Первые советские самолеты

Л. Эгенбург. Первые советские самолеты. Филателия СССР. 1974. №10. Стр. 25-26

Начиная с этого номера, редакция журнала открывает новый раздел для любителей тематического коллекционирования - "Аэрофилателия". Мы будем систематически публиковать различные советские и зарубежные филателистические материалы, позволяющие проследить развитие летательных аппаратов в СССР.

Разумеется, часто невозможно с достаточной полнотой осветить историю авиации через филателию. Но даже имеющиеся почтовые выпуски способны отразить прогресс отечественной авиационной техники.

Министерство связи СССР с этого года начало выпускать серии марок по теме "История авиации в России и СССР". Подробное описание первых летательных аппаратов конструкторов Можайского, Сикорского, Григоровича (по первой серии марок) вы можете прочитать в девятом номере журнала за этот год.

Наш раздел "История авиации в СССР" ведет член недавно созданного при Московском отделении ВОФ клуба "Аэрофил" инженер JI. И. Эгенбург. В этом разделе вы ознакомитесь со многими типами летательных аппаратов, с историей их создания, летно-технинескими характеристиками, установленными на них рекордами продолжительности, высоты и скорости полета...

Редакция обращается к читателям с просьбой присылать свои отзывы и пожелания по этой теме.

АНТ-2

Первый в нашей стране цельнометаллический самолет конструкции Андрея Николаевича Туполева АНТ-2 был построен в 1924 году. Это свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и треугольным (в сечении) фюзеляжем, рассчитанным на двух пассажиров. Кабина летчика, открытая сверху, расположена в центроплане. Примечательно, что А. Н. Туполев избрал схему моноплана, хотя в то время наиболее распространен был биплан. На самолете установили английский мотор "Бристоль Люцифер" мощностью в 100 лошадиных сил.

Самолёты того времени все, без исключения, строились из древесины. Обшивка АНТ-2 и большинство силовых узлов были выполнены из кольчугалюминия - нового советского материала, будущего "крылатого металла".

Летно-технические характеристики АНТ-2 таковы: размах крыла-10 м, длина самолета - 7,5 м, высота - 2,15 м, вес - 523 кг, полетный вес - 836 кг, максимальная скорость - 170 км/час, потолок - 3300 м.

Первый полет на нем совершил 26 мая 1924 года Н. И. Петров, ближайший помощник А. Н. Туполева. Серийно самолет не выпускался, так как в стране тогда не хватало авиационных моторов. АНТ-2 показан на советской почтовой марке (1969 г., № 3827). Кроме того, в начале 20-х годов с его изображением вышло множество непочтовых марок союзных и республиканских обществ "Друзей воздушного флота".

"KОMTA"

В 1920 году при ВСНХ создали комиссию по тяжелой авиации ("КОМТА") для строительства пассажирского самолета на смену устаревшему "Илье Муромцу". В комиссию вошли Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, В. А. Архангельский, А. М. Черемухин и другие.

Было решено строить 10-местный триплан - самолет с тремя крыльями, двумя моторами "Фиат" мощностью по 240 лошадиных сил и бипланным оперением.

Строить самолет начали 1 января 1921 года в городе Сарапул. Общая сборка проводилась в Москве вплоть до марта следующего года.

Осенью 1923 года летчик А. И. Томашевский произвел облет "КОМТЫ". Выявилась принципиальная непригодность трипланной схемы малого удлинения. Самолет серийно не выпускался.

Летно-технические характеристики самолета "КОМТА": размах крыла - 15 м, длина самолета - 9,7 м, вес- 2650 кг, полетный вес - 3550 кг, скорость- 130 км/час, потолок - 600 м.

Триплану "КОМТА" посвящена маркированная почтовая карточка, выпущенная к 50-летию Аэрофлота.

АК-1 "ЛАТЫШСКИЙ СТРЕЛОК"

Перед ЦАГИ была поставлена задача: выяснить возможность постройки самолетов с деревянными крыльями и фюзеляжем. Ведущая роль в коллективе ЦАГИ по созданию такого пассажирского самолета принадлежала В. Л. Александрову, большую часть расчетов выполнял В. В. Калинин (в честь этих конструкторов самолет назвали АК-1).

На нем был установлен мотор "Сальмсон" мощностью в 170 лошадиных сил. Машина могла брать на борт 4 пассажиров при экипаже 2 человека.

Самолет строился с апреля по ноябрь 1923 года. Испытывал АК-1 А. И. Томашевский 8 марта 1924 года.

Испытания прошли успешно и вскоре самолет AK-1, названный "Латышский стрелок", передали авиакомпании "Добролет". На нем налетали в общей сложности 11 тысяч километров. AK-1 участвовал в дальнем перелете Москва - Пекин (1925 г.).

Летно-технические характеристики самолета АК-1: размах крыла - 14,9 м, длина самолета-11,0 м, полезная нагрузка - 540 кг, полетный вес - 1685 кг, максимальная скорость - 147 км/час, потолок - 2200 м.

Изображение самолета АК-1 встречается на маркированной почтовой карточке, выпущенной Министерством связи СССР в 1969 году, и на немаркированном конверте.

АНТ-3

В 1925 году коллектив ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева спроектировал и построил самолет-разведчик АНТ-3. Основным материалом служил кольчугалюминий, уже применявшийся для АНТ-2. На опытный и первые серийные образцы АНТ-3 устанавливались моторы "Либерти" и "Нэпир" мощностью соответственно 400 и 450 лошадиных сил, впоследствии замененные отечественными моторами M-17.

Испытание самолета АНТ-3 осенью 1925 года проводили летчики В. Н. Филиппов и М. М. Громов. По своим летно-техническим характеристикам АНТ-3 не уступал лучшим зарубежным самолетам подобного класса. Было построено 30 самолетов АНТ-3.

АНТ-3 совершил ряд дальних перелетов, в том числе Москва - Берлин- Париж - Вена - Прага - Варшава- Москва (1926 г.). Весь мир увидел успехи советского авиастроения и высокое мастерство наших летчиков.

Летно-технические характеристики самолета таковы: полетный вес - 2085 кг, полезная нагрузка - 750 кг, максимальная скорость - 207 км/час.

Самолет АНТ-3 изображен на двух советских марках выпуска 1927 года (№ 273г 274).