Филателистические материалы русской почты в Китае можно разделить по следующим периодам:

I период: использование марок дореволюционной России без всяких надпечаток (до 1899 г.),

II период: использование марок России без их переоценки, но с надпечатками «КИТАЙ» (1899 – 1916 г.),

III период: использование марок России с надпечатками номинала в китайской валюте (1917 – 1920 г.).

Излагаемые результаты исследований относятся, в основном, к маркам III периода, т. к. остальные филателистические материалы в настоящее время достаточно полно изучены. Из марок II периода следует остановиться лишь на разновидностях рублевой марки с меловой сеткой и синей типографской надпечаткой (каталог Ивер № 34). Наиболее распространенной является марка коричневого цвета с красно-оранжевым центром и линейной зубцовкой 13½. Она представляет рублевую марку России, выпущенную в листах по 25 шт. после 1910 года (II часть I выпуска российской марки). Более редко встречается рублевая марка I части I выпуска с указанной надпечаткой; в отличие от описанной она имеет светло-коричневый цвет рамки и фона и оранжевый центр. Известна также надпечатка на рублевой марке I выпуска без меловой сетки.

В 1916 году появилась с надпечаткой «КИТАЙ» рублевая марка в листах по 50 шт. с шестью купонами (II выпуск), имеющая линейную зубцовку 12½. Эта марка встречается относительно редко.

Рис. 1

Кроме того, после свержения царизма в России, в Маньчжурии были использованы для почтовых нужд рублевые марки с вертикальной меловой сеткой и с обычной диагональной надпечаткой «КИТАЙ», но имеющие местную гребневую зубцовку порядка 9½  – 10 (рис. 1), подобную зубцовке второго и третьего выпусков марок Финляндии. Эта марка представляет большой интерес. Сомнений она не вызывает потому, что во-первых, беззубцовых рублевых марок с надпечаткой до сих пор не известно, и, во-вторых, встречается описанная марка в гашеном виде.

Автору известны три такие гашеные марки, а том числе одна на вырезке с гашением «ЦИЦИКАР».

Марки III периода с диагональными надпечатками (Ивер № 36 – 53) выходили в годы революций и гражданской войны в России, когда таким мелким вопросам, как технический контроль выпускаемых для русских почт в Китае марок, не уделялось требуемого внимания. Кроме того, для наложения надпечаток были использованы различные выпуски одинаковых марок, что зачастую требовало применения различных наборов для одинаковых надпечаток. Все это и обусловило появление большого количества разновидностей указанных марок. Все они, за исключением 3 дол. 50 ц. (Ивер № 50) известны в двух выпусках, имеющих характерные для всей серии различия. Марка же № 50 известна лишь в первом выпуске.

Таблица 1

Общими особенностями надпечаток в первом выпуске являются: четкость и чистота надпечаток, применение черной мелкотертой или реже серой (надо полагать достаточно жидкой) краски. Во втором выпуске надпечатки сделаны менее аккуратно, с неровными краями букв, густой черной блестящей краской. В ряде случаев в первом выпуске для надпечаток использованы марки, изданные до первой мировой войны, о чем свидетельствуют их цвета. В таблице 1 приведены обнаруженные различия марок по цветам.

Таблица 2

На некоторых из марок надпечатки имеют различный наклон. При этом угол между надпечаткой и горизонталью в первом выпуске надпечаток меньше, чем во втором. Величины углов наклона надпечаток на упомянутых марках сведены в таблицу 2.

При этом разный наклон надпечаток (разные клише) для марок в 1 доллар и в 10 долларов объясняется использованием для надпечатки марок различных изданий. В I выпуске надпечатки выполнены на марках довоенного издания, отпечатанных листами по 25 шт., а во II выпуске – на марках, выпущенных в период мировой войны листами по 50 шт. с шестью купонами. Причины применения во II выпуске нового набора надпечатки для марок достоинством в 10 центов и 7 долларов пока не установлены.

Марка достоинством в 5 дол. в каталогах фигурирует в двух разновидностях: на бумаге с водяным знаком (Ивер № 51) и на бумаге с меловой сеткой (Ивер №51а). Следует, однако, отметить, что марка с водяным знаком (в листах по 25 шт.) относится к первому выпуску, а с меловой сеткой (в листах по 50 шт. с купонами) – ко второму выпуску.

Из сказанного следует, что встречающиеся марки в 1 дол., 5 дол. и 10 дол. с купонами, снабженными надпечатками, являются частями листов марок второго выпуска.

