Создание астрофилателистических коллекций является предметом дискуссий в руководстве ФИП последние 10—15 лет. Первые коллекции, связанные с исследованием и освоением космического пространства, экспонировались советскими филателистами еще на Всемирной выставке «Прага-62». Тогда их разработка по правилам тематического класса ни у кого не вызывала сомнений. Дальнейшее развитие и совершенствование таких коллекций продолжалось в основном в том же ключе. Однако с начала 70-х годов на международных выставках возросло число специализированных «космических» коллекций, отражающих развитие связей почты с космическими аппаратами и космическими программами. Такая целевая направленность требовала углубленного изучения не только тематических аспектов избранного объекта коллекционирования, но и многих специальных вопросов, связанных с организацией почтовых услуг и деятельностью почтовых администраций. В результате как самостоятельная область коллекционирования возникла астрофилателия, принципы которой значительно отличаются от тематики. Но экспонаты ее по уровню разработки еще не достигли требований класса аэрофилателии. В то же время в рамках тематики сохранилась и продолжала развиваться «космическая» тема, формы экспонирования которой становились все более разнообразными.

Сложная ситуация с дифференцированием астрофилателии и «космоса» стала причиной многих острых дебатов на крупных международных филателистических выставках и конгрессах ФИП. После неоднократного обсуждения на конгрессе ФИП в Риме (1985 г.) было принято, а на следующем конгрессе ФИП в Стокгольме подтверждено решение о создании в рамках аэрофилателистической комиссии ФИП автономной астрофилателистической секции, в состав которой вошли Б. Бахман (Швейцария) — председатель, Г. Лоуренс (Бельгия) — секретарь, П. Вильгельм (ФРГ), Р. Рамкинсонн (США) — члены секции. Под их руководством был подготовлен специальный выставочный регламент, основывающийся на следующих положениях:

«Астрофилателистический экспонат должен разрабатываться с учетом исторической, технической и научной сторон, связанных с исследованием космического пространства и выполнением космических программ.

Основное содержание материалов, составляющих астрофилателистические коллекции (экспонаты), включает:

  • почтовые документы, доставленные стратостатами, ракетами, а также спасательными судами и вертолетами, обеспечивающими приземление космических аппаратов (сюда же относятся и почтовые документы, доставленные на перечисленные средства транспорта);
  • марки, виньетки, специальные конверты и открытки, равно как аэрограммы и другие почтовые отправления, связанные с выполнением различных этапов космических программ (включая старт, полет и приземление космических аппаратов), а также с участвующими в выполнении и обеспечении этих программ наземными станциями, судами слежения, космическими  кораблями   и  т.  п.;
  • конверты и открытки, погашенные почтовыми ведомствами в том месте и в тот день, где и когда происходило соответствующее событие программы    космического    полета.

При оформлении астрофилателистической коллекции в сопроводительном тексте необходимо указать точные технические данные, а также даты, место и цели запуска или полета ракеты (космического аппарата), включая специальные задачи, выполняемые космонавтами.

Выставочные астрофилателистические экспонаты могут представлять следующие самостоятельные разделы: астрономию; историю исследования космоса; полеты стратостатов, относящиеся к исследованию космоса; ракетную почту; исследования околоземного пространства и планет беспилотными космическими аппаратами; использование космических аппаратов для обеспечения работы средств связи; пилотируемые космические полеты.

Концепция построения экспоната должна быть четко изложена в виде плана или вводной части на титульном листе.

Критерии оценки астрофилателистического экспоната распределяются так: разработка и степень значимости — до 35 баллов; филателистические знания и исследовательская работа автора — до 35; состояние и редкость материала — до 25; внешний вид экспоната — до 5 баллов. При оценке филателистических знаний и исследовательской работы коллекционера важную роль играет правильное  освещение  в   экспонате   истории вопросов астрономии и ракетно-космических исследований».

