Библиотека ИЦ
- 1. Общая информация
- 2. Марки Большой России
- 3. Страны мира
- 4. Тематическая филателия
- 5. Фальсификаты
- 6. Фантастические и спекулятивные выпуски
- 7. Начинающему филателисту
- 8. Известные коллекционеры
- 9. Раритеты
- 10. Виртуальные коллекции
- 11. Филателистические выставки
- 12. Непочтовые марки
- 13. Автоматные марки (АТМ)
Новые поступления
- Филателистическая выставка «Олимпфил Россия-2022»
- Пособие для коллекционеров почтовых марок "Политическая карта мира в почтовых марках" под редакцией Нелепина В.Ф.
- Некаталогизировання почтовая марка VIII стандартного выпуска
- Письмо с первой Олимпиады (Олимпиада 1896 г.)
- Осторожно фальсификат! (марки РСФСР - голодающим)
Из истории индийской авиапочты
А. Бородин. "Из истории индийской авиапочты". "Филателия СССР", 1971, №8, стр. 8-9
18 февраля 1911 года биплан "Хембер" поднялся с территории национальной выставки в Аллахабаде, сделал круг над древней крепостью и улетел через реку Джамну. Тысячная толпа аплодировала авиатору.
Летающая машина была уже не в диковину. Однако этот полет был необычным. Летчик Генри Пиквет вез с собой 6,5 тысячи писем и почтовых открыток, которые благополучно были доставлены в почтовое отделение Наини. Так открылась новая страница в истории почтовой службы Индии.
В память об этом событии все почтовые отправления страны гасились специальным штемпелем.
Хотя Индия и стала пионером в организации авиапочтовой связи в районе стран Юго-Восточной Азии, однако в силу общей экономической отсталости колониальной Индии до создания регулярной авиапочтовой связи было еще далеко.
Развитие внутренней авиапочтовой связи шло медленно. Первая регулярная авиалиния между Индией и Англией была открыта лишь в 1929 году. Вскоре была установлена линия между Дели и Карачи.
Индийская государственная авиационная служба в течение двух лет организовала 197 коммерческих полетов и перевезла свыше 6 тонн почты.
Активное развитие внутренних авиалиний начинается с 1932 года, когда была создана первая национальная авиакомпания "Тата соне". Самолеты этой компании совершали еженедельные полеты между городами Карачи и Мадрас через Ахмедабад, Бомбей и Баллари.
В 1933 году английская авиакомпания "Импириэл эйрвейс" продолжила линию Лондон - Карачи через Индию в Сингапур. В связи с этим была создана новая авиакомпания "Индиан тренсконтинентал эйрвейс", которая приняла участие в полетах через Индию.
Другая местная компания - "Индиан нэшнл эйрвейс" начала еженедельные полеты по маршрутам Калькутта - Рангун и Рангун - Дакка.
В то же время первая индийская авиакомпания "Тата соне" увеличила количество перевозимой почты с 11 тонн в 1933 году до 30 тонн в 1935 году.
После завоевания Индией независимости, уже в июне 1948 года вновь созданная национальная компания "Эйр Индиа интернэшнл" открыла первую международную линию Индия - Англия. В честь этого события была выпущена специальная марка.
В 1949 году вводится в действие система авиапочтовой связи, получившая название "Ночной воздушный крест". По этой системе каждую ночь из четырех расположенных в противоположных частях Индии городов - Дели, Мадрас, Бомбей и Калькутта вылетают самолеты с посадками в различных городах. Эти самолеты встречаются в центре страны в Наппуре, где обмениваются почтой, и возвращаются обратно. Таким образом, система охватывает авиапочтовой связью большое число городов. Как правило, авиаписьмо, направленное из одного города в другой, поступает адресату на следующий день.
По официальным данным, за время независимости Индии протяженность ее внутренних авиалиний уже к 1960 году достигла 31 тысячи километров. Авиапочтовая связь прочно вошла в жизнь страны.
Индия активно развивает и международные авиалинии. Первая регулярная авиалиния Дели - Москва была открыта в августе 1958 года авиакомпанией "Эйр Индиа Интернэшнл"; позже, в апреле 1962 года, вступила в строй линия Бомбей - Москва. Эти события были отмечены выпуском конвертов "Первого полета" со специальными гашениями.
В последние годы, с ростом и укреплением экономических и культурных связей между Советским Союзом и Индией, значительно расширились регулярные воздушные линии между нашими дружественными странами.
Так, к 1971 году на условиях существующих соглашений из Москвы в Индию или транзитом через нее с посадками в Дели и Калькутте ежедневно вылетает четыре самолета "Аэрофлота".
Из Индии через Москву проходили две регулярные воздушные линии. А в мае 1971 года по просьбе индийской стороны через Москву прошла третья регулярная линия авиакомпании "Эйр Индиа интернэшнл".
При современном уровне авиации стало возможным доставлять письма из далекой Индии в Москву всего за несколько часов.
Следует отметить, что история развития авиапочтовой службы Индии нашла широкое отражение в филателии. Сотни конвертов со спецгашениями, посвященными различным полетам индийских самолетов как внутри страны, так и по международным маршрутам, украшают коллекции любителей аэрофилателии.
В 1961 году по случаю 50-летия индийской авиапочты была выпущена серия из трех марок, на которых изображены первый авиаштемпель перелета Аллахабад - Наини, самолет "Хамбер" и современный воздушный лайнер.