Арктика. Вспоминаются челюскинцы, дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов», продолжавшийся 812 дней, папанинцы, В. Чкалов. Марки об этих событиях наверняка есть в ваших альбомах. Они в разделе полярной филателии. И хотя Арктика сегодня уже довольно обжитое место, она и по сей день не потеряла своей притягательной силы. Каждый год самолеты доставляют на льдины новые научно-исследовательские экспедиции. Метеорологи, радисты, гидрологи, магнитологи, врачи и многие, многие другие работают в высоких широтах. Среди этих отважных людей — и Иван Иванович Якубайтис, скромный радист одного из филиалов дрейфующей станции «Северный полюс-15». Мне хочется немного рассказать о Якубайтисе потому, что он филателист. Интересна история его приобщения к коллекционированию. В 1959 году на ледяном острове дрейфовала четвертая смена станции «СП-6». На всех «СП» стало традицией возлагать обязанности «почтмейстера» на радистов. Они — связь, им и карты в руки. Так было и на этот раз — радист станции Якубайтис вел основную переписку. Корреспонденция, нужно сказать, была весьма и весьма обширна. Писали школьники и рабочие, академики и колхозники, пионеры и артисты. И много писем приходило от филателистов: просили погасить марки на конверте штемпелем станции «СП-6», послать письма кружным путем… через Антарктиду. Отвечая корреспондентам, штемпелюя конверты, радист сам не заметил, как приобщился к беспокойному племени коллекционеров. Он настолько увлекся филателией, что при удобном случае вступил в один из клубов Ленинградского отделения ВОФ.

Как-то я получил от него письмо из Арктики. Оно доставлено с научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-15». В письме бесхитростный рассказ о буднях на льдине, о трещинах, которые появились в нескольких метрах от домика полярников, о метелях и ветрах и… сведения, интересующие всех филателистов. Когда станция начала работать, штемпеля у нее не было. Он застрял где-то в пути. Но все-таки его привезли. Первое письмо было «погашено» 19 апреля 1966 г. Сначала для штемпеля употребляли фиолетовую краску. Черную привез Иван Иванович Якубайтис. Первый штемпель черной краской поставлен 24 апреля. Фиолетовой краской погашено немного писем — вначале было не до филателистов. На станции есть свой служебный конверт. Тираж этого конверта всего 2000 шт.

Е. Миловидов. Северный полюс-15. «Филателия СССР». 1966. №6 (стр. 9)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.