Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Штемпеля советской воздушной почты (1918-1941 гг.)

В. Притула. "Штемпеля советской воздушной почты (1918-1924 гг.)". "Филателия СССР", 1971, № 4, стр. 7

Впервые советская воздушная почта была доставлена 31 марта 1918 года военным летчиком Н. Петровым из Петрограда в Москву. Развитие воздушных транспортных сообщений в последующее время было значительно задержано гражданской войной и интервенцией. Том не менее в начале 1919 года некоторое время функционировала опытная авиалиния Сарапул - Екатеринбург, которую обслуживали самолеты "Илья Муромец". Вслед за ним 8 апреля открылся другой опытный маршрут Москва-Петроград, по которому курсировали самолеты "Лебедь XII".

К концу декабря 1920 года был разработан общий план маршрутов воздушного транспорта. В соответствии с этим планом 13 января 1921 года состоялся опытный полет по маршруту Харьков - Киев - Екатсринослав (Днепропетровск) - Севастополь, с которым была перевезена военная почта, а 29 января эта линия была продлена до Москвы. Летчик Рутковский совершил пробную перевозку почты из Москвы в Харьков. За январь 1921 года было выполнено всего 15 рейсов, с которыми доставили около тысячи почтовых отправлений.

К сожалению, до настоящего времени аэрофилателистические документы указанного периода неизвестны.

Первые специальные сопроводительные штемпеля для советской авиа-почтовой корреспонденции стали применять с 1922 года, когда была открыта первая международная линия русско-германского общества воздушных сообщений "Дерулюфт". С 1 мая 1922 года начались регулярные рейсы по маршруту Москва - Смоленск (или Великие Луки) - Ковно - Кенигсберг. В дальнейшем промежуточная посадка в Ковно была отменена, а линия продолжена до Берлина. Регулярная работа воздушной почты была прекращена на этой линии 1 ноября. Авиапочтовая корреспонденция, отправлявшаяся в этот период, получила отметку сопроводительным штемпелем синего, фиолетового, черного или красного цвета (рис. 1). Штемпель ставили как на входящей, так и на исходящей корреспонденции.

Вскоре сопроводительный штемпель воздушных отправлений был несколько изменен. Его текст сохранился, а рамка была заменена на прямоугольную размером 46x11 мм (рис. 2). Цвет нового штемпеля - фиолетовый или серый. Наиболее раннее известное отправление с таким штемпелем, адресованное из Москвы в Женеву (через Кенигсберг и Берлин), было отправлено 26 августа 1922 года. В связи с тем, что в этот период вся международная авиакорреспонденция отправлялась только через Москву, на подлинных авиаписьмах должен быть черный круглый штемпель "Москва 1 экспедиция" или "Москва 2 экспедиция".

Новое изменение штемпельных отметок авиакорреспонденции произошло в 1923 году. На почте, доставленной самолетом в Москву, стали ставить трехстрочный штемпель "Получено с воздушной почтой" размером 32,5X20 мм (рис. 3). Цвет штемпеля- черный. Наиболее раннее известное филателистам отправление с новым штемпелем датировано июнем. Исходящая из Москвы авиапочта получила отметку двухстрочным штемпелем с немецким текстом (рис. 4). Размер штемпеля - 60Х15 мм, цвет - красный. Наиболее раннее известное коллекционерам письмо с такой отметкой отправлено из Петрограда в Антверпен (через Москву и Кенигсберг) 28 сентября 1923 г.

Внутренние линии советской воздушной почты обслуживали в тот период маршрут Москва - Нижний Новгород (Горький) - Москва. В 1922 году эта трасса работала с 1 августа по 25 сентября, а в 1923-м - с 16 июля по 18 сентября. В 1922 году состоялось 57 полетов, с которыми перевозили в основном служебную корреспонденцию. В 1923 году эту ЛИНИЮ обслуживало общество "Добролет" советского гражданского воздушного флота. Был добавлен промежуточный пункт посадки в Иваново-Вознесенске и открыто специальное почтово-телеграфное отделение на II Нижегородской ярмарке, где применяли специальные штемпеля (рис. 5 и 6).

