Почта "Литуаники"

Казис Мильвидас. "Почта "Литуаники". "Филателия СССР". 1972, №8, стр. 15-17

17 июля 1933 года телеграфные агентства мира передали весть о трагической гибели литовских летчиков Степонаса Дарюса и Стасиса Гиренаса, которые на ветхом самолете, названном "Литуаника", перелетев Атлантический океан, разбились у самой цели своего полета.

Их подвиг вошел в мировую историю авиации не только как катастрофа. Пролетев расстояние в 6411 км, летчики установили тогда второй мировой результат дальности беспосадочного полета.

Об истории этого полета написаны книги, летчикам воздвигнуты памятники, их именами названы улицы городов; почтовое ведомство Литвы в 1934 году выпустило красочную серию из шести марок воздушной почты, посвященных полету (каталог "Цумштейн" № 382-387), останки разбитого самолета и личные вещи летчиков хранятся в историческом музее Каунаса.

Здесь же можно увидеть почтовую сумку самолета, печати и письма. Об истории почты "Литуаника" - наш рассказ.

Дарюс и Гиренас были мальчишками, когда их родители вместе с десятками тысяч других обездоленных литовцев в поисках лучшей жизни эмигрировали в США. Там Дарюс и Гиренас выросли и, став летчиками-профессионалами, решили осуществить беспосадочный трансатлантический полет из США в Литву, по маршруту Нью-Йорк - Каунас. Сейчас такой полет никого не удивит, но в то время это было рискованное предприятие, требующее большого му-жества. За 10 лет, начиная с 1919 года, Атлантический океан пытались пе-релететь 31 раз, но удались только 10 перелетов.

...Для задуманного полета летчики приобрели старый одномоторный самолет, израсходовав для этого все свои сбережения. Он не был приспособлен для длительных полетов и требовал большой перестройки и дополнительного оснащения. Буржуазное правительство Литвы в помощи им отказало. Не получили летчики помощи и от американских богачей, которые лицемерно называли себя меценатами прогресса. Материальной помощи они дождались только от своих неимущих соотечественников. Однако собранных пожертвований не хватило, и тогда у Дарюса возникла мысль везти с собой почту и этим заработать необходимые деньги.

Выступая 11 января 1933 года по чикагскому радио, Дарюс сказал, что он намерен везти в Литву воздушную почту. Шестого февраля он обратился в посольство Литвы в Вашингтоне с просьбой предоставить такую возможность и получил согласие. На следующий день с той же просьбой он обратился в почтовое ведомство США, которое тоже дало свое согласие. Тогда летчики на свои средства изготовили специальные конверты (около 1400 штук), на лицевой стороне которых темно-синей краской был напечатан соответствующий текст, а в левом нижнем углу имелся порядковый номер конверта. Была установлена стоимость перевозки одного обычного письма - 2 доллара, заказного - 2 доллара 25 центов. Было указано, что полученный от этого доход будет использован для приобретения нужного оборудования. Желающим отправить письма в Литву предлагалось прислать на имя Дарюса требуемую сумму, за это они могли получить соответствующее количество конвертов. Предполагалось, что письма могут быть адресованы не только в Литву, но и с возвратом в США. На последних рядом с марками США следовало наклеить и марки Литвы. Все отправ-ляемые письма надлежало послать в генеральное консульство Литвы в Нью-Йорке до 18 мая 1933 года.

Письма рекламировались как самые быстрые, ибо предполагалось, что полет продлится 38 часов. Несмотря на это, распродажа конвертов шла медленно, до 17 мая было продано только около 200.

