Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Штурман (Марина Раскова)

В. Альпов. "Штурман". "Филателия СССР", 1972, №4, стр. 28

СОВЕТСКИМ И ЗАРУБЕЖНЫМ ФИЛАТЕЛИСТАМ хорошо известна эта серия, выпущенная в честь Полины Осипенко, Марины Расковой и Валентины Гризодубовой, которые в сентябре 1938 года совершили беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток.

На трех марках (№№ 660-662), поступивших в почтовое обращение в марте 1939 года, коллективом художников Гознака изображены портреты отважных советских летчиц, чей беспримерный подвиг был высоко оценен Советским правительством: девушкам были присвоены звания Героев Советского Союза.

Им восторженно рукоплескала страна. Улыбающимися запечатлены они на миниатюрах. Но за этими улыбками скрывался трудный, изнурительный полет, его драматический финал, который едва не стал для штурмана трагическим...

Штурманом была Марина Раскова. Ей и до этого приходилось участвовать во многих беспосадочных перелетах. В 1935 году вместе с Гризодубовой она установила новый мировой рекорд для женщин, пролетев от Москвы до Актюбинска 1 443 км. Работала она в экспедициях по прокладке новых воздушных трасс, в составлении навигационных расчетов воздушных парадов в Москве, летала на этих праздниках.

И вот - по воздушному бездорожью через всю страну! На самолете "Родина" - из Москвы к Тихому океану.

...Гризодубова и Осипенко посменно управляли машиной. Штурману Расковой пришлось весь перелет быть без смены. В первые часы радиосвязь с наземными службами была устойчивой. Но ночью при подлете к Уральскому хребту самолет стал покрываться коркой льда. Чтобы уйти от опасности, пришлось "взобраться" на высоту 7 000 м, где обледенение исчезло, но зато из-за низкой температуры вышли из строя радиоприборы. Для определения курса осталось только одно средство - астроориентировка. Это означало: штурману нужно вылезать из люка самолета и с секстантом в руках работать под обжигающей струей леденящего потока воздуха.

Прошли Свердловск, Омск, Байкал. С рассветом вдали под крылом самолета блеснуло Охотское море. Рекорд дальности установлен!

Но долететь до Комсомольска-на-Амуре не удалось: горючее было на критическом исходе и экипаж решил садиться в тайге на болоте. Но при такой посадке самолет мог скапотировать, что угрожало жизни штурмана, располагавшегося в носовой турели. Поэтому Расковой было приказано прыгать с парашютом.

И тут начались для нее новые испытания... Десять суток без огня и пищи шла она по тайге и болотам, ориентируясь по шуму самолетов, которые вели поиск, пока не вышла к своей машине.

Так закончилась эта эпопея, вписавшая яркую страницу в историю нашей страны и мировой авиации.

...Когда началась Великая Отечественная война, Марина Михайловна Раскова просила штаб Военно-Воздушных Сил направить ее на фронт, по Центральный Комитет партии и Верховное Главнокомандование сочли необходимым поручить ей ответственейшее дело - формирование женских авиационных полков. Для этого нужно было из отрядов Гражданского Воздушного Флота и Осоавиахима подобрать летный и технический состав, обучить девушек сложному авиавоенному делу.

Для формирования полков была создана во главе с Расковой Авиационная группа.

Весной 1942 года первые два полка - истребительный и ночных бомбардировщиков - вылетели на фронт.

В начале 1943 года она вылетела к месту боевых операций во главе третьего подготовленного под ее руководством полка - пикирующих бомбардировщиков "Пе-2".

И тут случилось непоправимое: ее самолет, попав 4 января в тяжелые метеорологические условия, потерпел катастрофу.

Похоронили героиню на Красной площади в Москве. В день похорон ее однополчане поклялись быть смелыми и преданными Родине, какой была Марина Раскова... Двадцать восемь девушек, ее боевых учениц, стали Героями Советского Союза, многие награждены орденами и медалями.

В этом - продолжение ее неумирающего подвига. О нем мы помним сейчас, в дни, когда исполнилось 60 лет со дня ее рождения. И будем помнить всегда.