В 1924 году появились новые сопроводительные штемпеля как на исходящей, так и на входящей в Москву авиакорреспонденции. Советские письма стали получать отметку "Самолетом" (рис. 7) размером 55Х12,5 мм фиолетового цвета. Известно письмо с таким штемпелем, отправленное из Москвы в Париж через Кенигсберг 30 мая. Зарубежная корреспонденция, главным образом немецкая, по-прежнему получала отметку сопроводительным штемпелем "Mit Luftpost" в рамке, однако шрифт надписи и размеры рамки были изменены (до 38x12,5 мм) (рис. 8).

Коллекционеры знают также письмо, отправленное 14 мая из Берлина в Москву (через Кенигсберг и Смоленск), которое имеет сопроводительный штемпель в одну строку на немецком языке без рамки (рис. 9). Размеры штемпеля-35x6 мм, цвет-фиолетовый.

Завершился 1924 год применением первого специального авиапочтового штемпеля СССР, которым был отмечен первый перелет Москва - Тегеран, продолжавшийся с 30 октября по 14 декабря. Штемпель состоит из русско-французского текста в три строки, заключенного в рамку размером 60X23 мм (рис. 10). Цвет штемпеля красный. Известны конверты писем, доставленных с первым перелетом в Тегеран, на которых имеется черный типографский текст в две строки на французском языке (рис. 11). Размеры этой надписи 95X20 мм.

В. Притула. "Советские штемпеля воздушной почты (1925-1930 гг.)". "Филателия СССР", 1971, № 6, стр. 12-14

В 1925 году для отметок не только международной, но и внутренней авиапочтовой корреспонденции вводится сопроводительный штемпель с французским текстом (рис. 1). Наиболее раннее письмо с таким штемпелем датировано 5 августа. Цвет штемпеля фиолетовый, размер рамки- 12X40 мм.

Другой авиаштемпель, который впервые стали применять также в 1925 году (рис. 2), судя по тексту, предназначался только для писем. Однако его использовали и для почтовых карточек, и для бандеролей. Первая известная дата применения такого штемпеля - 20 сентября. Размер его рамки - 9X40 мм, цвет - фиолетовый.

С 1925 года в коллекциях любителей аэрофилателии встречается первая специальная наклейка для авиазаказного отправления, которая выполняла функции штемпельной отметки (рис. 3). Красная наклейка размером 20X40 мм имеет зубцы со всех четырех сторон. Первая известная дата ее применения - 9 декабря, на письме, адресованном из Алма-Аты в Москву и доставленном, очевидно, самолетом Средне-Азиатского отделения "Добролета".

В аэрофилателистической литературе упоминается еще один специальный сопроводительный штемпель авиапочты, первая известная дата применения которого - 17 июня (рис. 4). Размеры рамки штемпеля - 16X65 мм, цвет - фиолетовый. В литературе нет указаний, на каких отправлениях - входящих или исходящих из Советского Союза - встречается подобный штемпель. Однако русская часть штемпеля, как нам кажется, свидетельствует о его немецком происхождении.

30 апреля 1926 года, как обычно, открылось авиасообщение на международной линии Москва-Берлин.

Этим же числом датировано первое известное филателистам письмо, доставленное авиапочтой из Москвы в Лондон. Оно имеет отметку фиолетовым сопроводительным штемпелем с русским текстом в рамке размером 15X80 мм (рис. 5).

Днем позже, 1 мая, было открыто авиасообщение на внутренней линии Москва - Тбилиси, однако никаких специальных штемпелей для этого полета не применяли.

3 августа была открыта вторая советская международная авиалиния: из Верхнеудинска в Ургу (Монголия) через Улан-Батор. Почта первого полета по этому маршруту получила отметки обычными календарными штемпелями отправления и прибытия. 11 августа 1928 года эта линия была продлена до Москвы и сокращена до Улан-Батора. Отправление и прибытие тоже отмечали обычными календарными штемпелями. Наиболее ранний известный штемпель прибытия в Улан-Батор датирован 18 августа.

