижники. Огромное влияние на формирование мировоззрения Елены Дмитриевны оказали отец, Дмитрий Васильевич, известный юрист и хороший музыкант, один из основателей Петербургской консерватории, и особенно дядя, Владимир Васильевич. Отец и дядя были людьми прогрессивными, безгранично любили народ и верили в его созидательные силы, ненавидели царизм. Дмитрий Васильевич выступал защитником на политических процессах Каракозова, 193-х, 50-ти. Приказав выслать его

из Петербурга, царь Александр II раздраженно сказал: "Плюнуть нельзя, чтобы не попасть в Стасова". В. В. Стасов был лично знаком с Герценом, ездил к нему в Лондон, поддерживал петрашевцев, увлекался произведениями Чернышевского.

Знакомство с питерским пролетариатом, с "политиками" - членами "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" приводит Е. Д. Стасову в 1898 году в ряды партии. Она хранит и распространяет нелегальную литературу, обеспечивает квартиры для собраний и явок, организует шифрованную переписку, работает секретарем Петербургского комитета, а с появлением ленинской "Искры" становится ее агентом, дважды подвергается арестам.

В сентябре 1905 года Елене Дмитриевна встретилась в Женеве с В. И. Лениным, высоко ценившим ее как партийного работника и человека. В 1912 году ее арестовывают в третий раз и ссылают в далекую Енисейскую губернию. В дни 1917 года Стасова в самой гуще революционных событий, она встречает В. И. Ленина на Финляндском вокзале, укрывает его от ареста в своей квартире, хранит архив партии. После победы Великой Октябрьской Социалистической революции Елена Дмитриевна работает секретарем ЦК, секретарем Закавказского бюро ЦК. В 1921 году партия направила Стасову представителем Коминтерна на подпольную работу в Германию в качестве оргсекретаря ЦК КПГ и председателя ЦК "Красной помощи". С 1926 года она в течение 11 лет возглавляет ЦК МОПР СССР, а затем 8 лет редактирует журнал "Интернациональная литература". В последние годы жизни Елена Дмитриевна вела большую общественную и литературную работу, подготовила к печати избранные сочинения В. В. Стасова и его письма к родным.

За выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и советским народом Е. Д. Стасова была удостоена высокого звания Героя Социалистического Труда и четырех орденов Ленина.

Удивительно талантливым, целеустремленным был род Стасовых. 200 лет истории русской архитектуры, музыки, изобразительного искусства, революционной деятельности воплотили в себе три жизни, оставившие благодарную память и глубокое уважение потомков.

Чтят память о Стасовых советская почта и филателия.

В 1948 году, когда отмечалось 100-летие со дня смерти В. П. Стасова, было выпущено 2 марки (№ 1337, 1338), посвященные выдающемуся зодчему. На почтовой миниатюре номиналом 40 копеек мы видим портрет Василия Петровича работы А. Г. Варнека, хранящийся в Государственном Русском музее, и чертежные принадлежности. На рублевой марке тот же портрет В. П. Стасова воспроизведен на фоне б. Павловских казарм в Ленинграде (ныне здание Ленэнерго), построенных в 1817-1818 годах. 200-летие со дня его рождения было отмечено маркированным конвертом (№ 6415), на котором художник А. Яр-Кравченко запечатлел портрет архитектора. В честь этого события 4 августа 1969 годе в Ленинграде было произведено спецгашение.

Две марки 1957 года (№ 2057, 2058) воспроизводят известный портрет В. В. Стасова, написанный И. Е. Репиным в 1883 году, который хранится в Государственном Русском музее в Ленинграде. К 150-летию со дня рождения был выпущен маркированный конверт с портретом В. В. Стасова.

100-летию со дня рождения Е. Д. Стасовой посвящены марка № 4207 и маркированный конверт.