Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Первая вертолетная почта Чехословакии

В. Притула. Первая вертолетная почта Чехословакии. Филателия СССР. 1974. №10. Стр. 48-49

Всемирная выставка под патронатом ФИП «Прага-62» стала выдающимся событием в истории филателии. Она оставила прекрасное впечатление в памяти филателистов и богатый материал в их коллекциях. Особое место среди этого материала занимают авиапочтовые документы — марки, письма, специальные виньетки. Разбор этих документов приводился в чехословацком журнале «Филателия» (№ 9, 1962 г. и № 6, 1963 г.). Однако при этом были упущены существенные особенности, в первую очередь связанные с вертолетной почтой выставки.

Специальная серия марок авиапочты, выпущенная 14 мая 1962 года, является вторым изданием, посвященным выставке, не считая специальной марки, поступившей в обращение в марте 1961 года. В результате конкурса для этой серии были отобраны проекты рисунков художника Вацлава Сивко.

Авиапочтовая серия состоит из четырех марок номиналами: 80 геллеров, 1.40, 2.80 и 4.20 кроны. Стилизованно изображенные на них голубь, птичье гнездо с пятью яичками и цветок символизируют мирное сосуществование людей пяти континентов. Серия марок авиапочты «Прага-62» отпечатана трех- и четырехцветной плоской печатью с гравюры на стали в печатных листках по десять штук.

К этим маркам выпущены два конверта первого дня, на которых изображены воздушный шар (синего цвета) и вертолет (темно-красного цвета). Изготовлен также специальный штемпель первого дня. Он имеет круглую рамку, в центре которой текст: «14.V. 1962. Прага, 1962, Всемирная выставка почтовых марок» и надпись по кругу: «Прага, Первый день выпуска». Цвет штемпеля — черный.

Дополнительно к этим выпускам поступила в обращение специальная маркированная почтовая открытка. Знак почтовой оплаты на открытке номиналом 30 геллеров повторяет рисунок авиапочтовой марки номиналом 1,40 кр., но без второго стилизованного изображения голубя. В верхней части открытки на чешском и немецком языках приведен текст: «Всемирная выставка почтовых марок, Прага, 1962». Марка, текст, а также две разделительные линии для указания моста написания адреса напечатаны красной краской. На обратной стороне открытки в черном цвете изображен старинный почтовый дилижанс с красной поясняющей надписью на чешском и немецком языках. Бумага открытки — кремовая (рис. 1).

В дни выставки «Прага-62» впервые в ЧССР работала специальная вертолетная почта, доставлявшая авиакорреспонденцию из почтового отделения выставки на пражский аэропорт Рузине. Следует, очевидно, согласиться с мнением Я Цимргакла и В. Краица, опубликованным в журнале «Филателия», о том, что вертолетная почта выставки «Прага-62» была организована скорее для рекламы самой выставки и вертолетной службы, чем для ускорения доставки корреспонденции. Нам кажется, однако, что более основательным подтверждением этого мнения является не использование специальной наклейки для вертолетной почты, как это указано в журнале «Филателия», а расчет времени. Вертолет с почтой вылетал с территории выставки ежедневно в 16 часов 30 минут. На входном штемпеле почтового отделения аэропорта Прага-022 указано время прибытия—17 часов. Следовательно, доставка почты вертолетом занимала около 30 минут. Обычная доставка корреспонденции по тому же маршруту автотранспортом занимает около 40 минут, как видно, разница не является существенной.

Специальная виньетка стоимостью в 50 геллеров для оплаты вертолетной почты имеет два варианта. 18 и 19 августа в обоих павильонах почтового отделения выставки находилась в продаже виньетка красного цвета. С 20 августа и до конца выставки в продаже была новая виньетка темно-карминового цвета. Кроме цвета, второй тип виньетки отличается от первого менее четким оттиском черной части рисунка — вертолета, эмблемы и названия выставки. Исходя из приведенных в журнале «Филателия» данных о количестве перевезенной вертолетом почты за первые два дня, можно полагать, что тираж первого типа составляет 1500 штук (60 листов), а тираж второго типа не менее 200 тысяч штук (8000 листов).

