Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

50 лет финской авиации

В. Додонов. 50 лет финской авиации. Филателия СССР. 1974. №4. Стр. 38

В прошлом году Финляндия отметила пятидесятилетие гражданского воздушного флота страны. В связи с этим 1 ноября 1973 года выпущена юбилейная марка достоинством 0,6 ф. мк. (финской марки). На ней художник Торстен Экстрем изобразил на фоне голубого неба и яркой радуги реактивный лайнер типа «Дуглас ДС-10-30». Вверху надпись на финском и шведском языках: «Воздушное сообщение 1923—1973». Тираж марки 3 млн. экземпляров. Выпущен также конверт первого дня, на котором запечатлен один из первых самолетов финской гражданской авиации. Под самолетом надпись на финском, шведском и английском языках: «Воздушное сообщение 1923—1973». В день выхода марки проводилось спецгашение. Штемпель овальной формы с изображением силуэта самолета ДС-10-30, датой первого дня гашения — 1.11.73 и надписью на финском и шведском языках «Хельсинки» (рис. 1).

Наглядное представление об истории развития финской гражданской авиации дает филателистическая выставка, которая проводилась в аэропорту города Хельсинки в связи с 50-летним юбилеем. На ней были представлены почтовые марки, художественные конверты, штемпеля спецгашения, проекты, рабочие рисунки и цветные эскизы марок.

Днем рождения финской гражданской авиации считается 1 ноября 1923 года, когда состоялось организационное собрание акционерного общества «АЭРО» (международное название «ФИНЭЙР»). 24 марта 1924 года четырехместный самолет этой авиакомпании «Юнкере F-13» совершил свой первый рейс из Хельсинки в Таллин.

В 1930 году в Финляндию прилетел дирижабль «LZ-127 Граф Цеппелин». В честь этого события на стандартной марке достоинством в 10 ф. мк. была сделана двустрочная надпечатка красного цвета «Цеппелин 1930», причем часть тиража (500 шт.) имела ошибку в дате надпечатки (1830 вместо 1930) и сейчас относится к аэрофилателистическим раритетам. Эти марки, чистые и на почтовых отправлениях, перевезенных дирижаблем LZ-127, экспонировались на выставке (Av.l).

Интересен также специальный почтовый штемпель, которым гасилась корреспонденция, доставленная первым ночным рейсом 30—31 мая 1929 года по маршруту Хельсинки — Стокгольм — Мальме — Копенгаген.

Символично, что «ФИНЭЙР» первой из авиакомпаний западноевропейских стран установила регулярное воздушное сообщение с Москвой. Это было в 1956 году.

В 60-х годах на авиалиниях Финляндии появились современные реактивные лайнеры «Каравелла SE № 210». Через три года этот самолет был изображен на одной из двух юбилейных почтовых марок, посвященных 40-летию финской гражданской авиации (Av. II) (рис. 2). На другой юбилейной марке (Av.10) запечатлен стоящий под погрузкой самолет «КОНВЭЙР CV-440» (рис.3). На обеих марках вверху надпись: «Воздушноесообщение 1923—1963 гг.».

27 января 1969 года на воздушные линии Финляндии впервые вышел 185-местный реактивный пассажирский самолет «Дуглас ДС-8-62», которому было присвоено имя известного финского бегуна Пааво Нурми. В связи с этим событием 22 декабря 1969 года выпущена почтовая марка (№ 632). На фоне ярко-голубого неба художник П. Рахикайнен изобразил самолет «Дуглас ДС-8-62». В правом нижнем углу марки — очертания столичного аэропорта «Сеутула» (рис. 4).

Начав в 1924 году с одного четырехместного самолета, «ФИНЭЙР» в настоящее время совершает рейсы в 24 иностранных и 19 отечественных аэропортов.