Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Балонная почта (аэрофилателия)

АЭРОФИЛАТЕЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН, и в первую очередь интересующиеся баллонной почтой, получили в 1968 году хорошие литературный пособия: "История некоторых интересных полетов баллонной почты" и "Каталог баллонной почты всего мира". Обе книги написаны президентом Международной федерации аэрофилателистических обществ, доктором Я. Бусманом.

Доктор Бусман нередко и сам пилотирует воздушные шары. Вместе со своей женой Нини Бусман он совершал полеты на баллонах различных конструкции почти во всех уголках земного шара. Профессиональные знания, а также богатый филателистический материал позволили известному коллекционеру подготовить подробные и тщательно разработанные труды.

"История некоторых интересных полетов баллонной почты" начинается с описания баллонной связи осажденного Парижа в период с 21 сентября 1870 года по 28 января 1871 года. В книге содержатся все сведения о 69 полетах: названия и объем баллонов, место и время отправления, фамилии аэронавтов и пассажиров, вес доставленной почты и количество перевезенных почтовых голубей, место и время приземления, протяженность и продолжительность полета. Известный интерес для советских коллекционеров представляет описание беспосадочного полета баллона капитана Луи Годара, который стартовал с помощником и шестью пассажирами в июне 1397 года из Лейпцига. Маршрут полета, а значительной своей части проходил над западными территориями России. В книге помещена также информация о первых полетах баллонной почты в Исландии, Норвегии и некоторых других странах и дано большое количество иллюстраций - филателистических и почтовых документов двух столетий.

"Каталог баллонной почты всего мира" охватывает период с 1763 по 1968 год. В нем собраны сведения о баллонных письмах, открытках, марках, блоках и виньетках, изданных в 60 странах. Каталог выпущен Голландским аэронавтическим музеем в Гааге.

В каталоге приведены сведения о редких гашениях баллонной почты, которые впервые публикуются в филателистической литературе. В 1901 году, во время боксерского восстания в Китае, состоялся специальный полет группы баллонов из Пекина. Почта, доставленная этими баллонами, отмечена специальным штемпелем гашения. Любопытно и описание писем французской баллонной почты, доставленных из Валансьена 14 июня 1793 года и Меца 3 сентября 1370 года, В разделе специальных гашений военной почты помещена фотография весьма редкого штемпеля баллонного полета капитана Гризо и лейтенанта Тарба. В каталоге подробно рассказывается о полетах воздушных шаров в Великобритании, начиная с первого полета Лунарди 15 сентября 1784 года. Сре-ди польских филателистических материалов баллонной почты, отмеченных автором, есть экземпляры, которые, безусловно должны заинтересовать советских коллекционеров. В первую очередь - это марки и письма соревнований баллонов на кубок Гордона Беннета. состоявшихся 30 августа 1936 года. Десять баллонов закончили свой полет на советской территории в районе Калинина, Смоленска, Ленинграда, Архангельска и других городов. Почтовые отправления, доставленные этими шарами, отмечены штемпелями прибытия советских населенных пунктов.

Обе работы доктора Бусмана изданы на английском языке. Цены в каталоге указаны в долларах и центах.
В заключение стоит сказать, что филателисты смогут найти в этих книгах подробную библиографию, которая позволит углубить разработку отдельных разделов коллекции, посвященной баллонной почта.

ИЗ ИСТОРИИ АВИАПОЧТЫ ГАТЧИНА-КОЛОМЯКИ

Заслуживает внимания филателистов сообщение коллекционера Е. Меоса из Тарту о первой в России доставке почтовой корреспонденции по воздуху. Это была частная аэрограмма, оплаченная обычной 15-копеечной маркой и не имеющая специальных знаков авиапочты кроме надписи от руки: "Par avion". Аэрограмма была доставлена 21 июня 1912 года специальным бипланом из Гатчины на ипподром в Коломяки, район Новой Деревни близ Петрограда, и адресована начальнику местного аэроклуба полковнику С. М. Ильенко. Отправителем аэрограммы был начальник Русского императорского аэроклуба в Гатчине известный летчик и конструктор В. А. Лебедев. В ней он приглашал полковника Ильенко посетить испытания самолетов на потном поле Гатчинского аэроклуба.

ВСЕГО 38

Любопытный эпизод произошел с одной из самых редких в мире марок воздушной почты, выпущенной Ньюфаундлендом 21 мая 1927 года к перелету итальянского летчика генерала Франческе де Пинедо в Европу. Поскольку Пинедо заявил, что он возьмет с собой не более 300 писем, тираж этой марки был установлен в 300 штук. Из них четыре были уничтожены как дефектные, 16 распределены между чиновниками и администрацией, 20 переданы самому Пинедо и две - итальянскому консульству. Оставшиеся 258 экземпляров продали на почте. Пинедо действительно вЗЯЛ с собой всего 300 писем, из которых 75 к тому же были франкированы обычными 60-сентовыми марками без специальной надпечатки. 23 мая 1927 года он вылетел в Европу на самолете "Святая Мария-2". В нескольких сотнях миль от берега машина потерпела аварию. Это произошло в районе Азорских островов, Туда и была доставлена "Святей Мария-2" для ремонта. Наконец 16 июня Пинедо достиг Остии в устье Тибра. Радость в связи с благополучным завершением трудного пути была столь велика, что о почте Пинедо вспомнил лишь через шесть дней после того, как приземлился.

