Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Первый полет

М. Кацер, Первый полет. "Филателия СССР", 1970, № 1, стр. 21-22.

В последнее время Аэрофлот СССР открыл новые международные авиалинии: Москва-Монреаль, Москва - Нью-Йорк, Ленинград - Лондон и другие. Это радует не только пассажиров, но и нас, любителей аэрофилателии, потому что каждый первый полет по новой воздушной трассе - это специальное гашение почтовых марок, а иногда и специальные конверты.

Если коллекционерам Москвы или Ленинграда представляется возможность подобрать соответствующие конверты, марки и выполнить спецгашение, отправив письмо первым рейсом в аэропорт назначения, то коллекционерам других городов приходится прибегать к помощи ВОФ, Правление которого рассылает конверты со спецгашением по подписке. Вот передо мною два таких конверта со спецгашением "Международная авиалиния Москва - Цюрих".

Простые, даже не авиапочтовые конверты, без какого-либо рисунка, посвященного открытию новой воздушной трассы. На одном - марка 16 коп. из серии "Авиапочта" 1965 года, на другом конверте - две марки: б коп. и 12 коп. из той же серии.

Марки погашены штемпелем "Москва К-340, 31.7.67". А где же штемпель аэропорта назначения - Цюриха? Не ищите, его нет. Таким образом, мало того, что использованы обычные, не авиапочтовые конверты, они еще и не полностью оформлены. В самом деле, разве один московский штемпель может подтвердить, что полет состоялся н письмо доставлено авиапочтой? Разумеется, нет.

Просматриваю другие конверты со специальными штемпелями, посвященными первым полетам и открытиям международных авиалиний: первый полет Москва - Каир 5.12.58, первый полет Москва - Лондон 16.5.59, открытие международных авиалиний Тунис - Москва 8.5.64, Москва- Нью-Йорк 15.7.68 и другие. Все они погашены одним штемпелем аэропорта отправления, то есть опять не оформлены полностью и, конечно, не могут являться для любителя аэрофилателии полноценным коллекционным материалом.

Мне думается, что филателистическое оформление конвертов, посвященных открытию международных авиалиний, должно быть в корне изменено. Во-первых, необходимо подготовить специальные конверты или выполнить надпечатку на авиапочтовом конверте. Конверт франкировать маркой 6 или 16 коп., в зависимости от того, в какую страну совершается первый полет. Затем марки на конвертах гасить в почтовом отделении аэропорта отправления и всю корреспонденцию загружать в самолет, совершающий первый полет. Наконец, на всех конвертах должны быть поставлены штемпеля аэропорта назначения, после чего их следует доставить обратно первой оказией.

Такой конверт, без сомнения, представит историческую и филателистическую ценность, так как почтовые штемпеля на нем документально подтвердят первый полет на новой международной авиалинии.

Одновременно мне хотелось бы познакомить любителей аэрофилателии с несколькими конвертами, действительно совершившими воздушное путешествие. Вот памятный конверт ГДР. Он выпущен к 70-летию со дня смерти Отто Лилиенталя, немецкого инженера, пионера авиации.

На марке штемпель "Берлин 10.8.1966" и надпись: "Международный рейс памяти Отто Лилиенталя 1848-1896". В тот же день конверт был доставлен авиапочтой в Прагу. Об этом свидетельствует штемпель "Прага 120.10.8.1966".

А вот конверт США, посвященный первому полету по трассе Нью-Йорк - Москва. На штемпельном рисунке конверта, выполненном почтой аэропорта, маршрут полета с пунктами отправления и назначения. Такие квадратные штампы красного, синего и зеленого цветов ставили на трех почтамтах Нью-Йорка.
Самолет авиакомпании "Пан Америкэн", взявший курс из Нью-Йорка 15 июля 1968 года, в тот же день прибыл в аэропорт назначения, что подтверждается двумя календарными штемпелями. На клапане конверта специальный штемпель Московского международного почтамта.

Все мы помним, что 15 июля 1968 года удачно завершился и первый полет на этой же авиалинии, выполненный Аэрофлотом СССР.

В заключение можно посоветовать любителям аэрофилателии, не дожидаясь, пока организации ВОФ смогут должным образом организовать оформление конвертов, посвященных первым полетам, взять некоторые хлопоты на себя. Правда, в этом случае надо заранее знать об открытии новых авиалиний.

В качестве примера привожу авиапочтовый конверт, оформленный в ГДР в связи с первым полетом на международной авиалинии Берлин - Загреб - Белград и адресованный в Белград "до востребования". Письмо было отправлено из Берлина 3 апреля 1969 года в 12 часов дня самолетом "ТУ-134", совершившим первый полет по новой трассе, и доставлено в Белград в 17 часов того же дня, что подтверждается Штемпелем почтового отделения аэропорта назначения "Белград 31".

Так как адресат письмо не востребовал, почтовая служба Белграда, в соответствии с правилами Всемирного почтового союза, должна вернуть его отправителю.

Кстати, об этом просит и коллекционер: "Верните отправителю". Письмо совершило длительное путешествие из Белграда в Новочеркасск, что нетрудно установить по календарным штемпелям 16 апреля и 22 мая 1969 года. В конечном же итоге филателист получает интересный конверт, посвященный первому полету.