Филателисты СССР встречают сообщения о новых выпусках советских марок с тревогой и опасением. Они за последние годы привыкли к тому, что каждый последующий выпуск хуже и небрежнее предыдущего. Немногочисленные исключения (например, марки в пользу беспризорных 1929 г.) не в счет, да и то их наличие надо объяснить случайностью, а не продуктом обдуманного намерения НКПиТ.

В предыдущих номерах «СК» уже были достаточно подробно описаны ужасающие марки, так называемой стандартной серии. Казалось бы, что после них ничего худшего в этой области нельзя даже придумать. Однако, НКПиТ сумел рассеять эти предположения, выпустив серию марок в честь социалистического соревнования и оказав этим медвежью услугу не только соревнованию, но и советской филателии. Чтобы не быть голословными, перейдем к рассмотрению этой серии. Перед нами четыре (к счастью, только четыре) марки в 5, 10, 20 и 28 коп. На первой из них изображено несколько бездействующих и ничем   между собой не связанных колесиков, среди которых затерялась одинокая, крохотная и ничего не выражающая фигура рабочего. Вот как выглядит социалистическое соревнование в переводе на язык Наркомиочтеля. Недаром рабочий повернулся на рисунке спиной к зрителю: ему неловко за эту марку. На марке в десять копеек изображена  тракторная колонна. По-видимому, она находится в движении, так как у руля сидят мотористы, но почему же в таком случае колеса тракторов неподвижны, так что видна каждая спица? Слово «почта» изображено аршинными буквами, а в тоже время «на 35%» загнано в самый темный угол марки и выведено крохотными по сравнению с остальным текстом буковками. Удивительная скромность в фиксировании одной из важнейших цифр пятилетки. Монограмма «СССР» сжата, так что буквы наползли одна на другую, хотя на марке вполне достаточно места, чтобы их расположить просторнее. Точка после монограммы — совершенно ненужная роскошь. А в целом хочется спросить: где же здесь соревнование?

Марка в 20 коп. одна из всей серии может быть причислена к числу удовлетворительных, если бы не топорные над шеи. Ну, разве можно на крохотной марке помешать такие вывески? Неужели у автора этой марки не хватило вкуса, чтобы не допустить такого вопиющего несоответствия между текстом и рисунком? Затем поражает обилие стилей в надписях. Что ни строчка, то особый характер букв, а в последней строке буквы двоякого вида. И опять таки соревнования на марках не видно.

Марка в 28 коп. дает нам представление о росте продукции чугуна по пятилетнему плану. Все бы ничего, но делать под этим рисунком подпись «социалистическое соревнование» — значит, приписать выполнение пятилетки только ему. По крайней мере, так можно заключить из рисунка. Затем данная марка предназначена для франкировки заграничных писем. Уже это одно должно было бы подсказать автору проекта, что надо дать пояснительные надписи на одном из иностранных языков, иначе агитационная роль марки будет парализована. Однако, этого не догадались сделать. Текстовая часть этой марки оставляет желать лучшего. Верхняя и нижняя строки несоразмерно крупны. В конце концов, несмотря на надпись, соревнование на марке никак не отображено.

Расцветка марок, за исключением 20-конеечной, безрадостна. Все те же излюбленные Наркомпочтелем линючие цвета, так хорошо знакомые нам по маркам стандартной серии и возведенные очевидно в наркомпочтелевский ведомственный спектр. Вследствие такой расцветки на этих марках даже в чистом виде трудно разобрать рисунок, а после обычного усердного гашения огромными замазанными штемпелями – назначение марок идет насмарку, так как жирная штемпельная краска совершенно затемняет рисунок. Это особенно относится к маркам  в 5 и  10 коп.

Шрифтовая часть серии, как это уже освящено Наркомпочтелем, взята с бору да с сосенки. Что ни марка, то свой стиль и способ расположения. Надо быть очень опытным филателистом, чтобы догадаться, что рассматриваемые марки принадлежат к одной серии.

Надо ли после этого удивляться, что идейное содержание марок не дошло даже до наших широких масс, которые к новым маркам отнеслись совершенно безразлично. О загранице мы уже не говорим. Иными словами выпуск рассматриваемой серии не достиг цели. Да и по совести говоря, из марок даже не видно, с какой целью они были выпушены, то ли для показа, как НКПиТ не умеет выпускать марки, то ли для демонстрации полного несоответствия между намеченным и фактическим содержанием рисунков. В обоих случаях не стоило огород городить. Все мы и без того знаем, что НКПиТ совершенно не справляется с отображением на марках советской эпохи и систематически игнорирует агитационно-пропагандистское значение почтовых марок.

Вот почему мы обращаем внимание на этот новый провал и громче, чем до сих  пор, бьем тревогу.

Петр Вл. Бьём тревогу. «Советский коллекционер». 1929. № 10 – 12 (стр. 50 – 51)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.