Из истории индийской авиапочты

А. Бородин. "Из истории индийской авиапочты". "Филателия СССР", 1971, №8, стр. 8-9

18 февраля 1911 года биплан "Хембер" поднялся с территории национальной выставки в Аллахабаде, сделал круг над древней крепостью и улетел через реку Джамну. Тысячная толпа аплодировала авиатору.

Летающая машина была уже не в диковину. Однако этот полет был необычным. Летчик Генри Пиквет вез с собой 6,5 тысячи писем и почтовых открыток, которые благополучно были доставлены в почтовое отделение Наини. Так открылась новая страница в истории почтовой службы Индии.

В память об этом событии все почтовые отправления страны гасились специальным штемпелем.

Хотя Индия и стала пионером в организации авиапочтовой связи в районе стран Юго-Восточной Азии, однако в силу общей экономической отсталости колониальной Индии до создания регулярной авиапочтовой связи было еще далеко.

Развитие внутренней авиапочтовой связи шло медленно. Первая регулярная авиалиния между Индией и Англией была открыта лишь в 1929 году. Вскоре была установлена линия между Дели и Карачи.

Индийская государственная авиационная служба в течение двух лет организовала 197 коммерческих полетов и перевезла свыше 6 тонн почты.

Активное развитие внутренних авиалиний начинается с 1932 года, когда была создана первая национальная авиакомпания "Тата соне". Самолеты этой компании совершали еженедельные полеты между городами Карачи и Мадрас через Ахмедабад, Бомбей и Баллари.

В 1933 году английская авиакомпания "Импириэл эйрвейс" продолжила линию Лондон - Карачи через Индию в Сингапур. В связи с этим была создана новая авиакомпания "Индиан тренсконтинентал эйрвейс", которая приняла участие в полетах через Индию.

Другая местная компания - "Индиан нэшнл эйрвейс" начала еженедельные полеты по маршрутам Калькутта - Рангун и Рангун - Дакка.

В то же время первая индийская авиакомпания "Тата соне" увеличила количество перевозимой почты с 11 тонн в 1933 году до 30 тонн в 1935 году.

После завоевания Индией независимости, уже в июне 1948 года вновь созданная национальная компания "Эйр Индиа интернэшнл" открыла первую международную линию Индия - Англия. В честь этого события была выпущена специальная марка.

В 1949 году вводится в действие система авиапочтовой связи, получившая название "Ночной воздушный крест". По этой системе каждую ночь из четырех расположенных в противоположных частях Индии городов - Дели, Мадрас, Бомбей и Калькутта вылетают самолеты с посадками в различных городах. Эти самолеты встречаются в центре страны в Наппуре, где обмениваются почтой, и возвращаются обратно. Таким образом, система охватывает авиапочтовой связью большое число городов. Как правило, авиаписьмо, направленное из одного города в другой, поступает адресату на следующий день.

По официальным данным, за время независимости Индии протяженность ее внутренних авиалиний уже к 1960 году достигла 31 тысячи километров. Авиапочтовая связь прочно вошла в жизнь страны.

Индия активно развивает и международные авиалинии. Первая регулярная авиалиния Дели - Москва была открыта в августе 1958 года авиакомпанией "Эйр Индиа Интернэшнл"; позже, в апреле 1962 года, вступила в строй линия Бомбей - Москва. Эти события были отмечены выпуском конвертов "Первого полета" со специальными гашениями.

В последние годы, с ростом и укреплением экономических и культурных связей между Советским Союзом и Индией, значительно расширились регулярные воздушные линии между нашими дружественными странами.

Так, к 1971 году на условиях существующих соглашений из Москвы в Индию или транзитом через нее с посадками в Дели и Калькутте ежедневно вылетает четыре самолета "Аэрофлота".

Из Индии через Москву проходили две регулярные воздушные линии. А в мае 1971 года по просьбе индийской стороны через Москву прошла третья регулярная линия авиакомпании "Эйр Индиа интернэшнл".

При современном уровне авиации стало возможным доставлять письма из далекой Индии в Москву всего за несколько часов.

Следует отметить, что история развития авиапочтовой службы Индии нашла широкое отражение в филателии. Сотни конвертов со спецгашениями, посвященными различным полетам индийских самолетов как внутри страны, так и по международным маршрутам, украшают коллекции любителей аэрофилателии.

В 1961 году по случаю 50-летия индийской авиапочты была выпущена серия из трех марок, на которых изображены первый авиаштемпель перелета Аллахабад - Наини, самолет "Хамбер" и современный воздушный лайнер.