Седьмого мая 1933 года летчики перелетели из Чикаго в Нью-Йорк, где проходил окончательный подготовительный этап к полету, но денег для оснащения самолета все еще не хватало, и сроки вылета откладывались. Тогда член комитета по содействию полету инженер А. Мажейка предложил изготовить специальные марки. Было решено купить знаки оплаты почты Литвы и сделать на них специальную надпечатку. Для доставки марок из Литвы времени уже не было, в требуемом количестве их трудно было найти и в США. Наконец, марки в количестве 500 неполных серий были найдены у крупного нью-йоркского филателиста В. Никлина, который, однако, узнав, для какой цели они нужны, согласился их уступить только при условии, что за это он получит 1/3 всех надпечатанных марок. Такое условие устраивало летчиков: марки они получили бесплатно.

Параллельно велись переговоры и с генеральным консулом Литвы в Нью-Йорке П. Жадейкисом. 31 мая 1933 года консулом, Дарюсом и Мажейкой был подписан акт, которым предусматривалось сделать соответствующую надпечатку на 500 комплектах, состоящих из 5 треугольных марок воздушной почты Литвы (каталог "Цумштейн", № 340-344). Уточняй условия выпуска марок, консул связался с правительством Литвы, и после получения соответствующих указа-нии 6 июня был составлен новый акт. В нем указывалось, что надпечатанные марки поступают в распоряжение консула, клише после окончания печатания уничтожаются, средства, полученные от продажи, используются для развития воздушной почты Литвы и для нужд данного полета. С подписанием этого акта выпуск новых марок приобрел официальный характер.

В тот же день в нью-йоркской типографии "Кингс Принтинг К" на всех 2500 марках (500 серий по 5 марок) были сделаны надпечатки. Так как клише надпечатки было изготовлено только для 4 треугольных марок, то марки надпечатывались квартблоками. Надпечатка каждой марки была черного цвета и состояла из схематического изображения самолета и надписи в две строки:
ДАРЮС - ГИРЕНАС НЬЮ-ЙОРК - 1933 - КАУНАС

После печати клише ударами молотка было деформировано.
Среди надпечаток марок были обнаружены 24 серии беззубцовых и один квартблок марок (по 60 центов) с двойной надпечаткой.

Продажа марок была начата 8 июня в генеральном консульстве Литвы в Нью-Йорке, но вскоре марки были переданы в распоряжение летчиков. Твердая цена им не была установлена, продавались они по 5-6 долларов за серию или по 1-2 доллара за одиночную марку. Несмотря на исключительно малый тираж и сравнительно небольшую стоимость, продажа марок происходила медленно, и до времени полета их было реализовано только около 400 серий (в том числе 166 серии, переданных Никлину). За вырученные от продажи деньги летчики приобрели новый пропеллер и
уплатили расходы по подготовке самолета к вылету.

Получив благоприятные сведения о погоде над Атлантическим океаном, 16 июля они наметили вылететь.

Ранним утром этого дня брезентовая почтовая сумка "Литуаники" доставляется в центральный почтамт Бруклина, где вся находящаяся в ней корреспонденция - 983 письма, из которых 31 было заказное, и 5 бандеролей газет - штемпелюется календарной печатью: 5 час, 15 июля 1933 года. На всю корреспонденцию ставится круглая печать самолета. После этого почтовая сумка доставляется в аэропорт и грузится в самолет.

Перед самым вылетом с аэродрома Флойд Беннег Дарюс передает находившемуся среди провожавших генеральному консулу Литвы пакет с оставшимися марками с просьбой реализовать их с целью получения средств для обратного полета.

В 6 часов 24 мин. 15 июля 1933 года "Литуаника" оторвалась от американского континента и начала свой исторический полет в Литву.

