Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

«Небесный тихоход» (самолет ПО-2)

Е. Беликов. «Небесный тихоход». Филателия СССР. 1973. №6. Стр. 20-21

Десятки типов различных летательных аппаратов, от «воздухолетательного снаряда» А. Ф. Можайского — первого в мире самолета, оторвавшегося от земли с человеком на борту, до первого пассажирского сверхзвукового лайнера ТУ-144, представлены на почтовых миниатюрах нашей страны. У каждого из них была своя летная судьба. Но, пожалуй, наиболее интересна и многообразна история самолета ПО-2 (У-2), просуществовавшего около 35 лет и нашедшего самое широкое применение во многих отраслях народного хозяйства и в военном деле. В альбомах коллекционеров насчитывается 8 марок, выпущенных в трех странах, и два маркированных конверта Министерства связи СССР, непосредственно связанных с историей ПО-2.

Свой первый полет он совершил 45 лет назад — 7 января 1928 года. Этому предшествовали месяцы кропотливого труда коллектива конструкторов, инженеров, рабочих, возглавляемого Николаем Николаевичем Поликарповым. Замечательному советскому авиаконструктору Поликарпову, создателю более 80 типов самолетов, посвящен маркированный конверт (№ 5266), выполненный художником П. Бенделем и вышедший в 1967 году.

Работу по проектированию У-2 (так он назывался первоначально) Поликарпов начал в 1926 году. Предстояло создать дешевый, надежный и простой самолет, предназначавшийся для учебных целей. Именно такую машину ждали авиашколы. В эти годы молодая Республика Советов, преодолев последствия разрухи, вызванные гражданской войной, создавала свой воздушный флот. Для этого, прежде всего, нужны были летные кадры. А готовить их было не на чем.

В начале 1927 года первый опытный экземпляр самолета был построен. Он был прост по конструкции и технологии, но его летные качества не удовлетворяли конструктора. И Поликарпов коренным образом переделал самолет. Второй вариант У-2 был готов к концу года. Впервые поднял его в воздух летчик-испытатель Михаил Михайлович Громов, впоследствии генерал-полковник авиации. Портрет этого известного летчика воспроизведен на трех советских марках (№№ 599—601), выпущенных в 1938 году и посвященных второму перелету по маршруту Москва — США через Северный полюс. (М. Громов возглавлял экипаж самолета АНТ-25, совершивший этот рекордный перелет.)

Замечательная машина — таково было единодушное мнение Громова и других летчиков, испытывавших У-2. Самолет не входил в «штопор», а если его вводили умышленно, то при нейтральной ручке управления сам выходил из «штопора». И на взлете, и на посадке У-2 вел себя идеально. Скорость планирования с выключенным мотором составляла один-два метра в секунду — в пять раз медленнее приземления парашютиста. Самолет был изготовлен из полотна, фанеры и деревянных брусков и оказался самой простой и дешевой в производстве машиной, предназначенной для учебных целей. Именно такой самолет — «летающая парта» нужен был для первоначального обучения летчиков.

На марке СССР номиналом 3 коп. (№ 3828) из серии «Развитие гражданской авиации» (1969 г.) и на маркированном конверте N? 6576 художник А. Аксамит очень точно воспроизвел изображение самолета У-2. Его длина составляла около 8 метров, размах крыла 11,4 метра, вес 635 кг. Установленный на У-2 отечественный двигатель М-11 мощностью 100 лошадиных сил, сконструированный Швецовым, позволял самолету развивать скорость 120 км/час и подниматься на высоту 4 тысячи метров. Дальность полета составляла 400 километров.

У-2 создавался Поликарповым как школьный самолет первоначального обучения, но в силу своей простоты, дешевизны, надежности и неприхотливости стал широко применяться для самых различных целей. Какие должности не исполнял он за свою долгую жизнь! Был учебным. Связным. Охранял лес. Опылял поля. Вел разведку рыбных промыслов. Нес санитарную службу. Это многообразие применения У-2 в народном хозяйстве нашло отражение и в филателии. На марке Монголии номиналом 60 м. («Липсия», № 1361) из серии «История транспорта», мы видим изображение самолета, используемого для связи. На болгарской марке номиналом 44 ст. («Липсия», № 1086) из серии, выпущенной в 1957 году и посвященной месячнику охраны леса, показано применение У-2 для борьбы с лесными вредителями.

Когда началась Великая Отечественная война, стал в боевой строй и мирный труженик У-2. Темными ночами он крался в глубокий тыл врага, чтобы доставить партизанам боеприпасы и продовольствие, забрать раненых, сбросить десантников. На двух советских марках (№№ 996 и 1036) из серии «Советские самолеты в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» как раз и запечатлен один из эпизодов такого применения У-2.

В боевых условиях особо проявилась неприхотливость самолета к условиям эксплуатации. Он появлялся и совершал посадки в самых, казалось бы, невероятных местах. «Кукурузником» любовно прозвали его пехотинцы за удивительную способность совершать посадку прямо на кукурузное поле. «Небесным тихоходом» снисходительно окрестили его летчики скоростных самолетов. И, конечно, сначала никто и не предполагал, что этот «тихоход» станет грозной боевой машиной — превратится в легкий ночной бомбардировщик. На самолет подвешивали до 300 килограммов бомб, даже устанавливали реактивные снаряды. В наших ВВС появились авиационные полки, вооруженные исключительно самолетами У-2, боевое применение которых оказалось очень эффективным. Ведя непрерывные ночные бомбардировки, «небесные тихоходы» буквально изматывали фашистских солдат. Набрав высоту, экипажи У-2 на подходе к цели выключали моторы и бесшумно планировали на нее. Их удар был исключительно точным и неожиданным для врага. Как только фашисты в злобе не называли У-2: и «молотилка», и «кофейная мельница». Но «мельница» делала свое дело — «молола» врага, который так и не смог найти эффективных средств борьбы с самолетом. Зенитчики не успевали отреагировать на бесшумный подход самолетов к целям. Истребители противника также были бессильны против «небесного тихохода». Чтобы поднять дух своих асов, гитлеровское командование объявило, что за сбитый самолет У-2 летчики немедленно будут награждаться высшей наградой. Но не многим из них удалось ее заслужить. Не так-то легко было сбить юркий и тихоходный У-2. Умело маневрируя на малой высоте, советские летчики зачастую увлекали фашистских асов в ловушку: не справившись с управлением своих скоростных и тяжелых истребителей, они врезались в землю.

Победоносно закончилась война и У-2, переименованный в честь его создателя в ПО-2, сменил военную форму. Вновь он бороздит просторы мирного неба, выполняя самые различные народнохозяйственные задачи. На смену самолетам с поршневыми двигателями пришли реактивные самолеты. Но «небесный тихоход» вплоть до конца 50-х годов оставался незаменимым, К этому времени было построено несколько десятков тысяч самолетов ПО-2.

Прошли годы. Давно уже не поднимаются в небо ПО-2. Сейчас даже в музеях редко можно встретить этот прославленный самолет. Зато в коллекциях филателистов среди марок, посвященных советским самолетам, миниатюры с изображениями ПО-2 занимают одно из самых почетных мест.