В 1926 году для отметки авиапочтовых отправлений был впервые применен красный сопроводительный штемпель в рамке размером 36 X Х48 мм с текстом на трех языках: русском, немецком и французском (рис. 6). Следует отметить, что начиная с 1926 года и особенно после авиапочтовой конференции в Гааге (1927 г.) все чаще применяются авиапочтовые штемпеля с французским текстом вместо немецкого. Один из таких штемпелей (рис. 7) стали использовать с 1928 года. Цвет штемпеля фиолетовый, размеры - 10Х Х45 мм, наиболее ранняя известная дата применения-18 июня.

1 августа 1928 года было открыто авиационное почтово-пассажирское сообщение по маршруту Москва - Казань - Свердловск - Курган - Омск - Новосибирск. Первая почта, доставленная самолетом на этой линии в Новосибирск, отмечена штемпелем прибытия 2 августа.

Непосредственно с открытием авиалинии Москва - Новосибирск не связано применение каких-либо специальных или сопроводительных авиаштемпелей. Однако несколько позже в Свердловске екали применять художественный сопроводительный штемпель, который можно отнести к категории специальных, так как в его тексте указано название места применения (рис. 8). Размеры штемпеля 32X45 мм, цвет-красный. Наиболее ранняя известная дата применения - 6 сентября, на письме, отправленном из Свердловска в Москву из Уральской областной почтово-телеграфной конторы Свердловска.

Во французском тексте штемпеля допущена ошибка. В слове "AVION" вместо буквы "V" стоит "Y". Известен и другой свердловский штемпель (рис. 9), в тексте которого конкретно назван отправитель корреспонденции - Свердловская товарная биржа (обозначение "ТОВ. БИР."). Цвет штемпеля красный, размеры- 30X55 мм. Этот штемпель также повторяет ошибку во французском тексте. Первая известная дата применения измененного штемпеля - 5 сентября, на письме, отправленном из Свердловска в Москву.

Вскоре после начала регулярных полетов в Новосибирск был открыт еще один маршрут, связавший европейскую часть нашей страны с Сибирью. 18 сентября 1928 года состоялся первый полет на авиалинии Москва - Иркутск. В некотором отношении эту линию можно считать продлением новосибирского маршрута, так как она проходила по той же трассе. Линию обслуживали самолеты авиаобъединения "Добролет".

Для корреспонденции, доставленной первым полетом из Москвы в Иркутск, применяли специальный фиолетовый штемпель (диаметр 48 мм) с текстом на русском и французском языках (рис. 10). Обычно этот штемпель ставили на обратной стороне конверта, хотя иногда он встречается и на лицевой.

Прибытие почты первого полета в Иркутск было отмечено обычным календарным штемпелем 22 сентября. В тот же день отправлена почта с первым обратным рейсом Иркутск - Москва, которую также отмечали специальным зеленым штемпелем (диаметр 45 мм) с текстом на русском и французском языках (рис. 11). Кроме соответствующего изменения в тексте, штемпель обратного полета отличается иным углом наклона самолета в центральной части.

Во время обратного полета при промежуточной посадке была принята почта в Омске, которая кроме календарного штемпеля отправления получила также отметку штемпелем Иркутск - Москва. Коллекционеры должны быть особенно внимательны к штемпелю прямого полета, так как в последнее время появились в относительно большом количестве поддельные конверты писем первого полета Москва - Иркутск с фальшивым специальным штемпелем, имеющим несколько заметных отличительных признаков.

Заканчивая разговор о штемпелях 1928 года, следует упомянуть, что в феврале того же года была открыта еще одна международная линия: Тегеран - Баку. Советских специальных и сопроводительных авиаштемпелей для почты первого полета по этому маршруту не было., Однако на входящей корреспонденции имеется специальный черный иранский штемпель (размер 35X60 мм) с текстом на персидском и французском языках (рис. 12).

