Многие коллекционеры, изучая отдельные выпуски марок, большое внимание уделяют исследованию различных полиграфических отклонений, замеченных на знаках почтовой оплаты. Такое увлечение приводит к ошибочному толкованию вопроса о разновидностях марок. В настоящее время накоплен большой филателистический материал по разновидностям, однако в нашей литературе пока еще нет четкого и исчерпывающего определения, что считать разновидностью. Поэтому мне кажется целесообразным обсудить этот вопрос на конкретных примерах.

Рассмотрим листы 4-копеечпых марок (№ 373, III стандартный выпуск). Они издавались несколько раз, как и все другие знаки III стандарта, и среди них имеются разновидности, представляющие филателистический интерес. На марках первого тиража с густым нанесением краски сарафан колхозницы отпечатан одноцветным, без складок. У марок же светло-лилового тона на сарафане заметны складки. Третий вид этих марок отличается серо-лиловым цветом и четкой печатью, па сарафане хорошо видны складки.

У 41-и и 51-й марок первого тиража цифра «4» в левом углу обрамлена белой рамкой только с трех сторон, а не с четырех, как у соседних марок на листе. Это повторяется на большом числе марочных листов, возможно даже на всех листах тиража. Такое отличие вызвано внешними обстоятельствами – повреждением печатной формы. Однако оно представляет собой постоянный родовой, а не случайный признак марок данного тиража, и поэтому может считаться разновидностью.

Но если полиграфическое отклонение вызвано несовершенством печати (наличие случайных точек, волосков, просечек от царапин на клише, мелких марашек и прочее), то, несмотря на их повторение даже на многих листах, такие марки считаться разновидностью не могут и классификации не подлежат.

У рублевых марок с рисунком Центрального телеграфа в Москве (№ 384а) во всех листах тиража в нижнем ряду на 94-й марке над правым крылом здания телеграфа виден четкий правильный круг «восходящей луны». Вот и попробуйте удержаться не положить такую марку в коллекцию, хотя эта «луна» – следствие жирного пятна, попавшего на печатную форму. Есть еще одна мелочь на листах этих марок. В предпоследнем ряду па 83-й марке видна дорожка от центрального входа здания через лестницу и тротуар до плашки в нижней части марки

Эти курьезы филателисты – «гурманы» относят к разновидностям. Однако привнесенные извне следы на обоих знаках, несмотря на свою оригинальность, никак не должны быть классифицированы и признаны разновидностью. Это всего лишь полиграфический брак, и таким их и следует считать. Филателистические же разновидности этих марок мы рассмотрим ниже.

Подобная детализация полиграфического брака приводит к не филателистической и громоздкой характеристике марок. Поэтому, чтобы выделить марки одного выпуска, но изданные в повторных тиражах, в них находят несколько характерных отличительных, типичных признаков по бумаге, цвету и тону краски, клею и другим особенностям.

Здесь следует остановиться еще на одной группе разновидности марок – с пропуском перфорации. В первом тираже III стандартного выпуска почтовые знаки № 383 коричневого цвета па многих марочных листах по краю правой стороны не имеют перфорационного прокола, отчего правая сторона марок крайнего вертикального ряда не закрыта перфорацией. Сам по себе пропуск перфорации – факт не столь уж значительный, однако такую марку следует сохранить, поскольку могут встретиться марки с дополнительно нанесенной перфорацией на месте первоначально пропущенной. В истории издания почтовых знаков такие случаи не единичны и они показаны в каталогах как марки с «комбинированной» зубцовкой. Марки с пропуском перфорации являются эталоном для проверки дополнительно сделанной перфорации.

Исследуя стандартные марки, я стремился возможно полнее рассмотреть все почтовые выпуски стандартных знаков и установить их объем с дополнениями начальных и концевых знаков всех достоинств. Это позволяет понять почтовую и филателистическую суть стандартных марок, определить или уточнить даты выпуска тех из них, которые до сих пор являются спорными или, вовсе неизвестными.