В соответствии с официальным распоряжением, вывешенным позднее в павильоне «Д» почтового отделения выставки, все штемпели вертолетной почты, в том числе и треугольный штемпель первого полета 18 августа, в отличие от черных почтовых штемпелей, должны были быть синего цвета. Это положение действительно имело место в первый день 18 августа, когда почтовые отправления для вертолета принимали только в одном павильоне «Д» (рис. 2). Конверты с треугольным штемпелем вертолетной почты черного цвета, о которых говорилось в журнале «Филателия», действительно встречаются. Однако их следует рассматривать как сувенирные.

Это подтверждается и тем, что на большинстве конвертов с черным треугольным штемпелем наклеены вертолетные виньетки второго типа, поступившие в продажу 20 августа, через день после применения этого штемпеля.

После первого полета, с 19 августа по 1 сентября почтовую корреспонденцию на вертолет принимали в двух павильонах почтового отделения выставки — «Д» и «Е». В павильоне «Д» сопроводительный штемпель вертолетной почты ставили синей мастикой, а в павильоне «Е» — фиолетовой (рис. 3). 19 августа в павильоне «Д» сразу же после его открытия было подано для доставки вертолетом 10 — 12 писем, у которых по ошибке прямоугольный сопроводительный штемпель вертолета поставили черной мастикой. Заведующий отделом павильона, заметивший эту ошибку, указал на нее сотруднице, принимавшей почту. После этого штемпель был насухо протерт и в дальнейшем его ставили только синей мастикой. Письма с ошибочным штемпелем, погашенные почтовым штемпелем выставки (19.VIII. 1962), были приняты и отправлены в конце дня на вертолет. Таким образом, существует редкая разновидность прямоугольного сопроводительного штемпеля вертолетной почты черного цвета.

Анализируя приведенные в журнале «Филателия» данные о количестве и весе почты, доставленной вертолетом за время его работы, можно заметить существенное расхождение, заключающееся в том, что средний вес почтового отправления за период с 19.VIII по I.IX составляет около 8 г, а за 18.VIII лишь 4 г. Такое расхождение представляется нелогичным, особенно с учетом того, что вес письма в специальном маркированном конверте выставки, чаще всего использовавшемся для отправки корреспонденции, составляет как раз около 8 г.

В связи с этим нам кажется вероятным, что в число 398 конвертов, которые, по данным журнала «Филателия», были доставлены вертолетом 18 августа, включены и конверты сувенирного характера с черным треугольным штемпелем вертолетной почты. В этом случае с учетом среднего веса почтового отправления за двухнедельный срок работы вертолетной почты число писем, доставленных ею в первый день 18 августа, составляет 200 штук. Это подтверждается и официальными данными о весе вертолетной почты первого дня выставки, который равен 1,6 кг. Остальные 198 конвертов относятся, очевидно, к числу сувенирных, имеющих черный треугольный штемпель вертолетной почты.

Высказанное предположение согласуется и с расчетом времени приемки вертолетной почты. В первый день для широкого посещения выставка была открыта с 14 часов. Почту, доставленную вертолетом, закончили принимать с 15 часов 30 мин. Следовательно, общее время приемки писем составляет 1,5 часа. При условии поточной сдачи корреспонденции в течение всего этого времени и времени оформления одной посылки (30—35 сек.), за период работы почтового отделения, открытого 18 августа, можно было принять около 150—160 писем и открыток. Остальные 40—50 отправлений были приняты до 14 часов, когда на выставке находились лишь официальные лица.

В заключение следует отметить, что конверты писем вертолетной почты, отправленной 28 августа в количестве около 1800 штук, представляют особый интерес для аэрофилателистов. В этот день в почтовом отделении выставки применяли для гашения специальный штемпель, посвященный Международной федерации аэрофилателистических обществ.