Имя Натана Альтмана хорошо известно любителям искусства. Они знают его как живописца, создавшего галерею прекрасных портретов (в частности, Анны Ахматовой, с которой он был знаком), как великолепного театрального художника и книжного графика, как скульптора, который одним из первых запечатлел образ Владимира Ильича Ленина. Известны его большой вклад в оформление революционных праздников в Москве и Петрограде в первые годы Советской власти, роль, которую он сыграл в становлении советской символики (создание Государственного герба РСФСР, государственной печати и т. д.).

И лишь одна сторона его многогранной творческой деятельности как бы остается скрытой завесой времени. Речь об Альтмане — художнике почтовых миниатюр. «Но ведь у нас в стране нет ни одной марки по рисункам Натана Альтмана!» — резонно возразит читатель. И будет прав, не подозревая, однако, о том, что имя Н. Альтмана навсегда осталось в истории советской филателии.

В начале 1918 года при Наркомпросе, который располагался в здании бывшего Катковского лицея на углу Остоженки и Садовой, неподалеку от старого Крымского моста, был организован отдел изобразительных искусств. В состав его коллегии, помимо Альтмана, входили многие видные деятели культуры того времени — В. Маяковский, А. Щусев и др. Это был поистине творческий коллектив, который прилагал все силы для развития революционного искусства. Коллегия отдела стремилась привлечь художников к конкурсам на составление проектов государственного флага, гербовой печати, денежных знаков.

Весной 1918 года по инициативе Наркомпроса был проведен конкурс на создание первых революционных почтовых марок. Его итоги публиковались в журнале «Изобразительное искусство» № 1 за 1919 год. Первые два места заняли проекты марок Н. Альтмана и С. Чехонина, но реализованы они не были. Почему?

Н. Альтман предложил серию из четырех марок, в которых широко использовалась новая символика. Так, на 10-копеечной миниатюре были изображены эмблемы крестьянского труда — плуг и борона, на рублевой — наковальня и молот, на 3-рублевой — колосья пшеницы и серп, на заключительной, 7-рублевой, художник воспроизвел стилизованный заводской пейзаж. Рисунки были вписаны в рамку из лент, образующих пятиконечную звезду.

Коллегия Наркомпроса, возглавляемая А. Луначарским, одобрила проекты Н. Альтмана и рекомендовала их к печати.

Но руководящим работникам Наркомата почт и телеграфов проекты марок пришлись не по вкусу. К тому же вспомнили, что имеется уже подготовленная к печати серия, гравированная П. Ксидиасом по рисунку Р. Зарриньша. И, напирая на экономическую сторону, Наркомпочтель (а ему принадлежало решающее слово) отверг новые проекты и выпустил в обращение уже подготовленные.

1922 год. Наркомпочтель объявляет новый конкурс на создание марки, посвященной 5-летию Великого Октября.

Интересен состав жюри конкурса. Его председатель, член коллегии НКПиТ А. Мусатов был председателем Российского бюро по филателии при НКПиТ (РБФ) — одной из двух существовавших в то время государственных филателистических организаций РСФСР. Членами жюри с решающим голосом были также сотрудник почтового музея (тогда музей располагался в Москве), известный филателист и член РБФ М. Шедлинг, художники и графики — К. Юон и Эрстер (от Наркомпроса), Андриан и Сухих (от Гознака). Руководитель незадолго до того созданной Организации Уполномоченного по филателии и бонам Ф. Чучин входил в жюри с правом совещательного голоса.

В конкурсе участвовало более ста человек — как уже известные, так и делающие только первые шаги в искусстве молодые художники. Работы представлялись под девизами. Альтман выбрал девиз «Олеф».

После подведения итогов первую премию присудили проекту под девизом «1917 — 1922» художника И. Дубасова. Его марки и вышли к юбилею. Вторую премию получил «Олеф».

Эскиз, предложенный Н. Альтманом, был выполнен в стиле конструктивизма. Решенный в красном цвете, состоящий из сочетания различных геометрических фигур, рисунок не только отражал идеи пролетарской революции (главное условие конкурса), но и своей динамичностью подчеркивал устремленность в будущее. На марке изображен рабочий, серп и молот, даны даты «1917—7 ноябр. 1922» и надписи «Почта» и «РСФСР». Рисунок, завоевавший вторую премию, в марку так и не воплотился.

Закончить это небольшое повествование из жизни Натана Альтмана, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, хочется таким предложением. Не стоит ли уже в наши дни выпустить серию или хотя бы одну марку, используя его проекты. Пусть это будет благотворительное или какое-либо другое издание. Хочется надеяться, что еще одна «попытка» художника в области почтовой графики увенчается успехом.

В. Куликов. С революционной символикой. «Филателия СССР». 1989. №11. (стр. 22-23)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.