При этом особенно четко вырисовывается тот факт, что каталоги ГФК не содержат исчерпывающих филателистических данных о стандартных марках, в то время как последние имеют свою, отдельную жизнь, отличную от коммеморативных марок.

Для примера рассмотрим стандартные знаки рублевого достоинства с рисунком московского телеграфа. Как они описаны в каталоге ГФК И что представляют в действительности:

«1929-1932 гг. Третий стандартный выпуск марок СССР.
…Рисунки художника В. Корзуна. Печать глубокая:

№ 384 -на бумаге с водяным знаком «ковер»;
№ 386 – на бумаге с водяным знаком «теневые квадраты».

Вот и все. Достаточно скромное описание. Поэтому попробуем сопоставить данные каталога с более подробным описанием.

Примечание.
Марка № 386 встречается с разным расположением водяного знака (темный угол влево или вправо).

«1931 – 1932 гг. Третий стандартный выпуск марок СССР. Рисунки художника В. Корзуна. № 423. Глубокая печать на бумаге с водяным знаком «ковер».

Итак, в каталоге показаны всего три марки темно-синей расцветки и одна серо-голубая с индексом «а». Знакам, поступившим в обращение в 1929 году, присвоен № 386. а изданным в 1932 году № 384.

В рассмотренной группе марок к разновидностям по виду бумаги, цвету красок и перфорации необходимо добавить новое отличие: марки, выполненные способом глубокой печати с применением разных видов растровых сеток на печатной форме.

Определяя марки по способам печати и графическим изменениям в сюжетах, некоторые филателисты, однако, не совсем четко представляют себе, что такое растры. Поэтому необходимо сделать небольшое пояснение.

На марках, отпечатанных глубокой ракельной печатью, изображение разбито пересекающимися белыми линиями на мелкие печатающие элементы в виде округленных квадратов или ромбов одинакового размера, но различной силы тона, отчетливо выделяющимися в светлых участках рисунка и заплывающими краской в темных его местах. В технологии печатания марок способом глубокой печати применяются три вида растров – «квадратная сетка», «вертикальные ромбы» и «горизонтальные ромбы».

Растровые сетки применяются также при высокой и офсетной печати.

Появление на марках различных видов растров говорит о том, что выпуск дополнен новым тиражом.

По растрам коллекции еще не составлялись, по не исключено, что в какой-нибудь отличной исследовательской коллекции в будущем это будет сделано. Ведь различие в растрах – более интересная особенность, чем, скажем, отмеченные в каталогах тоновые отличия красок, которые часто находим на марках, отпечатанных с разными растрами. Классификация по растрам дает более грамотную характеристику марок, чем указание каталога на оттенки красок в сине-сером или серо-синем спектре. Кстати, эти сине-серые и серо-синие различия тонов глубокой печати и создают растровые повторения в дополнительных тиражах марок с одинаковым сюжетом.

То, что составители каталога не учитывали растровых отличий, применяемых в глубокой печати, привело, как видно на примере выше, к неполной регистрации ими разных типов марок. В каталоге не отмечено также и различие марок с белым и цветным растровым фоном. Вследствие этого вместо указанных четырех марок на самом деле следовало указать семь типичных различий, то есть по существу семь различных марок.

К сожалению, пока еще не определены даты издания всех указанных марок рублевого достоинства с рисунком Центрального телеграфа.

Сделаем еще один филателистический разбор марок №№ 1192-1197. Из них в каталоге показаны шесть основных номеров и четыре разновидности с индексами «а» и «А» – всего десять марок. В приводимой ниже таблице показаны их филателистические характеристики по каталогу ГФК и наши характеристики марок по растровым сеткам, которые указывают на самостоятельное повторное издание марок.

«1947 г. сентябрь. 10-летие канала им. Москвы. …Глубокая печать на бумаге без водяного знака. Линейная зубцовка 12½».

Из-за того, что составители каталога не учли марки разных выпусков с различной растровой сеткой, оказались «утерянными» три марки: №№ 1192, 1196, 1197 с растром «квадраты».