Аналогичным образом несколько ранее обстояло дело со специальным полетом Кенигсберг - Рига - Москва, состоявшимся 15 июля 1927 года. Корреспонденцию этого полета отмечали обычными календарными штемпелями отправления и прибытия, но в то же время в Германии была издана специальная авиапочтовая карточка с указанием основных сведений о полете (рис. 13).

Следует отметить, что применение специальных авиаштемпелей на внутренних линиях в Советском Союзе не имело широкого распространения. При открытии авиалинии Москва - Новосибирск и Москва - Иркутск в 1928 году они были применены впервые. В дальнейшем такая практика не получила развития, хотя в 1929- 1930 годах было открыто авиасообщение на нескольких маршрутах, в том числе Алме-Ата - Семипалатинск (1 мая 1929 г.), Москва - Ташкент (1 мая 1930 г.), Витим - Бодайбо - Якутск - Приморье (15 мая 1930 г.). Вся авиапочта получала отметки лишь обычными календарными штемпелями отправления и прибытия.

В 1930 году была открыта новая международная авиалиния Ленинград- Берлин. Город на Неве стал четвертым городом, отправляющим свои самолеты по заграничному маршруту. Корреспонденция, доставлявшаяся этими самолетами, получала отметку специальным черным круглым штемпелем (диаметр
42,5 мм) с текстом только на русском языке (рис. 14).

В зарубежной литературе имеются различные данные о дате первой авиапочты по маршруту Ленинград - Берлин. Французский авиапочтовый каталог "Шампион" называет 19 сентября, а в американской филателистической периодике фигурирует дата 7 сентября. Однако известны авиаписьма, отправленные из Ленинграда в Берлин (с дальнейшим следованием в Колумбию) 25 и 28 мая.

В 1931 году при возобновлении полетов на линии Ленинград - Берлин почта, отправленная с первым рейсом 5 мая, получила красный сопроводительный штемпель в две строки без рамки (размер 10X100 мм) с текстом на немецком языке (рис. 15): "Первый полет 1931 г.- Возобновление работы авиалинии Ленинград - Берлин". Круглый специальный штемпель полетов "Ленинград- Берлин" применяли и позже, вплоть до 1933 года включительно. Наиболее поздняя известная дата применения - 11 октября.

В 1930 году появился еще один новый тип сопроводительного авиаштемпеля с русским текстом в одну строку (рис. 16). Цвет фиолетовый, размер - 5X44 мм. Наиболее ранняя известная дата применения - 6 июля.

Последним авиапочтовым событием 1930 года явился перелет дирижабля LZ-127 "Граф Цеппелин" по маршруту Фридрихсхафен - Москва - Фридрихсхафен. Подробные данные о штемпелях московского перелета LZ-127 опубликованы ранее в нашем журнале. Любопытно заметить, что текст советского штемпеля был выполнен на русском и французском языках, несмотря на то, что почта направлялась в Германию.

В. Притула. "Советские штемпеля воздушной почты (1936-1941 гг.)". "Филателия СССР", 1971, №7, стр. 10-11

В 1936 году открылось воздушное сообщение на новой международной линии Москва - Прага - Москва через Ужгород. Обслуживали эту трассу самолеты ("Аэрофлота" и чехословацких аэролиний (ЧСА). Первый полет состоялся 1-2 сентября.

Почтовые отправления из Москвы получили отметку черным круглым календарным штемпелем аэропорта диаметром 30 мм и синим прямоугольным сопроводительным штемпелем размером 19X55 мм с текстом: "Самопетом ЧСА - самолетом Аэрофлота". В пункте прибытия - Праге корреспонденция из Москвы была отмечена специальным синим круглым штемпелем диаметром 35 мм с чешским текстом: "Прага 82 аэропорт * 1 полет Прага - Ужгород - Москва * 1.IX.36- 19". Обратный полет состоялся на следующий день, однако почту на него принимали еще 1 сентября.

