Олег Поляков – известный филателист, многократный участник филателистических выставок, как в качестве экспонента, так и члена жюри.

Каким образом начисляются оценки за тематические экспонаты на различных филателистических выставках?

Согласно регламенту ФИП для тематического класса, в соответствии с которым обычно и работает жюри на выставках, экспонат оценивается максимум в 100 баллов. Оценочные критерии представлены в таблице. Естественно, набрать на выставке максимум, т. е. 100 баллов – редчайший случай.

Рассмотрим эти критерии более подробно.

«Название и план». Любой тематический экспонат начинается с выбора названия, ограничивающего как тематические, так и временные рамки используемого материала. Сегодня для экспоната по тематической филателии от коллекционера требуется рассказ некой истории со своим сюжетом, а не просто демонстрация картинок, даже на самую серьёзную тему, в соответствии с той или иной классификацией. При отсутствии же истории получается мотивный экспонат, а это в лучшем случае диплом об участии в выставке. После определения названия филателист должен разработать и написать план, в котором эта история должна быть раскрыта глубже. План экспоната – это структурная схема тематической истории. Жюри оценивает план на соответствие названию и сбалансированность, т. е. разбирается, насколько разные аспекты темы соотносятся с другими.

«Разработка темы» – это очень глубокий аспект создания экспоната, связанный с изучением тематической истории, выяснение, откуда берёт начало эта история, насколько глубоко и детально она рассматривается.

«Тематические знания и исследования». Под этим понимается то, насколько хорошо изучил и понимает автор тематическую историю своего экспоната. В процессе тематических исследований всплывают совершенно неочевидные вещи, которые, казалось бы, к теме не относятся.

Например, в воспоминаниях соратников С.П. Королёва я встречал упоминание о том, что перед новым 1960 годом они получили в подарок по несколько бутылок французского вина. В результате долгих поисков выяснил, что после запуска первого спутника Земли французский винодел Анри Мэр из города Арбуа заключил пари с консулом СССР во Франции о том, что человек все равно никогда не увидит обратной стороны Луны на 1000 бутылок своего лучшего игристого вина. Когда АМС «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны, и снимки были опубликованы, он отправил это вино Академии наук СССР. Сейчас ищу материал, связанный с этой историей. Пока удалось найти только спецгашение, посвященное фестивалю вина в городе Арбуа в 1951 г. Вероятно, оно появится в моем космическом экспонате с соответствующими пояснениями.

Спецгашение винного фестиваля в Арбуа

Для меня, чем больше филателист нашёл в своём экспонате неочевидных и не лежащих на поверхности фактов, тем он лучше поработал над темой и тем глубже его тематические знания. Тематическая разработка является прямым следствием тематических знаний и исследований коллекционера.

Разнообразие филателистического материала на листе: марки с разновидностями, авторская проба, цельная вещь, спецгашение, карточка радиообмена. Виды размещения материала: врезка и наложение.

«Филателистические знания и исследования» показывают, насколько широко экспонент владеет всем спектром филателистического материала экспоната, как хорошо он ориентируется в филателистической терминологии и определении видов материала: зубцовки, способы печати, растры, пропуски перфорации, буклеты, цельные и целые вещи, гашения, франкотипы и т.д.

Рисунок на полях марочного листа

Ревеню: марки ОСОАВИАХИМа

«Состояние и редкость». Современный материал должен быть в идеальном состоянии; а ранний материал, особенно, редкости – в зависимости от их доступности (кстати, многие тематические экспонаты базируются именно на классическом материале). Например, марка России № 1 в идеальном состоянии в частных руках отсутствует. Или в почте катастроф – конверты могут быть только бракованными.

Определение редкости базируется на определённых критериях. Если известно абсолютное число тех или иных вещей, то эта цифра просто пишется в экспонате. Или вводится своя шкала, например, та или иная вещь может быть маркирована разным количеством букв R или надписями top rarity, просто rarity. В этом случае объяснение этой шкалы должно быть представлено на вводном листе. Все редкости экспоната надо обязательно отмечать, выбранным знаком редкости среди филателистического текста.

