Библиотека ИЦ
- 1. Общая информация
- 2. Марки Большой России
- 3. Страны мира
- 4. Тематическая филателия
- 5. Фальсификаты
- 6. Фантастические и спекулятивные выпуски
- 7. Начинающему филателисту
- 8. Известные коллекционеры
- 9. Раритеты
- 10. Виртуальные коллекции
- 11. Филателистические выставки
- 12. Непочтовые марки
- 13. Автоматные марки (АТМ)
Новые поступления
- Филателистическая выставка «Олимпфил Россия-2022»
- Пособие для коллекционеров почтовых марок "Политическая карта мира в почтовых марках" под редакцией Нелепина В.Ф.
- Некаталогизировання почтовая марка VIII стандартного выпуска
- Письмо с первой Олимпиады (Олимпиада 1896 г.)
- Осторожно фальсификат! (марки РСФСР - голодающим)
Авиарекорды мира в филателии
Н. Кочетков. Авиарекорды мира в филателии. Филателия СССР. 1973. №11. Стр. 12-14
Имена мастеров, множащих славу советского спорта, Широко известны многим любителям филателии.
Приверженцы тематического коллекционирования, собирающие «Спорт» не обойдены почтовыми ведомствами мира. Трудно назвать какое бы то ни было крупное международное состязание, которому не посвящались бы почтовые эмиссии. Каждый спортивный форум рождает новых победителей, а среди них, как правило, лидируют советские спортсмены.
Московский коллекционер Н. Кочетков темой своей филателистической разработки избрал «Международные авиаспортивные рекорды». Прочитав публикуемую статью, читатели могут убедиться в безграничных возможностях тематического исследования, так как это рассказ о том, что осталось «за кадром» марки, но представляет несомненный интерес для любознательных собирателей.
Поскольку журнал неоднократно писал о самолетах конструкции А. Н. Туполева, А. И. Микояна, С. В. Ильюшина, О. К. Антонова, в статье материал, связанный с посвященными им миниатюрами, опущен или дан в сокращении. Автор сознательно не останавливается более подробно и на подвиге стратонавтов И. Д. Усыскина, А. Б. Васенко, П. Ф. Федосеенко, так как ему было посвящено несколько наших публикаций.
В 1939 году с надпечаткой «18 августа — День авиации СССР» вышла в новом цвете уже знакомая марка из серии «Авиационный спорт в СССР». Над полями парит планер. Изображение ппанера Г-9 конструкции В. К. Грибовского попало на почтовые миниатюры (№№ 626, 686) не случайно. На аппаратах этого типа советские спортсмены установили ряд мировых рекордов: в 1933 году Юдиным и Скородумовым — по дальности полета при буксировке за самолетом, в 1935 году Расторгуевым — по продолжительности полета с возвращением на старт. Тогда же Чистяков, Кораблев и Ямщиков установили рекорд дальности полета по прямой, а в 1936 году Стефановский — рекорд высоты, достигнув 10 360 метров.
На марках из этих же серий (№№ 631 и 689) изображен сферический аэростат. На таких аэростатах было установлено два мировых рекорда: продолжительности полета (91 час. 35 мин.) — воздухоплаватели Зыков и Тропинин, дальности полета (2300 км) — Романов и Бобыкин.
Дирижабль над Московским Кремлем изображен на марке № 628. На таком дирижабле «СССР-В6» объемом 19 000 м3 экипаж во главе с Потаповым установил мировой рекорд длительности полета— 130 час. 27 мин.
8 советских марок (№№ 467—469, 880—882, 3022, 3023) и конверт (№ 2593) посвящены бессмертному научному и спортивному подвигу советских стратонавтов А. Б. Васенко, П. Ф. Федосеенко и И. Д. Усыскина, которые на стратостате «Осоавиахим-I» совершили подъем на высоту 22 000 м.
На марках №№ 565 и 3831 изображен самолет-гигант «Максим Горький». В 1934 году летчики Громов и Журов на этой машине достигли высоты 5000 метров с грузом 10 и 15 тонн, установив таким образом два мировых рекорда.
Надо заметить, что авиационные рекорды утверждает Международная федерация авиации и аэронавтики, находящаяся а Париже. Советский Союз вступил в эту организацию лишь в 1936 году, поэтому рекорды, установленные нашими спортсменами до этого времени, не были официально зарегистрированы в качестве международных.
