Библиотека ИЦ
- 1. Общая информация
- 2. Марки Большой России
- 3. Страны мира
- 4. Тематическая филателия
- 5. Фальсификаты
- 6. Фантастические и спекулятивные выпуски
- 7. Начинающему филателисту
- 8. Известные коллекционеры
- 9. Раритеты
- 10. Виртуальные коллекции
- 11. Филателистические выставки
- 12. Непочтовые марки
- 13. Автоматные марки (АТМ)
Новые поступления
- Филателистическая выставка «Олимпфил Россия-2022»
- Пособие для коллекционеров почтовых марок "Политическая карта мира в почтовых марках" под редакцией Нелепина В.Ф.
- Некаталогизировання почтовая марка VIII стандартного выпуска
- Письмо с первой Олимпиады (Олимпиада 1896 г.)
- Осторожно фальсификат! (марки РСФСР - голодающим)
Конструкция Шаврова
М. Арлазоров. Конструкция Шаврова. "Филателия СССР". 1978. №6. Стр. 15-16
На одной из марок серии "История отечественного авиастроения" (1977 г.) изображен самолет Ш-2. Журнал уже рассказывал о нем в августовском номере прошлого года, мне же хочется сообщить читателям о некоторых фактах, которые, может быть, известны не всем интересующимся аэрофилателией.
Буква Ш в названии самолета означает, что машину спроектировал Вадим Борисович Шавров, С этим человеком более тридцати лет меня связывали самые дружеские отношения. Войдя в его квартиру на Тверском бульваре, можно было сразу понять, что в ней живет разносторонний коллекционер. На стенах висели коробки со стеклянными крышками. В них хранилась одна из лучших в нашей стране коллекция жуков, сделавшая инженера Шаврова, конструктора самолетов, еще и знатоком энтомологии.
Собирал он и марки. Почти все почтовые знаки России и Советского Союза лежали в его альбомах. Заслуживало внимания и другое его собрание, которое с завидной аккуратностью пополнялось ежедневно. Интересуясь метеорологией, он замерял показания приборов и записывал интересующие его сведения.
Но, пожалуй, самой бесценной показалась мне коллекция, заключавшаяся в десятках папок. Это была коллекция самолетов, точнее информации о них. Тут были уникальные фотографии, сведения, полученные из архивных источников, от людей, непосредственно строивших эти машины, летавших на них. Шавров всегда с исключительной щедростью делился тем, что знал, что накопил, со всеми, кто приходил к нему с вопросами. Он консультировал конструкторов, с ним советовались кинематографисты, он редактировал многие книги и статьи. Обращались к нему за помощью и художники, рисовавшие самолеты на почтовых марках.
На основе этой коллекции родилась замечательная книга - объемистый том "История конструкций самолетов в СССР до 1938 года (материалы к истории самолетостроения)". Это издание широко известно, оно представляет собой наиболее полный источник сведений о самых разных самолетах русских и советских конструкторов. Скоро появится и второй том, охватывающий период с 1938 по 1956 год. Тиражированная в большом количестве экземпляров, коллекция Шаврова начнет свою новую жизнь, помогая многим людям, в том числе и коллекционерам, увлекающимся аэрофилателией.
Но вернемся к марке, изображающей самолет-амфибию Ш-2. Именно с этой машины началась жизнь Шаврова как самостоятельного, удачно заявившего о себе конструктора.
В биографии Ш-2 много необычного. Например, "конструкторское бюро", спроектировавшее Ш-2, состояло из одного человека - самого Шаврова. Выпустивший ее "авиазавод" располагался в комнате другого ленинградца - В. Корвина. Штат предприятия состоял из трех человек - инженеров В. Шаврова и В. Корвина и механика Н. Фунтикова. Деньги на постройку и двигатель выдал Осоавиахим, ознакомившись с проектом Шаврова.
Изготовив фюзеляж самолета, умельцы прикрепили к балкону систему блоков, и из комнаты Кореина, где фюзеляж строился, спустили его на землю. Затем перевезли на аэродром, где в одном из ангаров выполнили сборочные работы. Собранную машину доставили в Гребной порт. Взяв на борт конструктора Шаврова, летчик Глаголев поднял самолет в воздух.