Письмо ракетной почты 1930-х гг.

Далеко не всё, что знает автор экспоната, известно и членам жюри. Времена, когда они обладали абсолютными знаниями во всех областях филателии, к сожалению, прошли. Филателия быстро развивается вширь и вглубь. Впрочем, обычно эти обозначения появляются при подготовке экспоната на всемирных и европейских выставках. А до того хороший уровень оценки вполне достижим, если грамотно подойти к созданию своего экспоната, практически по любой теме и без особых редкостей.

«Презентация», т.е. внешний вид. Формально за неё даётся всего 5 баллов. На самом деле, не очень хорошее общее впечатление от экспоната влияет на некоторые другие группы критериев. У самого был такой отрицательный опыт.

— Какой должен быть баланс между марками и другим филателистическим материалом?

Необходимо представлять материал во всём его разнообразии. Нужно избегать листов экспоната только с марками. На правильно сделанных листах должны располагаться 3-4 различных вида материала, включая марки, цельные вещи, гашения, буклеты и т.д. Может быть использовано всё вплоть до рисунка или текста на полях марочного листа, даже если сама марка не относится к теме экспоната. Надо иметь в виду, что разновидность лучше обыкновенной марки; а сцепки, пропуски перфорации, буклеты предпочтительнее, чем просто марки. Приветствуются коммерческие франкотипы с соответствующей франкировкой, но не нулевые, сделанные по просьбе коллекционера. Я использую франкотипы с прямым тематическим содержанием: надпись, рисунок, поскольку многие из них являются нетекстовыми. Один из самых удачных для меня франкотипов был в 1973 г. выпущен одной из американских фирм. На нем надпись «Звоните и заказывайте место на космическом челноке сегодня!». «Спейс шаттла» ещё не было, а франкотип уже был.

— Каковы правила включения в тематический экспонат целых и цельных вещей?

Любая официальная цельная вещь и любой её элемент, включая рисунки марки и конверта, могут быть использованы в тематическом экспонате без ограничений. Но нужно помнить, что из цельных вещей запрещено делать вырезки. Нужно показывать или их целиком, или делать врезку, или наложение. В то же время, из целых вещей можно делать вырезки. Важно: рисунок на целой вещи не может быть использован в тематическом экспонате, только марки или гашение. Иначе балл за него будет снижен.

— Есть ли какой-нибудь филателистический материал, который в тематическом экспонате не может быть выставлен?

Для экспоната однозначно приемлемым является материал, использованный или подготовленный к использованию, либо в отношении которого были намерения подготовить его для использования уполномоченными почтовыми администрациями, или даже частными, но авторизованными почтами. Частные же выпуски, частные гашения, неавторизованные в местной почтовой администрации, выставлять, как правило, категорически запрещено.

— Но, например, по космической тематике выставляется много писем ракетных почт, можно ли их использовать?

Они являются общепринятыми в своем классе астрофилателии, даже неавторизованные. Есть общее правило: в тематике можно использовать материал из любого признанного ФИП класса. Поэтому и письма ракетных почт тоже можно использовать. Однако есть рекомендации, существенно ограничивающие это. Например, ревеню (непочтовые марки) можно без ограничений включать в экспонат в случае явно выраженного почтового использования, т. е. когда марки ревеню курсировали как почтовые. Тогда как в обычном виде непочтовые марки разрешается включать в экспонат, если из-за отсутствия почтового материала отразить тот или иной аспект темы невозможно. Для картмаксимумов – та же самая рекомендация: «очень чуть-чуть». Есть даже устные рекомендации – один картмаксимум на экспонат, и он должен соответствовать всем правилам изготовления картмаксимумов. И, как минимум, иметь относящееся к теме гашение.

Современное письмо авторизованной частной почты в ФРГ

— Раньше все тематические экспоненты использовали форматы выставочных листов А4 (210×297 мм), теперь появились и другие. Зачем это?