На марках №№ 991 и 1035 самолет-бомбардировщик ИЛ-4. В 1936 году на прототипах конструкции этого самолета ЦКБ-26 и ЦКБ-30 летчик Коккинаки установил 5 мировых рекордов высоты полета с различными грузами.
Это были первые официально признанные международными рекорды советских спортсменов.
На марках №№ 562, 633, 690 мы видим самолет АНТ 6. На нем в 1936 году летчики Юмашев и Калашников установили мировой рекорд подъема груза на высоту: 8116 килограммов были подняты на 5000 метров.
Портреты Громова, Данилина и Юмашева, которые в 1937 году на самолете АНТ-25 установили мировой рекорд дальности полета по прямой—10148 километров, изображены на марках №№ 599—601.
На марках №№ 660—662 — портреты Героев Советского Союза Осипенко, Расковой, Гризодубовой. В 1938 году на самолете АНТ-37 «Родина» они пролетели по прямой 5908,6 километра. Это был мировой рекорд дальности полета для женщин.
В 1951 году вышло 4 марки №№ 1645—1648, посвященные Добровольному обществу содействия авиации (ДОСАВ), которое позднее вошло в ДОСААФ. ДОСАВ, созданный 16 апреля 1948 года, приступил к развитию массового авиационного спорта. Его знак послужил основой сюжета марки № 1645, где изображен планер А-9 конструкции О. К. Антонова. В 1951 году на таком планере были установлены рекорды скорости и дальности полета.
На марке № 2592, посвященной спартакиаде по техническим видам спорта, и на конвертах № 1551 и 4275 — планер А-15. В 1960 году Веретенников на этом планере установил мировые рекорды скорости полета по замкнутому кругу и дальности полета до намеченного пункта, а Самосадова установила женский мировой рекорд скорости полета по замкнутому кругу.
На марке № 1648 самолеты ЯК-18. В 1951 году на этих машинах летчики Кузнецов, Панченко, Дриго завоевали три мировых рекорда скорости полета, а в 1954 году Форостенко установил мировой рекорд дальности полета по замкнутой прямой. ЯК-18 изображен и на конверте № 1579.
На конвертах №№ 3059, 6275, на румынской марке (№ 214 «Ивер»), марке СССР № 3572 можно увидеть самолет биплан АН-2 конструкции О. К. Антонова. На этом самолете-труженике, имеющем более 10 «профессий», летчик Калинин с бортинженером Эскиным в 1953 году установили мировой рекорд высоты полета для самолетов этой категории.
Середина 50-х годов — начало эры пассажирских самолетов на реактивной тяге.
Марки №№ 2183, 2190, 2201, 2208, 2213, 2823. 3832, конверты №№ 866, 894, 1080, 1490, 1607, 2619, 6591 посвящены ТУ-104 — одному из первых в мире пассажирских реактивных самолетов. В 1957—1960 годах летчики Алашеев и Ковалев на самолетах ТУ-104А и ТУ-104Е выполнили ряд специальных полетов и установили в общей сложности 15 мировых рекордов дальности, скорости полета и подъема груза на максимальную высоту.
Марки №№ 2188, 2195, конверты №№ 1277, 1503, 1606, 2903, а также марки ЧССР, Мали, РНР, ГДР, АРЕ, изображают один из самых комфортабельных советских пассажирских лайнеров, ИЛ-18. На них советские летчики установили 15 мировых рекордов.
15 ноября 1958 года первый испытатель этой машины Коккинаки достиг высоты 13 154 метра с грузом в 10 тонн, в дальнейшем он покорил ряд рекордов скорости и высоты полета. Особо следует отметить женский экипаж самолета ИЛ-18, руководимый Улановой, который установил несколько мировых рекордов, превышающих показатели, достигнутые мужчинами.
Турбовинтовой самолет ТУ-114 изображен на марках №№ 2184, 2191, 2212. Его «портрет» можно встретить и на конвертах. 32 мировых рекорда было установлено на этой замечательной машине. Так, например, летчик Сухомлин в 1960 году установил 19 мировых рекордов, а в 1962-м — еще 8, а том числе абсолютный мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту — 10 036,4 километра. Четырехмоторный пассажирский самолет АН-10 конструкции О. К. Антонова можно увидеть на марках №№ 2187, 2194 и конвертах №№ 1116, 1526, 2502, 6327. 21 мая 1961 года Митрошин пролетел на этом самолете по замкнутому маршруту в 500 километров со скоростью 730,616 км/час. и установил новый мировой рекорд.