Несмотря на внешнюю четкость и убедительность формулировок регламента, дискуссии о судьбе астрофилателистических коллекций продолжаются до последнего времени. Так, 20 октября 1986 года член жюри ФИП по аэрофилателистическому классу Ф. Сильвер из США в открытом письме высказал резко отрицательное отношение к самостоятельному экспонированию астрофилателистических коллекций в рамках аэрофилателистического класса. Свое несогласие он мотивировал ограниченным количеством почтовых отправлений, действительно побывавших в космосе, неоправданно высокой стоимостью, делающей их недоступными для широкого круга филателистов, и несоответствием материалов ракетной почты понятию «астрофилателия» в связи с тем, что почтовые ракеты 30-х и 40-х годов не поднимались выше нескольких сотен метров над землей. На основании этого Ф. Сильвер считал правильным экспонировать весь филателистический материал, связанный с проблемами космоса, только в тематическом классе.

В ответ секретарь секции Г. Лоуренс в январе 1987 года опубликовал свои принципиальные возражения. Приведем некоторые из них. Поскольку содержание экспонатов самостоятельного класса аэрофилателии, считает Лоуренс, направлено на изучение авиапочтовых сообщений, истории развития маршрутов воздушного транспорта и совершенствования конструкций летательных аппаратов, то астрофилателия, цель которой — отражение истории освоения космоса, включая обеспечение средств связи, также имеет все основания на самостоятельное существование. А многие разночтения при оценке астрофилателистических коллекций, показанных в аэрофилателистическом классе различных международных выставок, вызваны недостаточной компетентностью членов жюри в специфических вопросах астрофилателии.

Ракетная почта прошлых лет, по мнению Лоуренса, в той же степени связана с почтой, действительно побывавшей в космическом пространстве, в какой почтовые отправления, доставленные первыми самолетами Блерио, родственны авиапочтовой корреспонденции, доставляемой в наши дни «Конкордом». Что касается ракетной почты, являющейся и по сей день единственно реальным средством связи с некоторыми труднодоступными горными и прибрежными районами, то ее отправления имеют не более сувенирный характер, чем конверты и почтовые карточки, отметившие полеты и авиационные праздники начала нынешнего столетия и ставшие признанным аэрофилателистическим материалом.

Заслуживает внимания и такой аргумент. В настоящее время есть значительное количество не столь уж дорогих почтовых отправлений   от   космонавтов,   в   том   числе   советских, весьма регулярно пересылавшихся родным и знакомым в период продолжительной работы на околоземных космических станциях. Это позволяет считать состоявшимся факт зарождения общедоступной космической почты, «прародителями» которой были почтовые ракеты прошлых лет.

Отмечая логическую убедительность возражений Г. Лоуренса, следует сказать, что они не исчерпывают всех противоречий, связанных со статусом астрофилателистических коллекций и принципами их оценки на международных выставках. Это подтверждает и все еще продолжающееся редактирование текста выставочного регламента ФИП для этих экспонатов. Однако принципиальные основы самостоятельности астрофилателистических коллекций не вызывают сомнений. Астрофилателия, можно сказать, переживает сейчас тот же период становления, который много лет назад уже успешно прошла аэрофилателия, доказавшая право на свое самостоятельное существование.

В заключение подчеркнем, что при подготовке экспоната автору в первую очередь следует четко определить класс, в котором он будет его представлять. Астрофилателистический и тематический «космический» экспонат только внешне, по сюжетам марок, похожи друг на друга. Основы же их формирования принципиально отличаются. Астрофилателистический экспонат строится по принципу прямого отражения связи между историей развития космонавтики и задачами почтовых служб. Показ отдельных аспектов этого вопроса с использованием филматериала «некосмического» происхождения или сюжета в астрофилателистических экспонатах не должен иметь места. В то же время тематические коллекции «космической» направленности, наоборот, включают такой материал, ибо он может свидетельствовать о творческом поиске экспонента в избранной теме. Экспонаты биографического характера, историко-хронологические, а также построенные исключительно на использовании сюжетов рисунков относятся к категории «космических» — тематических. К «аэро» – тематическим (а не аэрофилателистическим) относятся такие экспонаты, как «Типы самолетов», «Выдающиеся летчики», «История развития авиации» (но не авиапочты!), «Аэропорты» и т. д., которые могут включать множество аэрофилателистических материалов.

Подлинный астрофилателистический экспонат и самим представляемым материалом, и его текстовым сопровождением на каждом листе должен отражать всестороннее влияние космонавтики на развитие и совершенствование средств связи, в первую очередь почтовой.

В. Притула. Принципы создания и оценки астрофилателистических экспонатов. «Филателия СССР». 1987. №9 (стр. 22-23).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.