Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

В небе ПО-2

М. Арлазоров. В небе ПО-2. "Филателия СССР". 1979. №7. Стр. 9-10

Самолет По-2 навсегда вошел в историю отечественной авиации. Почта СССР посвятила ему много марок, художественных маркированных конвертов. А впервые его изображение появилось на марке № 996, изданной в 1945 году. В 1978 году выпущена новая марка с этим самолетом. По-2 можно увидеть и на почтовых миниатюрах Болгарии и Монголии. Марки, посвященные По-2, занимают достойное место в филателистических разработках по теме "Авиация".

У человека день рождения один. Самолет, как ни странно, имеет несколько дней рождения. Когда завершается проектирование, когда заканчивается постройка опытного экземпляра, происходит первый вылет, начинается серийное производство. Но у всех этих дней есть предшественник, тихий, незаметный, но очень важный - в этот день ставится точка под техническим заданием на проектирование самолета. В такой день более полувека назад руководитель самолетного сектора Научно-технического комитета Управления ВВС С. В. Ильюшин, впоследствии академик, трижды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор, подписал документ, содержавший требования к казалось бы более чем скромной, хотя и очень нужной машине - учебному самолету У-2. Главное в этом документе определялось одним словом - простота.

Самолет проектировался как тихоход. Технические требования ограничили его скорость 120 километрами в час. Современный автомобиль в силах обогнать такую машину.

Когда в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова закончили проектирование (а произошло это в начале 1927 года) и был построен опытный экземпляр, его поднял в воздух 7 января 1928 года летчик-испытатель М. М. Громов. В том же году началась работа по запуску в серию и состоялся первый выход на мировую арену - У-2 экспонировался на Берлинской выставке.

Неказистый учебный биплан особенного впечатления не произвел, хотя требованию простоты отвечал: в штопор не входил, а когда инструктору удавалось его в эту фигуру вогнать, выходил из штопора немедленно. Одним словом, не самолет, а воздушный "Ванька-встанька". Разумеется, никому из посетителей выставки и в голову не пришло, что перед ним самолет, которому придется стать участником войны, взяв на себя множество обязанностей, вплоть до борьбы с танками.

Жизнь У-2 была поразительно долгой - 35 лет. Число серийных машин огромно. В разных модификациях было выпущено несколько тысяч У-2. О военном времени и говорить не приходится - после нападения фашистской Германии У-2, поставленный на конвейер, выпускался гигантскими "тиражами". В трудные годы, когда стране пришлось мобилизовать все силы, на заводах, выпускавших По-2, работали даже дети. Мальчики и девочки 12-13 лет с молотками и баночками с клеем в руках собирали даже им доступные по простоте деревянные узлы По-2.

Воевал По-2 доблестно и быстро снискал себе любовь фронтовиков, прозвавших вездесущую машину "старшиной фронта". О его делах существуют рассказы, похожие на легенды, хотя все они основывались на истинных происшествиях.

Поначалу гитлеровцы отнеслись к маленькому самолету презрительно, называя его "рус фанер" и "кофейная мельница". Но так продолжалось недолго.

Отважные летчицы, сражавшиеся на ночных бомбардировщиках По-2, нагнали на гитлеровцев такой страх, что солдаты боялись по ночам курить, убежденные, что у русских существует бесшумный самолет, который, точно отбомбившись, улетает задним ходом.

Славный поликарповский самолет летал к партизанам, работая как воздушный снабженец (как-то одной группе окруженных войск на нем было доставлено пять миллионов пельменей, приготовленных Московским мясокомбинатом), широко использовался для связи и корректировки артиллерийского огня, в качестве агитсамолета с мощнейшими громкоговорителями, "специализировался" на прицельном, очень точном бомбометании по вражеским штабам, вступал в единоборство с танками.

За период с 1941 по 1944 год было разработано, причем не только Н. Поликарповым, но и другими конструкторами, 15 вариантов знаменитого По-2. Над санитарными вариантами работали А. Щербаков и Г. Бакшаев, лимузином и штабной машиной - Н. Поликарпов, Л. Марьин, А. Синельников, В. Григорьев, А. Рафаэлянц, М. Кулик.

По-2 существовал в вариантах "воздушный огнемет", его пытались поставить на гусеничное шасси, переводили с колес на поплавки, чтобы он мог приводняться.

Во всех вариантах По-2 был надежен и безотказен. Известен поединок По-2 с танками 15 февраля 1944 года. Рассчитав, что самолет сможет поднять примерно 250 килограммов полуторакилограммовых кумулятивных бомб, командующий ВВС А. Новиков послал в бой два эшелона По-2, около ста пятидесяти самолетов. И танки начали гореть.

Подвиг По-2 оценен не только в нашей стране. В 1955 году в Англии вышла книга Э. Ли "Воздушная мощь". О работе маленьких самолетов в качестве ночных бомбардировщиков в ней есть примечательные слова: "Это, возможно, один из самых ценных уроков, полученных из опыта русских по оказанию войскам тактической авиационной поддержки в ходе второй мировой войны".