Известны письма, марки на которых погашены черным круглым календарным штемпелем пражского аэропорта Рузине с датой 1.IX.36 - 16 (последние две цифры - часы приема почты), а рядом поставлен специальный синий круглый штемпель полета, но с измененной датой: 2.1Х.36 - 5 и синий прямоугольный сопроводительный штемпель. Почта, адресованная в Ужгород, получила отметку о прибытии специальным синим круглым штемпелем диаметром 35 мм с текстом: "Ужгород I - Ужгород 1 * 1 полет Прага - Ужгород - Москва * 2.IX.36 - 9".

В 1937 году состоялся ряд выдающихся перелетов советских летчиков, осваивающих воздушные просторы Арктики. 9 февраля начался круговой полет по маршруту Москва - Иркутск - о. Врангеля - м. Челюскин - Архангельск - Москва. Целью этого полета было изучение метеорологических условий Арктики и приобретение опыта управления самолетом в условиях Заполярья.

22 марта начался перелет Москва - Земля Франца-Иосифа - Северный полюс, с которым были доставлены члены советской полярной экспедиции дрейфующей станции "Северный полюс-1". 18-20 июня и 12-14 июля состоялись перелеты экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс по маршрутам Москва - Аляска - Канада и Москва - Сан-Джасинто. К сожалению, ни один из этих перелетов не был отмечен применением каких-либо специальных или памятных штемпелей. Правда, в зарубежной литературе встречаются указания о существовании конвертов писем, отмеченных обычными календарными штемпелями с датами начала названных перелетов и имеющих пометки об их следовании с ними. Однако эти данные нуждаются в очень серьезной проверке
.
В июле 1937 года воздушная трасса связала Советский Союз со Скандинавией. 1 июля было открыто авиасообщение по маршруту Москва - Стокгольм - Москва через Ригу. Почта, отправленная из Москвы с первым полетом, была отмечена круглым календарным штемпелем отправления. Известно применение специальных конвертов для этого полета, в верхней части которых имеется рисунок самолета синего цвета и красная надпись на французском языке: "С 1-м полетом Москва - Рига - Стокгольм".

В 1938 году состоялся кругосветный перелет Говарда Хьюза, продолжавшийся с 10 по 14 июля. Облетая земной шар с запада на восток, Хьюз пролетал над советской территорией и делал посадки в Москве (12 июля), Омске (12 июля) и Якутске (13 июля). На борту самолета было небольшое количество писем, на конвертах которых Хьюз делал почтовые отметки в каждом из узловых пунктов своего маршрута. На все эти письма в Москве были наклеены советские марки, которые затем гасились обычным календарным штемпелем с датой 12 июля.

В апреле 1939 года состоялся еще один специальный перелет из Советского Союза в США. С этим перелетом была доставлена почта (только заказные отправления), отмеченная обычным черным круглым календарным штемпелем отправления с датой 28 апреля и специальным, тоже черным, сопроводительным штемпелем размером 8X80 мм с текстом в одну строку: "Перелет Москва - США". В Соединенных Штатах почту этого перелета отметили обычным круглым штемпелем прибытия в Москву (см. рис.).

Последние довоенные штемпельные аэрофилателистические документы датированы 1941 годом. Ими являются авиапочтовые отправления первого полета по маршруту Москва - Минск - Вильнюс - Каунас - Рига, состоявшегося 10-11 февраля. Почта, доставленная с этим полетом, имеет отметку черным сопроводительным штемпелем в две строки размером 10X70 мм с текстом на немецком языке: "С первым полетом * Москва - Минск - Вильнюс - Каунас - Рига", а также обычными календарными штемпелями отправления из Москвы (10 февраля) и прибытия в Ригу (11 февраля).

Великая Отечественная война прервала дальнейшее развитие советского авиапочтового сообщения. Однако прогресс советской авиации в военные годы послужил хорошим фундаментом для послевоенного развития гражданской авиации, успехи которой также нашли широкое отражение в специальных штемпелях воздушной почты.