Марка № 3301—с водной глади Химкинского водохранилища поднимается реактивная «летающая лодка» БЕ-10 (художник ошибочно написал на борту самолета «Аэрофлот», так как эта машина не использовалась в ГВФ). На БЕ-10 летчики Бурьянов и Андриевский установили 9 мировых рекордов высоты, скорости полета и подъема груза на 2000 метров.
На марках Чехословакии, Польши, Кубы и многих советских конвертах (№№ 5998, 6727, 6691 и т. д.) можно встретить изображение самолета с характерным треугольным крылом. Это один из самых известных советских истребителей МИГ-21. На различных модификациях этого самолета (Е-66, Е-66А, Е-166, Е-33) наши авиаторы завоевывали мировые рекорды. Так, в 1959 году Мосолов на Е-66 достиг скорости полета 2388 км/час. В 1961 году он же на Е-66А устанавливает абсолютный рекорд высоты полета — 34 714 метров. Много рекордных полетов на этих самолетах выполнили летчики Коккинаки, Остапенко, Федотов.
На конверте № 6690, посвященном конструкторскому бюро «МИГ», изображен самолет Е-266. В 1965—1967 годах на нем было установлено 7 мировых рекордов, в том числе летчик Комаров завоевал абсолютный рекорд скорости полета— 2981,5 км/час. Летчик Давыдов в 1966, 1967 годах на самолете «Антей» (АН-22) установил 27 мировых рекордов. 100 444,6 кг груза поднял «Антей» на высоту 2000 метров. Самолету-гиганту посвящены марка № 3302 и конверт № 6047. В народном хозяйстве и в спорте с мощными самолетами соперничают небольшие поршневые машины. На марках ГДР, ВНР встречается изображение спортивного самолета ZET-226T. Несколько мировых рекордов не этой чехословацкой машине завоевал летчик Катышев.
Опытное строительство качественно новых летательных аппаратов-вертолетов началось еще в начале 30-х годов. Сейчас невозможно представить себе народное хозяйство без этих машин.
Первым на марку попал вертолет МИ-4 (серия «Станция «Северный полюс» №№ 1851 —1853). В дальнейшем МИ-4, появился на марках №№ 2404, 2651, на почтовых миниатюрах Монголии, Румынии, а также на многих конвертах. В 1956—1963 годах на МИ-4 было установлено 6 мировых рекордов высоты и скорости полета. Рекордсменами мира стали летчики Руссиян, Винницкий, Алферов, Капрэлян, Чернобровик, Земсков.
Вертолет МИ-1 изображен на марках СССР (№ 2371) и Венгрии (№ 297), а также на конверте № 1557. Список заслуг МИ-1 в авиационном спорте обширен. За 10 лет (1958— 1967) на нем было установлено 24 мировых рекорда скорости, дальности и высоты полета. Эти рекордные рейсы выполнили Руссиян, Белушкин, Ряховский, Лущенко, Ларина, Аносов, Горбачев, Котова, Авидзиба, Геппнер.
На конвертах №№ 2377, 4037 изображен турбовинтовой вертолет В-2. Пилоты Анопов и Руссиян установили на нем два мировых рекорда скорости полета.
На многих марках, конвертах, маркированных открытках нашла свое отражение семья тяжелых вертолетов. 23 мировых рекорда установили наши вертолетчики на МИ-6, МИ-8, МИ-10, МИ-12. Полеты выполняли Капрэлян, Алферов, Боровцов, Колец, Исаева, Колошенко.
К международным рекордам, регистрируемым ФАИ, относятся и рекорды, установленные при полете человека в космос.
12 апреля 1961 года гражданин Союза ССР Ю. А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос. В новый класс рекордов были внесены абсолютные мировые рекорды; продолжительности полета— 108 мин.; высоты полета— 327 км в апогее, максимальной массы, поднятой на высоту, — 4725 кг.
Почти каждый полет в космос — это новые мировые рекорды. Поэтому нет смысла перечислять их в этой статье — они общеизвестны.
В наше время — век научно-технической революции — бурно развивается техника. Каждый год мы становимся свидетелями новых небывалых свершений. Постоянно обновляются международные рекорды. И наверняка в наших коллекциях появятся новые филателистические материалы, на которых будут изображены советские летчики — чемпионы мира и технические средства для достижения рекордов.