Около 2-3 часов утра 17 июля толпы народа в каунасском аэропорту ожидали своих соотечественников, однако около часа ночи самолет при таинственных, до сих пор окончательно не выясненных обстоятельствах разбился над Германией (теперь это территория народной Польши), в лесу, недалеко от местечка Солдин. Летчики погибли. Имеются предположения, что их самолет был обстрелян фашистами. Перед самым крушением летчики успели выбросить почтовую сумку, и она уцелела - беспримерный поступок в истории воздушной почты. Почтовую сумку "Литуаники" из Германии в Каунас доставил посол Литвы в Германии Шаулис и передал ее министерству иностранных дел. Каунасский центральный почтамт принял ее в 14 часов 30 мин. 18 июля. Вся корреспонденция тотчас была отмечена календарной печатью и заранее заготовленной прямоугольной печатью с обрамленным текстом: "Воздушная почта Нью-Йорк - Каунас. Каунас, 1933, VII. 17, трансатлантические летчики С. Дарюс и С. Гиренас, самолет "Литуаника". Кроме того, почтамт, желая почтить память погибших летчиков, отметил всю корреспонденцию еще одной печатью с текстом: "Победив Атлантический океан, геройски погибли во славу Литвы".

После этого все письма были разосланы адресатам. На всех письмах имелись марки США стоимостью от 3 центов и более 250 писем, которые имели обратный адрес и на которых рядом с марками США имелись марки Литвы, были отосланы в США. На 43 письмах имелись марки с надпечаткой "Литуаники". На некоторых письмах стояли автографы летчиков. На этом история почты "Литуаники" не заканчивается. Спустя некоторое время после гибели летчиков генеральный консул Литвы в Нью-Йорке решил при свидетелях вскрыть врученный ему Дарюсом перед самым вылетом пакет. В нем было обнаружено 6 конвертов, в пяти из них оказалось 100 серий марок с надпечаткой полета "Литуаники" (по 100 марок в каж-дом). В 6-м конверте были 3 серии таких же марок без зубцов. Был послан запрос в Министерство иностранных дел Литвы: что с ними делать? В ответной телеграмме было дано разрешение марки распродать, но при условии, что перед этим на них будет сделана новая надпечатка с мемориальным текстом, который должен быть подобран консулом.

Было отобрано несколько слов из тестамента летчиков: "Достижение "Литуаники" пусть вдохновляет сыновей Литвы к новым подвигам".

Такой длинный текст не размещался на одном марке, поэтому его разместили на блоке из 4 марок. Было изготовлено круглое клише новой надпечатки, в которой текст двумя строчками поместили между кругами. 14 ноября 1933 года в нью-йоркской типографии "Гандман Миллер пресс" на 100 сериях марок первого выпуска темно-зеленой краской была сделана новая надпечатка. С полным текстом этой второй надпечатки имелось только 25 квартблочных серий (125 квартблоков). Так появился второй выпуск марок полета "Литуаники" - мемориальный. Оставленные Дарюсом 3 серии беззубцовых марок не были надпечатаны - они были вручены сестре летчика.

Продажа марок второго выпуска была начата генеральным консульством Литвы 23 ноября 1933 года. Один квартблок продавался по 5 долларов, а отдельные марки по 1,5 доллара за марку. Все они были быстро распроданы.

Два года спустя после первого выпуска марок клише обеих надпеча-ток были пересланы в Литву, и сейчас они экспонируются в Историческом музее Каунаса рядом с другими экспонатами "Литуаники".

И еще одна деталь. После второй мировой войны неизвестными лицами в США закупались некоторые марки воздушной почты Литвы. На это обратили внимание только после, когда появились серии надпечатанных марок "Литуаники" первого выпуска, со-стоящие из 8 марок. Эксперты установили, что эта надпечатка является фальсификатом. Таким образом, марки полета "Литуаники" не избежали участи многих редчайших выпусков мира.

Марки "Литуаники" не являются государственными знаками почтовой оплаты, так как в почтамтах они не продавались, к оплате корреспонденции не принимались. Однако их выпуск имел официальный характер и осуществлялся государственной инстанцией, поэтому их следует причислить к разряду сувенирных почтовых марок. Каталог "Цумштейн" этих марок не указывает. В ряде других каталогов, например, "Липсия" и "Михель", даются сообщения о них рядом с марками Литвы №№ 343-347. О вторичной надпечатке ни в одном каталоге сведений нет.