Кроме того, марка № 1193 «а» показана с неверной и неполной характеристикой. В каталоге читаем: «а» – фон бледно-коричневый. Но это не так – не только фон, но и весь сюжет выполнен в этом цвете. Кроме того, рисунок имеет еще два отличия: увеличенную длину (47,8 мм против марки основного номера 47,4 мм) и сюжетную перегравировку контура дерева на переднем плане.

Таким образом, знаки №№ 1193 и 1193 «а» отличаются не только по цвету, но и по растрам, размерам и перегравированному рисунку. Если мы проведем аналогичное рассмотрение марок, посвященных 800-летию Москвы (№ 1204-1209), Московскому метрополитену (№ 1573-1579) и многим другим, то обнаружим при растровых отличиях также изменения в гравировке и в цвете марок.

Каталоги ГФК не полностью включают филателистические различия марок. Только три вида разновидностей известны составителям каталога ГФК: оттенки красок, различия перфораций и размеры марок. В нем совершенно не рассматриваются растры, применяющиеся при печатании марок различными способами печати. Однако известно, что марки с одними и теми же сюжетами издавались в разное время с применением различных растров: «квадратная сетка», «вертикальный ромб», «горизонтальный ромб» и с дополнительным тонированным фоном. И их следует относить именно к видам марок, а не к разновидностям, так как каждый из растров – показатель самостоятельного издания и филателистического типа.

Чаще марки печатаются с применением растровой сетки в виде мелких квадратов. Повторные тиражи марок со смешанными различными растрами в сериях не встречаются.

Каждый растр – это самостоятельный выпуск, имеющий свои тиражи. Тиражи марок не представляют секторов, но они нигде не опубликованы. И поэтому определять их в известной мере затруднительно. Как это понять? Тиражи стандартных марок поначалу были не велики. А потому к ним нередко делались дополнительные. Представим себе, что марки поступили в обращение объявленным тиражом 1 миллион штук, а через один-два года вновь издали марки того же сюжета, но с другим растром, тиражом тоже 1 миллион штук, а затем еще раз новое издание с новым фоном. Данных о повторных изданиях найти нигде невозможно. В целом тиражи не учтены, они неизвестны, не поставлен их учет и регистрация.

С другой стороны, говоря о тиражах, все цифры будут верны и в то же время не верны. Требуется учет изданных марок не только по их количеству, но еще и по растрам. Разумеется, издатели марок перед филателистами не отчитываются, а о растрах и подавно не говорят. Каталоги давно умалчивают об издании марок с перегравированных форм и клише марок. Стандартные марки издавались часто. Издание некоторых из них иногда длилось многие годы подряд, а то порой и по нескольку раз в год. Имеются отличия в бумаге, клее, цветах красок, по каталог все это не отмечает.

Мы убедились, что до сих пор составители каталогов недостаточно квалифицированно показывали советские почтовые марки.

В каталогах нет не только правильной филателистической оценки, но даже опущены важные графические и полиграфические характеристики марок. Последняя проиллюстрированная разновидность в каталоге показана на надпечатках доплатных марок 1927 года.

Наши каталоги скрупулезно отмечают длину отдельных линий или рисунка (№№ 148, 190 и др.) или шрифта надпечаток и их переверток на марках (№ 309-321) и в зависимости от этих мелких деталей подразделяют типы и определяют их стоимость, в то время как на графические особенности и отличия по растрам не обращается никакого внимания. К чему это приводит, мы уже показали.

Надо признать, что советской филателией накоплен уже солидный опыт в области исследований марок и она располагает достаточным фактическим материалом, чтобы от составления расширенных прейскурантов перейти наконец к созданию квалифицированного монографического каталога с полным филателистическим разбором почтовых знаков, с детализацией их разновидностей в рисунках, фотоснимках, таблицах.

А. Скрылев. Растры и разновидности марок. «Филателия СССР». 1971. № 1 (стр. 9-11).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.