Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Рассказывает А.В. Ляпидевский

Рассказывает А.В. Ляпидевский. Филателия СССР. 1975. №6. Стр. 51

Редакция обратилась к первому Герою Советского Союза Анатолию Васильевичу Ляпидевскому с просьбой напомнить читателям подробности его полетов на самолете АНТ-4. Вот что он рассказал:

«На одном из военных аэродромов Дальнего Востока я, в то время рейсовый пилот Аэрофлота, по распоряжению правительства принял бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4бис), с которого сняли все вооружение, перегнал его во Владивосток. Там самолет разобрали и погрузили на пароход «Сергей Киров».

Задание у меня было следующее — вывезти самолетом команды трех пароходов «Север», «Анадырь» и «Хабаровск», зажатых льдами и проводящих вынужденную зимовку у мыса Биллингса. В пути, на переходе из Владивостока в Петропавловск-Камчатский, мы узнали, что в Чукотском море затерт льдами пароход «Челюскин». В Петропавловске самолет перегрузили на пароход «Смоленск», который доставил нас в бухту Провидения. Там наш экипаж получил новое задание — принять участие в операциях по спасению челюскинцев.

В бухте Провидения АНТ-4 собрали, поставили на лыжи, облетали. Экипаж, в который, помимо меня, входили пилот Е. М. Конкин, штурман Л. В. Петров и бортмеханики М. А. Руковский и Н. С. Куров, перелетел в Уэлен. Отсюда мы и начали регулярные полеты на поиски ледового лагеря О. Ю. Шмидта.

Наш АНТ-4бис не был специально приспособлен для полетов в сложных условиях на Крайнем Севере. Да и вообще подобный тяжелый самолет впервые появился в таких северных широтах. Для длительных полетов на борту были установлены дополнительные топливные баки.

На нашем АНТ мы выполнили 29 поисковых полетов. И вот — 5 марта 1934 года, день, когда мы обнаружили лагерь челюскинцев. Совершили посадку на лед и вывезли 12 человек на материк — 10 женщин и двоих детей. А в следующем полете отказал мотор. Пришлось садиться на одну из попавшихся льдин. Пока доставляли запасной мотор и устанавливали его, мои коллеги летчики Молоков, Каманин, Леваневский, Доронин, Водопьянов и Слепнев вывезли на других самолетах всех людей из лагеря О. Ю. Шмидта.

Потом мы перевозили челюскинцев из Ванкарема и Уэлена в бухту Провидения, куда подоспели пароходы «Смоленск», «Сталинград» и ледокол «Красин». Они доставили всех челюскинцев и нас, летчиков, во Владивосток. А оттуда для нас всех путь лежал в столицу нашей Родины — Москву».

Окончив свой рассказ, Анатолий Васильевич взял лист бумаги и написал: «Читателям журнала «Филателия СССР» желаю всяческих успехов в коллекционировании почтовых материалов и пропаганде своих знаний в нашей стране.

Коллекционирование вообще и филателию в частности считаю очень полезным увлечением, особенно для молодежи, так как через почтовые марки и письма человек получает массу различных знаний. А. Ляпидевский».