2013 год оказывается трижды юбилейным для знаменитой Романовской серии. Кроме того, что первые отечественные памятные марки отмечают свое столетие, 80 лет назад они впервые демонстрировались на международной филателистической выставке в Вене, и 25 лет назад их показывали на международной выставке в Хельсинки в последний раз.

Венская выставка ВИПА-1933 стала триумфальной для отечественной филателии. Самыми примечательными ее экспонатами оказались марки России, Финляндии, Русского Леванта и земской почты из коллекций А. Фаберже и К. Шмидта. Кроме них, вне конкурса была показана коллекция неизвестного владельца из Лондона, включавшая почти 1000 вариантов различных проб той самой Романовской серии, которая в феврале 1913 года была торжественно преподнесена начальником Главного управления почт и телеграфов М. Севастьяновым последнему императору.

И хотя, как впоследствии рассказывал сын А. Фаберже О. Фаберже, царь не был филателистом, но подарок этот весьма высоко ценил. Четыре подарочных альбома в сафьяновых переплетах находились с ним и в Тобольске и в Екатеринбурге, где след их на длительное время был потерян.

После расстрела царской семьи альбомы были похищены, чем и объясняется появление отдельных пробных оттисков и эссе на различных международных филателистических аукционах. Именно материалами, приобретенными на них и проиллюстрирована эта публикация.

Однако, основная часть альбомного материала попала в руки одному из офицеров английского экспедиционного корпуса в составе оккупационных войск Антанты в Советской России. Впоследствии они были вывезены в Ригу, а оттуда они попали в Англию, откуда сменив ряд хозяев, попали в руки 3. Микульского из Швейцарии, который в последний раз показал ее на международной выставке «Финляндия-1988», где между прочим, демонстрировалась и знаменитая коллекция земских марок О. Фаберже.

Особый интерес представляют пробные оттиски вариантов графического оформления марок.

В 1992 году 3. Микульский предложил купить свою коллекцию проб Романовской серии ЦМС имени А. Попова в Санкт-Петербурге. Однако из-за больших финансовых проблем музея, это предложение было отклонено. Тогда владелец собрания выступил с новым предложением, в соответствии с которым Музей связи мог получить уникальную коллекцию в обмен на многочисленные филателистические дубли из музейных фондов. В результате, получив 31200 фондовых единиц хранения, 3. Микульский передал музею 921 экземпляр пробных оттисков и эссе Романовской серии.

Пробные оттиски марок серии.

Факт этот был закреплен Постановлением Правительства от 14 ноября 1993 года, в соответствии с которым знаменитые Романовские пробы вливались в состав Государственной коллекции знаков почтовой оплаты. А уже 18 мая следующего 1994 года в Международный день музеев, совпадавший с днем рождения Николая Второго, вся коллекция была торжественна передана музею связи.

Большое количество пробных вариантов Романовской серии объясняется тем, что работы над ней велись довольно-таки продолжительное время, а к созданию эскизов будущих марок, как известно, привлекалось много художников.

Различные варианты типографского брака, просочившиеся на филателистические рынки после событий 1917 года.

Первоначально предполагалось, что работу над первыми отечественными юбилейными марками будет вести французский художник и гравер Л. Мошон, выбор на которого пал в виду того, что он создал ряд почтово-филателистических сувениров, связанных с визитами русской императорской четы во Францию. Однако, уже в 1903 году все подготовительные работы над будущей серией поручили русским художникам и графикам из объединения «Мир искусств», в результате чего к ее созданию приложили руку И. Билибин, Е. Лансере и Р. Зарриньш.

Одна из редкостей – обложка буклета для памятных марок «Романовской сери».

Вот почему уникальная коллекция проб и эссе Романовской серии из фондов Государственного музея связи представляет особый интерес и громадную ценность: не только будучи интереснейшим документальным подтверждением непростого и долгого пути создания первых отечественных коммеморативных марок, но и как яркая страница в истории художественной культуры России.

Фрагменты неперфорированных листов марок-денег (лицевая сторона). Они также попали коллекционерам после 1917 года.

Будем надеяться, что на выставке «Россика-2013» это уникальное собрание станет доступным для всеобщего обозрения не только для филателистов, но и всех любителей изобразительного и прикладного искусства.

Игорь Пугачев. Романовская серия к 100-летию первых русских марок. «Мир марок и монет». 2013. №9 (стр. 20-22).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.