Встречающаяся весьма редко марка достоинством в 10 дол. на бумаге с водяным знаком «вертикальные полоски» (Ивер. № 53а), судя по надпечатке, может быть отнесена к первому выпуску. Однако встречается она лишь с пробивкой «образец» и, поскольку в почтовом обращении не обнаружена, может быть признана включенной в каталоги под номером ошибочно. Ее следует указывать как образец.

Анализ филателистических материалов, прошедших почту, а также чистых марок, приобретенных различными лицами в период 1917 – 1920 г. в местах функционирования русской почты в Китае и сопоставление указанных марок с теми, которые были в продаже в Казани, Москве и Петрограде, позволяют утверждать, что в почтовом обращении были лишь марки первого выпуска надпечаток. Что касается марок второго выпуска, то они, надо полагать, были заготовлены, но, из-за возникновения очагов контрреволюции, в русские почтовые конторы в Китае попасть не смогли, для нужд почты не применялись и продавались лишь в перечисленных городах европейской части освободившейся России.

Рис. 2

Завершая описание разновидностей данного выпуска, следует перечислить обнаруженные автором дефекты надпечаток. К ним относятся: 10 центов I выпуска с перебитым нулем, 25 центов I выпуска с недопечаткой части первой буквы «С» (89-я марка в листе в части тиража), 50 центов II выпуска с перебитым внизу нулем, 1 доллар II выпуска без последней буквы «R». Кроме того, к дефектным маркам следует отнести: 20 центов I выпуска со сдвигом центра, 3 цента II выпуска с двойной надпечаткой, 10 центов, 35 центов, 70 центов и 5 долларов с перевернутыми надпечатками. При этом, из сопоставления ряда экземпляров марок в 70 центов с перевернутыми надпечатками следует, что их количество не может превысить 100 шт., т. к. все 9 сопоставленных марок по своим характерным особенностям могут быть отнесены лишь к общему для них листу.

Рис. 3

Указанная оторванность русских почтовых контор в Китае от Советской России привела к израсходованию всех рассмотренных марок с надпечатками первого выпуска. Это и явилось основной причиной появления в 1920 году известного харбинского издания марок. Однако малые тиражи этих марок, относительно малый срок использования и ограниченность области их применения лишь частью Маньчжурии обусловили весьма малую изученность харбинских надпечаток.

Таблица 3

В результате изучения большого количества марок различных номиналов автором получены следующие выводы.

  1. Для надпечаток всех номиналов был использован один и тот же пятидесятикратный типографский набор слов «Cent.», в который вставлялись цифры номинала: 1, 2, 4, 5, 10. В связи с этим разновидности в надпечатке слова «Cent.» одинаковы для всех номиналов и каждая из них в листе повторяется дважды. Наиболее характерные разновидности в надпечатке слова «Cent.» сведены в таблицу 3 и схематически показаны на плане листа (рис. 2).
  2. В наборах номиналов обнаружены разновидности их взаимного расположения относительно слова «Cent.» специфические по расположению в листах для каждого номинала. Так, например, если на четвертой марке в 2 ц. двойка расположена над пробелом между «е» и «n», то на четвертой марке в 3 ц. тройка находится точно над «n». В наборах встречаются следующие наиболее характерные типы взаимного расположения строк.
  3. Кроме перечисленных разновидностей существуют характерные особые типы надпечаток цифр номинала. К ним относятся: закругленная у основания двойка «2» в надпечатке «Cent.» (марки 2 и 52), номинал «01» вместо «10» в надпечатках на марках достоинством 10 коп. и 10/7 коп. (марки 29 и 79).
  4. В каталогах двухкопеечной марке с синей надпечаткой номер присвоен ошибочно. Ошибка здесь заключается в том, что синяя надпечатка является пробной и ей присваивать номер не следует. Такое утверждение основано на следующем. Во-первых, известен кусок пробного листа двухцентовых марок, на верхних четвертушках которого сделана синяя надпечатка, а на нижних – красная, при этом красная надпечатка заметно лучше бросается в глаза. Во-вторых, марки с синей надпечаткой на почтовых отправлениях неизвестны. В третьих, известна пробная надпечатка «2 Cent.» на четырехкопеечной марке, выполненная в виде двойной перевернутой надпечатки черной и синей красками (тираж – 50 шт.), при этом синяя надпечатка видна несколько хуже.

По договоренности с Советским Правительством России русские почтовые конторы в Китае были закрыты в декабре 1920 – январе 1921 г., поэтому встречающиеся марки харбинского издания с гашениями позже января 1921 г. прошедшими почту признавать нельзя.

В. Устиновский. Русская почта в Китае. «Филателия СССР». 1968. № 8 (стр. 14 – 15)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.