22 июня она попала в Рим, где почтовые чиновники пришли о недоумение: каким числом ее погасить - 16 июня, днем действительного прибытия, либо 22 июня, днем доставки на почтамт. После длительного обсуждения было решено гасить штемпелем 22 июня. Однако позже среди коллекционеров стали встречаться экземпляры этих писем, на которых стоял и штемпель 16 июня. Их про-исхождение неизвестно и весьма сомнительно. Чистые экземпляры мерки с надпечаткой "Пинедо" очень редки, так как их осталось всего 38 штук.

ПОКОРЕНИЕ АТЛАНТИКИ

Если сейчас филателисту среди разных коллекционных материалов попадется письмо, пропотевшее над Атлантическим океаном, он, возможно, не обратит на него особого внимания. Ведь в наши дни десятки регулярных воздушных рейсов прочно поддерживают связь между Европой и Америкой. А всего 45 лет назад траверз Атлантики был редчайшим событием. И первые письма, пролетевшие по этому пути, сейчас представляют собой большую филателистическую редкость. К их числу относятся письма, отправленные в 1919 году из Ньюфаундленда в Великобританию. Четырежды стартовали разные пилоты, но всех их постигали в пути неудачи. И лишь в пятый раз самолет благополучно пересек океан и приземлился на западном побережье Ирландии.

18 мая 1923 года самолет, пилотируемый летчиком X. Г. Хаукером и штурманом К. М. Грифом, вылетел из Сент-Джонса, имея на борту 95 писем, В качестве вознаграждения при успешном завершении полета летчикам был обещан приз, установленный лондонской газетой "Дейли мейл" в размере 10.000 фунтов стерлингов. Однако и этому полету не суждено было успешно завер-шиться. Пролетев более 1000 миль, самолет попал в шторм. У него испортился мотор, и он упал в океан. Летчиков и почту подобрал оказавшийся поблизости датский пароход "Шарлоттевиль".

Специально к полету Хаунера 12 апреля была выпущена марка с надпечаткой. Ее тираж всего 200 экземпляров. Текст надпечатки гласил: "Первая трансатлантическая воздушная почта. Апрель. 1919". На обороте всех марок оттиснуты гарантийные знаки главного почтмейстера Ньюфаундленда И. Д. Робинсона "J. A. R." или его секретаря Вильяма Кемпбелла "W. С.". Из всего тиража 13 марок были уничтожены, как дефектные, одна преподнесена королю Георгу, две - губернатору Ньюфаундленда, одна - авиаклубу, шесть - авиаторам фирмы Сопвич, предоставившей самолет для перелета, две - Кастельскому музею. 95 марок были использованы для франкировки писем, а оставшиеся 25 чистых экземпляров продали по 25 долларов за штуку при номинальной стоимости 3 цента. Деньги, вырученные от продажи марок, пожертвовали Обществу помощи морякам.

В мае 1919 года были предприняты еще две попытки совершить перелет на самолете "Мартинсайд". Его пилотировали летчики Рейнхем и Морган. Они надеялись получить установленный приз в 10.000 фунтов. Однако самолет дважды терпел аварию уже при взлете. Письма, которые предполагалось доставить с ним, были отправлены, в конце концов, обычным путем и попали в Лондон лишь 7 января 1920 года.

К полету "Мартинсайда" также были приготовлены специальные марки. Ввиду того, что первая попытка была организована в весьма короткие сроки, главный почтмейстер Робинсон не успел подготовить соответствующую надпечатку. Было заготовлено всего 10 писем, франкированных обычной трехцентовой маркой, на которой Робинсон собственноручно написал в четыре строки: "Воздушная атлантическая почта, J. Л. R.". Чистой такая марка но существует. Да и на письме она настолько редка, что ее уже не помещают во многих каталогах.

Ко второму полету Рейнхема была подготовлена типографская надпечатка "Первая атлантическая воздушная почта, Мартиисайд, Рейнхем, Морган" на пяти обычных марках номиналами 1, 2, 3, 5 и 34 цента. В связи с тем, что полет не состоялся, эти марки так и не были выпущены.

Наконец, 14 июня 1919 года были предприняты еще две попытки совершить перелет. Одна из них впервые закончилась успешно. Капитан Джон Алкок и лейтенант А. Уиттон-Браун на самолете "Виккерс" в 13 часов 43 минуты по местному времени покинули Сент-Джонс и 15 нюня в 9 часов 40 минут по британскому времени приземлились в Клифдене на западном побережье Ирландии. Утром 17 июня все письма, доставленные этим самолетом, были уже в Лондоне. Их франкировали марками со специальной надпечаткой: "Трансатлантическая воздушная почта, 1919. Один доллар", выпущенными 9 июня. Письма для полета принимались с момента выпуска марки, поэтому встречаются штемпеля отправления с различными датами - от 9 до 14 июня. Общий тираж марки 10.000 штук, из которых 3.200 имеют некоторые официально каталогизированные опечатки. Марка печаталась листами по 25 штук. Опечатки встречались на каждых восьми.

Второй самолет типа "Хендлей-Педж", стартовавший 14 июня из Харбор-Граса, также потерпел неудачу. После двух попыток он был вынужден 15 июня закончить полет в Паррсборо, Новая Шотландия. На борту этой машины находилось 115 писем, погашенных в Сент-Джонсе 9 июня до 5 часов вечера, 56 почтовых открыток и писем, отправленных из Харбор-Граса утром 14 июня, и несколько писем и почтовых открыток членов экипажа самолета. Их доставили в Англию обычным путем без специального гашения.

В. Притула
Журнал "Филателия СССР" № 1, 1969 г.