Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Все что мог – сделал… (В. В. Стасов)

И. Вакс. «Все что мог – сделал…». Филателия СССР. 1974. №7. Стр. 32

У многих филателистов, собирающих марки о музыке и изобразительном искусстве России, есть в коллекциях почтовые миниатюры с портретом В. В. Стасова.

Коричневая и черно-синяя марки (№ 2057—2058) художника И. Дубасова вышли в 1957 году. Марки воспроизводят картину И. Е. Репина, хранящуюся в Государственной Третьяковской галерее.

В 1847 году в «Отечественных записках» появилась статья «Брюллов, Лист, Берлиоз», которую Стасов считал началом своей литературной деятельности. Затем в течение двух лет в этом журнале он публикует несколько статей, привлекая к себе внимание демократизмом взглядов, принципиальностью, глубиной понимания творческого процесса. Он становится другом и единомышленником многих видных деятелей культуры.

М. И. Глинка (№ 1781—1782, 1979 — 1980) писал в 1855 году сестре: «В. С. (В. Стасов) был вчера и больно приставал, чтоб я работал». Стасов считал оперы Глинки великим созданием русского гения и отстаивал их самобытность и оригинальность. Когда Глинка умер, потрясенный Стасов писал в февральской книжке «Русского вестника» за 1856 год: «Глинка создал национальную оперу, русский национальный романс». Это было одно из первых высказываний в прессе, указывающих на истинное значение Глинки как основоположника национальной классической музыки. Первый биограф Глинки — Стасов собрал все документы и партитуры композитора, добился, чтобы на его могиле поставили памятник. По его инициативе многие не исполнявшиеся произведения композитора, в частности музыка к трагедии «Князь Холмский», заняли достойное место в концертном репертуаре.

Еще при жизни композитора в его доме познакомился Стасов с необычайно одаренным юношей. Это был М. А. Балакирев (№ 2005), за творческой судьбой которого критик следил благожелательно. В доме Балакирева собирались молодые композиторы А. С. Даргомыжский (№ 2916) и Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков (№ 915—922, 2162). Позже к ним примкнул А. П. Бородин. Все они безоговорочно принимали стасовское идейное руководство, утверждающее национальное, демократическое начало в музыке.

На марке, посвященной 175-летию Большого театра, среди портретов композиторов — Бородин и Мусоргский (№ 1613), Стасов первым приветствовал молодых композиторов России: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» (статья «Славянский концерт г. Балакирева», «Ведомости», 13 мая 1867 г.). Так вошло в жизнь выражение «могучая кучка». Стасов радостно встречает расцвет таланта Мусоргского. Стасову принадлежит идея оперы «Хованщина», он помогал композитору писать либретто, познакомил Мусоргского с литературными памятниками допетровской Руси, ставшими основой оперы.

Стасов посоветовал Бородину написать оперу на сюжет «Слова о полку Игореве», принял участие в разработке либретто. Так появился знаменитый «Князь Игорь».

В 1856 году Н. Г. Чернышевский (№ 717—719) публикует в журнале «Современник» статью Стасова «О голландской живописи». В ней автор отстаивает бытовую, жанровую живопись, которая, по его мнению, лучше других пластических видов искусств отражала реальную жизнь.

Яростную борьбу вел Стасов с противниками реалистического искусства, с теми, кто был приверженцами академических, античных тем. Он поддержал бунт 14 студентов Академии художеств, которые во главе с Иваном Крамским (№ 2716) отказались участвовать в конкурсе по сюжетам из скандинавских саг. Он помогал молодому скульптору М. Антокольскому отстаивать свое творчество, защищая его от нападок реакционных критиков. Антокольский познакомил маститого критика со своими друзьями, товарищами по Академии художеств — И. Репиным (№ 933— 942, 1924—1925, 3778—3782), К. Савицким (№ 1802—1804), В. Васнецовым (№ 1649—1650). С его напутствием входили они в жизнь.

Стасов горячо приветствовал первую выставку художников-передвижников, где были представлены работы Н. Ге и А. Саврасова (№ 1899, 1908), В. Перова (№ 1886—1888), И. Шишкина (№ 1264—1267), И.Крамского и других молодых талантливых живописцев, предлагал записать в устав товарищества, чтобы вход хоть несколько дней на выставку был бесплатным. «Пусть сообразят сами художники, — писал он, — сколько есть бедных людей, которым и один гривенник заплатить трудно, а между тем поэтического и художественного чувства в них не меньше, чем у тех, кто подъезжает к выставке на тысячных рысаках». 30 лет держал Стасов высоко знамя Товарищества художников, воевал с реакционной печатью в защиту передового реалистического искусства. Он стал первым историком передвижников.

Творческую деятельность в защиту прогрессивного искусства Стасов не мыслил без гражданственной демократической позиции. Еще в молодости он был арестован за принадлежность к революционному движению петрашевцев, но за недостатком улик был выпущен из Петропавловской крепости. Взглядь! Стасова развивались под воздействием Белинского и Чернышевского.

Владимир Васильевич состоял в переписке с Герценом в пору его издания «Колокола». А вот отрывок из нелегального письма: «Пожалуйста, присылайте аккуратно все новые фасоны «тайному советнику», тогда они скоро попадут в мои руки». Это писалось известным революционером-ленинцем, агентом большевистской «Искры» Е. Д. Стасовой (№ 4281) за границу Н. К. Крупской (№ 1901). «Тайным советником» зашифрование назван В. В. Стасов, который помогал своей племяннице Елене. Его служебный адрес в Императорской публичной библиотеке использовался для пересылки «Искры» из-за границы. Это было уже на закате жизни Владимира Васильевича...

Умер В. В. Стасов 10 октября 1906 года. Весь цвет петербургской культуры пришел проводить его в последний путь.

Вскоре вышел сборник воспоминаний о выдающемся критике-демократе. В своей статье М. Горький, не раз встречавшийся и тепло относившийся к Владимиру Васильевичу, писал: «Его стихией, религией и богом было искусство. Когда он умер, я подумал: «Вот человек, который делал все, что мог, и все, что мог, — сделал».

В связи со 150-летием со дня рождения Владимира Васильевича Стасова вышел в обращение маркированный конверт (художник П. Бендель) с портретом великого русского критика.