Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Крылья «Русского витязя»

Л. Эгенбург. Крылья «Русского витязя». Филателия СССР. 1974. №9. Стр. 12-13

В августе 1963 года в серии «Деятели отечественной авиации» была выпущена марка с изображением первого в мире самолета и его создателя -нашего соотечественника выдающегося ученого А. Ф. Можайского.

А совсем недавно мы вновь встретились с первенцем русской авиации. Министерство связи СССР выпустило 5-марочную серию «Авиастроение».

Первый самолет... Как он создавался? Что помогло взлететь в небо?

Интерес к проблеме полета появился у Можайского еще в начале 60-х годов прошлого столетия. Он тщательно изучил структуру и кинематику птичьего крыла. Все свои наблюдения старался проверить на практике. Современники его утверждали, что Можайский несколько раз поднимался на гигантских воздушных змеях, которые буксировались тройкой лошадей, запряженных в телегу.

Проект своего первого самолета А. Ф. Можайский разработал в 1877 году. Комиссия, в работе которой принимал участие Д. И. Менделеев, его одобрила, но в средствах для постройки самолета было отказано. Тогда изобретатель обратился в департамент торговли и мануфактуры, и 3 ноября 1881 года капитану 1-го ранга Александру Можайскому был выдан патент на воздухоплавательный снаряд. В нем указывалось, что на «сие изобретение прежде никому другому в России привилегии выдано не было».

Патент Можайского был и первым в мире. 24 июля 1882 года на военном поле Красного Села комиссия штаба гвардии и Петербургского военного округа осматривала работы Можайского. Тогда же начались испытания аппарата, по время которых первым в мире самолет с человеком на борту поднялся в воздух. Представлял он собой расчалочный моноплан с двумя паровыми двигателями в фюзеляже-лодке, установленном на колесном шасси, и тремя винтами.

После взлета машина накренилась набок и сломала крыло. Повреждения были невелики, и изобретатель мог продолжать работу. Дважды он обращался в военное ведомство с ходатайством о денежной поддержке, и получал отказ. Доведенный до полного отчаяния, вконец разорившийся Александр Можайский умер весной 1890 года.

Имя его навсегда осталось в памяти благодарных потомков.

На второй марке изображение самолета «Россия-А», Самолеты под названием «Россия» выпускал завод Первого Российского товарищества воздухоплавания (С. С. Щетинина). Руководителем постройки этих самолетов под индексами «А» и «Б» являлся инженер Николай Васильевич Ребиков.

Самолет «Россия-А» по схеме биплан с вынесенным вперед стабилизатором и толкающим винтом. Впервые в России у этого самолета обтяжка крыльев и оперения была сделана двухсторонней, благодаря чему профиль был выдержан полностью. Конструкция самолета была рациональной, легкой, без перетяжеления. Вначале на самолет был установлен мотор «Рено» мощностью в 40 л.с. затем мотор «Гном» мощностью в 50 л. с.

Всего было построено пять экземпляров самолета «Россия-А».

Первый экземпляр самолета «Россия-А» демонстрировался на III Международной автомобильной выставке в 1910 году в Петербурге, и заводу был выдан за него приз.

На третьей марке серии — изображение биплана «Гризодубов № 2».

Степан Васильевич Гризодубов — один из первых авиаторов и конструкторов в России. Строительством самолетов он начал заниматься в 1910 году в Харькове. Он сам же сконструировал и построил мотор мощностью в 40 л. с. Двигатель этот работал на трех самолетах С. В. Гризодубова, каждый из которых строился с использованием частей предыдущего самолета.

Первый самолет С. В. Гризодубова, называвшийся «Гризодубов — Райт», не поднялся в воздух, так как постоянно рвались цепные передачи от мотора к воздушным винтам. Степан Васильевич не стал добиваться устранения этого дефекта, а переделал самолет, придав ему другую форму.

Новый аппарат назывался биплан «Гризодубов № 2». Это был биплан с передним стабилизатором. В конструкцию вошли с небольшими переделками крылья, бипланный стабилизатор, стойки и ряд других деталей от первого самолета.

С. В. Гризодубов после обучения полетам в севастопольской авиашколе совершил на этом самолете несколько полетов. В дальнейшем этот самолет был переделан в самолет «Гризодубов № 3».

На предпоследней марке в серии изображена машина М-5, созданная в 1914 году Д. П. Григоровичем, который первым в России начал конструировать гидросамолеты — «летающие лодки». Лодка М-5 имела столь высокие полетные качества и мореходность на воде, что была тут же принята на вооружение русской авиации как морской разведчик и строилась серийно вплоть до 1923 года.

По конструкции это двухместный цельнодеревянный биплан с мотором мощностью в 100 л. с. и максимальной скоростью 105 км/час. Полетный вес машины равнялся 660 кг, из которых 300 кг приходилось на полезную нагрузку. Особого внимания заслуживает то, что посадочная скорость М-5 составляла всего 68 км/час, а продолжительность полета — более 6 часов.

В советское время Д. П. Григорович спроектировал и построил много прекрасных самолетов.

На последней марке серии изображен первенец тяжелой авиации — самолет «Русский витязь». Интересна история его создания.

В 1911 году русскому конструктору И. И. Сикорскому за создание легких самолетов была присуждена золотая медаль на международной выставке воздухоплавания. Правление Русско-Балтийского завода (Рига) пригласило его возглавить свой авиационный филиал в Петербурге. Сикорский сплотил вокруг себя отличный коллектив, в котором трудились такие инженеры, как Слесарев, позднее построивший свой гигантский самолет «Святогор», Поликарпов — впоследствии выдающийся советский авиаконструктор — и другие.

В том же году И. И. Сикорский начал строительство большого многомоторного самолета. «Теоретики» предрекли этой машине полный провал, считая, что большой аэроплан вряд ли способен нормально летать. Однако вера конструктора в тяжелый самолет не поколебалась, и он, названный вначале «Большой Балтийский» (известен также под названием «Гранд»), 13 мая 1913 года уже испытывался в воздухе. Первым поднялся на нем сам изобретатель. Вообще же летчиком-испытателем этой фирмы был известный русский пилот Алехнович — один из пионеров авиации в России.

Огромное значение для развития многомоторной авиации имел полет 27 мая 1913 года. К тому времени «Большой Балтийский» был переименован в «Русский витязь». В этом полете Алехнович проверил возможности самолета при выключении одного из моторов. Машина не переворачивалась, как предсказывали некоторые специалисты. Полетом была доказана и возможность перемещения экипажа по самолету без существенного нарушения продольной устойчивости самолета.

2 августа 1913 года самолет «Русский витязь» установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту. Этот выдающийся по тому времени самолет летал недолго. Прекратил он свое существование в результате нелепого случая: с пролетавшего над аэродромом легкого самолета «Миллер-И» оторвался мотор и упал на самолет Сикорского, разрушив его

Данные самолета «Русский витязь»: полетный вес — 4200 кг; максимальная скорость — 90 км/час; полезная нагрузка — 700 кг.

«Русский витязь» послужил прототипом многих многомоторных гигантов, в том числе отечественного самолета «Илья Муромец» и английского тяжелого самолета Виккерса «Вими».

Выход в свет серии марок «Авиастроение» — дань уважения талантливым русским изобретателям и конструкторам, которые шли новаторским путем, создавая свои «летательные машины» - предвестники современной авиатехники.