Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Первые советские самолеты

Л. Эгенбург. Первые советские самолеты. Филателия СССР. 1977. №8. Стр. 10

Министерство связи СССР выпускает новую серию почтовых марок "История отечественного авиастроения". Она посвящена наиболее известным первым советским самолетам. Марки созданы художником Е. Анискиным.

Серию открывает почтовый знак с изображением учебного биплана П-IV, созданного в начале 1917 года А. Пороховщиковым. Первый полет на нем выполнил 27 февраля сам конструктор. Вместо фюзеляжа машина имела гондолу. Ученик располагался в ней спереди, а инструктор - сзади. Мощность мотора "Гном" 50 лошадиных сил. Вес составлял 340 кг, скорость 105 км/час.

6 февраля 1920 года А. Пороховщиков выпустил модификацию машины. П-IV-БИС с мотором "Рон" стал первым советским самолетом. Он строился в небольшой серии и довольно долго применялся для обучения летчиков.

На второй марке - первый советский пассажирский самолет АК-1. Его конструкторы - В. Александров, В. Калинин и А. Черемухин.

Весной 1923 года проектирование было закончено, а в конце года самолет был построен. Испытания проводил летчик А. Томашевский. После успешных испытаний 15 июня 1924 года самолет АК-1 был передан в общество "Добролет" для эксплуатации на трассе Москва - Казань.

В 1925 году самолет АК-1, названный "Латышский стрелок", участвовал в групповом дальнем перелете Москва - Пекин. Это был четырехместный высоколлан с фюзеляжем расчалочного типа, с мотором мощностью 170 лошадиных сил. Скорость до 146 км/час. Максимальная высота полета достигала лишь 2200 м.

Третья марка серии - АНТ-3 (Р-3) конструкции А. Н. Туполева. Самолет известен своими дальними перелетами.

Первый большой перелет на нем совершил М. Громов с механиком Е. Родзевичем по трассе пяти европейских столиц. В 1926 году они выполнили перелет Москва - Берлин - Париж - Вена - Прага - Варшава - Москва. Путь в 7150 км экипаж прошел за 34 часа. Летал самолет и в Токио.

АНТ-3 (Р-3) - цельнометаллический двухместный полутораплан с мотором "Либерти" мощностью 400 лошадиных сил. Скорость составляла 229 км/час. Потолок полета - 6000 м, а взлетный вес - 2230 кг.

Самолет несколько лет находился на вооружении Красной Армии в качестве разведчика и легкого бомбардировщика, а затем использовался для перевозки почты и грузов на трассах Сибири. Самолеты АНТ-3 (Р-3) выпускались до 1930 года в различных вариантах.

На четвертой марке представлен первый в мире 'цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик АНТ-4 (ТБ-1). Он фактически явился прототипом многих последующих бомбардировщиков. Проектирование и постройку самолета в ЦАГИ возглавил А. Туполев.

26 ноября 1925 года летчик А. Томашевский впервые поднял ТБ-1 в воздух. На серийном самолете, названном "Страна Советов", летчики С. Шестаков, Ф. Болотов и штурман

Б. Стерлигов совершили трансатлантический перелет Москва- Нью-Йорк (21 242 км за 137 часов).

ТБ-1 выпускался до 1932 года. На нем было проведено много различных экспериментов, в том числе заправка в воздухе, взлет с ракетными стартовыми ускорителями, полет "самолета-звена" и т. п.

Пятая марка знакомит с широко известным самолетом-разведчиком Р-5 конструкции Н. Поликарпова. Испытания этого классического биплана проводил в 1929 году М. Громов. С отечественным мотором М-17Б мощностью от 500 до 680 лошадиных сил и полетным весом 2955 кг самолет развивал скорость до 244 км/час. Потолок полета - 6400 м.

Завершает серию марка с изображением самолета-амфибии Ш-2, построенного молодым тогда конструктором Вадимом Борисовичем Шавровым. Ш-2 был фактически первым в нашей стране самолетом-амфибией.

В ноябре 1930 года летчик Б. Глаголев вместе с конструктором облетали эту амфибию, взлетая на ней с Невы и с Комендантовского аэродрома в Ленинграде. Там же на Ш-2 летал и В. Чкалов.

По схеме Ш-2 - летающая лодка-полутораплан с мотором М-11 мощностью в 110 лошадиных сил на верхнем крыле, с трехместной кабиной и поднимаемым шасси (колеса или лыжи). Полетный вес самолета- 1000 кг, скорость - 140 км час. Ш-2 строился серийно до 1934 года.

Ш-2 нашел широкое применение в летных школах, на трассах Сибири, Дальнего Востока и Заполярья. Применялся он на ледоколах "Челюскин", "Литке", "Красин" и других для ледовой разведки. Эта амфибия использовалась в народном хозяйстве более 30 лет, уступая в долговечности лишь самолету По-2.