Сейчас кроме формата А4, допускаются промежуточный формат 310×297 мм и формат A3, что соответствует, 4-м, 3-м и 2 листам в ряд на стенде. Более широкие форматы позволяют более вариативно располагать материал на листе, но это ведёт и к трудностям в оформлении. Начинать надо с формата А4, это проще всего.

Заголовок первого листа раздела содержит название раздела (2), название подраздела (2.1) и название листа

— Как правильно надо делать надписи на листах?

Надписи начинаются с заголовка листа, который должен быть на каждом из листов. При этом заголовок может повторяться. Все заголовки идут как развитие плана. Сам план детализируется в глубину не больше, чем на 2 – 3 подпункта подразделения. Более подробный план не влезет на лист и будет затруднять восприятие. Дальнейшая детализация реализуется в заголовках листов, в которых должна быть и нумерация для понимания, в каком месте плана находится лист. Нужно обязательно разделять тематический и филателистический тексты, например, выделять филателистический текст курсивом или меньшим шрифтом. Это легче для восприятия и жюри, и зрителям, и самому себе.

Франкотип транспортной компании в честь «Спейс Шаттла»

— Как надо делать подписи?

Нет никакой необходимости в филателистическом описании каждой представленной на листе вещи, если она не имеет каких-то филателистических особенностей. Тогда пишется просто или марка, или письмо и т. д., и даётся тематическое описание материала. К примеру, если у марки есть две равноценные филателистические зубцовки, то много писать о такой марке не надо. Но любую значимую разновидность, пробу и т.д., безусловно, надо описывать. Также и для другого материала, где следует описывать отличия от основного тиража, первый день применения и т. п. Тематическое же описание уникально для каждого элемента экспоната.

Письмо с календарным штемпелем космодрома на мысе Канаверал

— Что-то можно выделить цветом?

Дай бог, чтобы хотя бы на каждом стенде экспоната был какой-то материал, который захотелось бы выделить иным цветом. Поэтому не стоит увлекаться.

— Как надо обозначать филателистические открытия автора?

Если это действительно является открытием автора, то ему должно быть документальное подтверждение: статья, авторский каталог, где автор оповещает об открытии филателистическое сообщество. Эти источники не всегда надо указывать в экспонате, но, если члены жюри поинтересуются, где здесь открытие автора, нужно быть готовым к ответу на этот вопрос. При обозначении открытия на листе можно писать аббревиатуру инициалов автора или букву «А», т.е., «авторское открытие».

— В каких случаях сейчас оправданно использование цветной бумаги для листов экспоната?

Всё на вкус автора, но общие рекомендации – белая или слегка тонированная бумага. Последняя является чуть лучшим вариантом, поскольку многие тематические материалы ярки сами по себе, и на фоне чисто белой бумаги они дают ещё более контрастные краски.

— Камнем преткновения для многих филателистов, выставляющих экспонаты, связанные с космосом, является подразделение на тематический класс «Космос» и астрофилателию. В чём различия?

Прежде всего, это два различных класса с двумя абсолютно разными подходами. Тематическая филателия, прежде всего, базируется на рисунке, поводе выпуска, и относится ко всему разнообразию филателистического материала. Астрофилателия – с точки зрения используемого материала более узкий класс. Он базируется на документальном соответствии почтовых штемпелей и неких событий, происходивших или в истории освоения космоса, или развития ракетной техники. Теоретически любой материал из астрофилателии применим в тематике. Но фактически это далеко не так. К примеру, календарное гашение с датой старта какого-либо космического корабля с космического центра Кеннеди – это замечательный и чудесный астрофилателистический материал. Но абсолютно малоинтересный с тематической точки зрения, т.к. это обычный календарный штемпель, использовавшийся долго. И перегрузка тематического космического экспоната специфическим астрофилателистическим материалом никогда не даёт хорошего результата.

А. Бабочкин. Судейство тематических экспонатов. «Филателия». 2016. №4 (стр. 30 – 33)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.