Испытания закончились успешно, и Ш-2 стали строить серийно. С первых же экземпляров машина начала трудную службу в Арктике. Там и произошла встреча трех самолетов из числа тех, что включены в одну и ту же серию почтовых марок: Ш-2, Р-5 и АНТ-4. Разумеется, в то время никто и предположить не мог, что марки с изображениями этих самолетов окажутся во многих альбомах рядом друг с другом.
Произошла эта встреча вскоре после того, как на палубе парохода "Челюскин" Ш-2 ушел в Арктику. Самолет на пароходе. Это было новинкой. Естественно, что его использовали для воздушной разведки. На Ш-2 взлетел капитан В. Воронин, поднявшись для наблюдения за льдами. С борта маленького самолета руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт произвел аэросъемку острова, открытого экспедицией.
Судьба "Челюскина" известна. 13 февраля 1934 года он погиб, раздавленный льдами. Когда корабль уже погружался в пучину, герои-полярники спасли маленький самолет Ш-2, который обслуживали летчик М. Бабушкин и механик Г. Валавин. Радист "Челюскина", впоследствии Герой Советского Союза, председатель правления Всесоюзного общества филателистов Эрнст Теодорович Кренкель описывает спасение самолета так:
"Корабль становился тяжелее и носом вперед уходил под лед...
На первом трюме стояла наша "шаврушка". Она была маленькая и легкая, но, тем не менее, для того чтобы спустить ее на лед, нужна была стрела, а лебедка не работала - не было пара. Тогда решено было снять самолет несколько необычным способом. Кто-то сообразил, что когда палуба и нос корабля сравняются со льдом, надо молниеносно сдернуть "шаврушку" вручную. Так и решили. Никаких митингов и собраний для обсуждения этого решения никто не устраивал. Некогда было.
Конечно, это выглядело как цирковой номер. Все могло кончиться плохо, если бы не четкое руководство нашего замечательного боцмана Толи Загорского...
В последний момент сдернули "шаврушку". Сдернули в полном благополучии. Порвали только немного ее полотняные крылья".
В ледовом лагере, разбитом после высадки с погибшего "Челюскина", был устроен и свой аэродром, который изо всех сил поддерживали в таком состоянии, чтобы он мог принимать и отправлять самолеты. Здесь и базировалась спасенная машина. Г. Валавин и М. Бабушкин, пустив в ход все подручные средства, вплоть до английских булавок, ремонтировали самолет.
Именно тут, на ледовом аэродроме лагеря Шмидта, и состоялась встреча Ш-2 с двумя машинами, изображенными на марках той же серии. Первым прилетел АНТ-4 под командованием молодого летчика A. Ляпидевского. Этот большой самолет, построенный под руководством А. Туполева, позволил спасти всех женщин и детей, находившихся в лагере. Через некоторое время прилетели поликарповские Р-5.
Подвиг летчиков, спасших челюскинцев, был высоко оценен. 16 апреля 1934 года в связи с этим выдающимся событием было учреждено звание Героя Советского Союза. Семь летчиков - А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, B. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнев, М. В. Водопьянов и И. В. Доронин были первыми удостоены высокого звания.
Все челюскинцы покинули льдину по воздуху, два из них спасли сами себя - летчик М. Бабушкин и механик Г. Валавин улетели на чиненной и перечиненной "шаврушке". Через три года и Бабушкин стал Героем Советского Союза. Он был вторым пилотом флагманского корабля экспедиции Шмидта, приземлившегося
21 мая 1937 года на толще льда, покрывавшей вершину мира - Северный полюс.
Таковы перекрестки судеб самолетов и людей, размышления о которых навеяны почтовыми марками, увековечившими машины, ставшие теперь историей.
Если вы побываете в Ленинграде и посетите музей Арктики и Антарктики, то можете увидеть необычный экспонат - тот самый Ш-2, который украшает марку. Он возвратился в город, где родился, и находится теперь там на вечном хранении.