В августе прошлого года бухта Провидения напоминала гудящий муравейник. Необычайные события всколыхнули сонный до того порт. Одно из них — советско-американский симпозиум, посвященный созданию заповедника «Берингия» на территории сразу двух стран — на Чукотке и Аляске. Только из США прибыло сюда около 80 ученых и бизнесменов.

Программа «Русская Америка» набирала обороты. К причалу порта пришвартовалось научно-исследовательское судно «Академик Курчатов» с участниками полярной экспедиции «Ученые мира — Крайнему Северу», организатор которой — Ленинградская региональная ассоциация советских полярников. Стал на рейде самый современный наш атомный ледокол «Советский Союз», доставивший туристов из 12 стран.

Здесь уместно вспомнить историю. Первым надводным кораблем, достигшим Северного полюса, был советский атомоход «Арктика». Это произошло в 1977 году. Через десять лет, в дни празднования пятидесятилетия станции «Северный полюс-1» в район полюса пришел другой наш атомный ледокол — «Сибирь». Корабль эвакуировал отслужившую свой срок дрейфующую станцию СП-27 и высадил новую, СП-28. Заметим, доставка была осуществлена в самом начале навигации, в период, наименее подходящий по ледовой обстановке для столь сложной операции. Поход еще раз показал реальные возможности атомных ледоколов, наконец-то позволивших воплотить в жизнь безумную для своего времени идею «К полюсу — напролом!» адмирала С. О. Макарова. После этого Мурманское морское пароходство отважилось на проведение первого коммерческого туристского рейса в августе 1990 года. И ледокол «Россия» уверенно достиг полюса. Первые туристы на Северном полюсе! Звучит невероятно!

На следующее лето озадаченная «русской смелостью» американская туристская фирма «Сален линдблэд круизинг» арендовала ледокол «Советский Союз», который принял на борт около ста пассажиров. Выйдя из Мурманска 27 июля, ледокол достиг Земли Франца-Иосифа и, попетляв среди многочисленных островов этого архипелага, двинулся на север. Через восемь дней, 4 августа, он остановился на Северном полюсе. А вот отсюда маршрут принял новые очертания. В отличие от своих предшественников ледокол не повернул обратно, а двинулся в сторону американского континента, первым из надводных кораблей пройдя район Полюса относительной недоступности.

Причем ровно через полвека после покорения его экипажем советского самолета «СССР-Н-169» известного полярного летчика И. И. Черевичного.

Маршрут собирались завершить в порту Ном, но повернули опять и оказались 16 августа все в той же бухте Провидения. Отсюда часть туристов улетела домой в сторону Аляски, а на смену им прибыла новая группа, пожелавшая пройти по Северному морскому пути. Это был первый сквозной туристский рейс по нашей полярной магистрали, открытой, наконец, с прошлого года для иностранцев. 19 августа атомоход покинул бухту Провидения и двинулся на север. По пути подходил к экзотическим островам, предоставляя возможность пассажирам высаживаться на берег, знакомиться с флорой и фауной, историческими памятниками, этнографией сих далеких мест.

Остров Арамкачечен, лежбища моржей, знаменитая Китовая аллея, Уэлен, остров Ратманова… Все эти названия музыкой отзываются в ушах любителей Арктики. Пройдя Берингов пролив, судно взяло курс на остров Врангеля, затем последовала стоянка в порту Певек, заход на Новосибирские острова, Северную Землю. Рейс завершился 7 сентября в Мурманске. За сорок дней ледокол пересек весь Арктический бассейн — туда и обратно — покружил в нескольких архипелагах, совершил два десятка высадок пассажиров на берег, причем с помощью собственных вертолетов и надувных понтонов.

Предыдущие рейсы на полюс были отмечены специальными почтовыми карточками, конвертами и штемпелями. Не остался без внимания и этот поход. Американская фирма обеспечила дирекцию круиза своими выпусками. Были подготовлены два вида конвертов и две цветные двусторонние карточки. Конверты — увеличенного формата, одноцветные, с эмблемой похода в левом верхнем углу. Разница между ними в том, что на одних конвертах, посвященных походу на полюс, имелась надпись: «Transpolar bridge 1991», а на тех, что были связаны с прохождением Севморпути, другая — «Ногdheast passage 1991». Открытки — с цветными фотографиями атомохода «Советский Союз». Однако эти материалы были выпущены ограниченным тиражом.

Штемпельная часть, представленная также американской стороной, такова: во-первых, овальный штемпель — визитная карточка ледокола, шесть овальных и круглых штемпелей, приуроченных к полюсному и прибрежному походам. Собственно штемпелей — три, но каждый имеет две разновидности с надписями, аналогичными приведенным выше.

Из наших фирм, внесших значительный вклад в филобеспечение круиза,— Мурманское морское пароходство. Оно сориентировалось на новый маркированный конверт «Атомный ледокол «Советский Союз», заказанный специально и полученный буквально накануне старта. Мурманчане изготовили три круглых штемпеля: один — общего плана, второй — для похода на полюс, третий — для рейса по Севморпути. В дополнение к постоянным штемпелям, имеющимся на ледоколе, они составили солидный набор. Из ледокольных использовался, в основном, постоянно действующий календарный штемпель, а также штампы «заказное» и личный капитанский. Конверты, попавшие в береговые почтовые отделения в промежуточных пунктах, где не было стоянки ледокола, имеют оттиск штемпеля « Вертолетная почта » (имеются в виду поселки Уэлен, Тикси и Диксон).

Третий участник филпрограммы — Ассоциация советских полярников с двумя цветными памятными конвертами увеличенного формата. На одном — фотография атомохода во льдах, на втором — рисунок, посвященный 60-летию совместной полярной экспедиции германского дирижабля «Граф Цеппелин» и советского ледокольного парохода «Малыгин». Кстати, в 1931 году встреча между ними на Земле Франца-Иосифа произошла 28 июля, а в 1991 году атомоход «Советский Союз» прибыл в этот район 30 июля. Использовался и вышеупомянутый официальный конверт «Атомный ледокол «Советский Союз», на котором сделана соответствующая типографская надпечатка в левом верхнем углу. Ассоциация изготовила также три прямоугольных штемпеля, игравших роль сертификатов, удостоверяющих прохождение Северного полюса, района Полюса относительной недоступности и Севморпути. Кроме того, Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, сотрудники которого осуществляли ледовую проводку атомохода на полюс, изготовил свой конверт и сопроводительный штемпель. И, наконец, как выяснилось уже в конце рейса, свой персональный конверт имел один из австралийских туристов (этих конвертов в стране остались считанные единицы). Чтобы не «утонуть» в обилии наименований, весь филматериал систематизирован в прилагаемой таблице.

При оформлении конвертов использовались различные марки 1971, 1977, 1987 годов, а также только что вышедшие: серия «250 лет Русской Америки» и «Дирижабль «Граф Цеппелин».

Коллекционеры, собиратели «Полярфила » остались очень благодарны руководителю филателистической программы, начальнику отдела Мурманского морского пароходства A. Е. Бурсону, его помощникам механику ледокола B. В. Логинову, работнику Мурманского почтамта Т. А. Беляковой. Всемерно способствовали успеху и руководитель рейса — заместитель начальника пароходства Н. И. Хвощинский и, конечно, капитан ледокола А. Г. Горшковский.

Ю. Бурлаков. Сувениры программы «Русская Америка». «Филателия». 1992. №6 (стр. 16-18)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.