Народный комиссариат почт и телеграфов, отчаявшись, по-видимому, придумать или подыскать оригинальные сюжеты для почтовых марок, уже 8 лет изображает на марках статические фигуры рабочего, крестьянина и красноармейца. Зачем, мол, изобретать что-то новое, зачем ломать себе голову и подвергаться риску, когда имеется готовый штамп, который когда то получил одобрение и следовательно не может уже  вызвать ничьих нареканий.   Выпуск всякого рода коммеморативных и благотворительных марок является лишь невольной уступкой современности, после чего НКПиТ с видимым удовольствием возвращается к своим излюбленным статическим фигурам, которые к тому же изображает все хуже и хуже.

Между тем в жизни нашей страны каждый день и каждый час возникает обильный материал для отображения его на марках. Если бы наше марочное дело   находилось в руках живых людей, советская филателия могла бы стать интереснейшим памятником эпохи. На деле же мы наблюдаем, что советская марка в лучшем случае плетется в хвосте событий и отображает лишь случайные эпизоды. Для примеры укажем, что такое рядовое и к тому же не относящееся к деятельности СССР событие, как Международная авио-почтовая конференция, отмечено, почему то выпуском двух специальных марок. А вот первый Всесоюзный съезд советов, 50-летие Парижской коммуны, семичасовой рабочий день, переход на непрерывку, борьба с религией, юбилей тт. И. Сталина и Демьяна Бедного Наркомпочтелем оставлены в стороне. Эти события и факты по мнению Наркомпочтеля не столь важны. Не пропустить бы юбилея Заменгофа или шестого конгресса эсперантистов. Мы, конечно, не против того, чтобы отмечать и такие события, но надо все же соблюдать известную закономерность.   А   Наркомпочтель   валит в одну кучу и Заменгофа, и заграничные конференции, и смерть В. И. Ленина. А что хуже всего, – многие важные события в жизни страны Наркомпочтелем систематически игнорируются и на марках совершенно не отражаются. Когда же НКПнТ вздумает иногда увековечить какое-нибудь событие, он делает это так бездарно, небрежно и шаблонно, что лучше бы уж он совсем за это не брался. За примерами ходить недалеко. Все мы знаем бледные юбилейные выпуски в честь десятой годовщины Октября. Все мы видели неудачную серию в честь социалистического соревнования, в которой нет никакого соревнования, но зато много безвкусицы и политнеграмотности.

Если оставить и стороне революционную тематику, — наша необъятная страна дает немало чисто бытового, этнографического и географического материала. За границей давно уже обратили внимание на эту область, и многие страны отобразили на своих марках типичные пейзажи, быт народностей, развитие техники, заводы и фабрики и пр. Вспомним хотя бы великолепные марки Боснии и Герцеговины 1906 – 1910 гг., Чехо-Словакии 1926 —  1928 гг., Саарской области, целый ряд марок французских и английских колоний, и т. д. Почему бы нам не отобразить на наших марках широкое разнообразие природы, наши типичные пейзажи, начиная от северных тундр и кончая видами Закавказья? Тут не надо даже особенной фантазии, которой очевидно не могут похвастать художники НКМиТ. Надо лишь кому либо раскачаться и объехать с фотографическим аппаратом отдельные районы нашего Союза, и материала будет более чем достаточно.

Есть еще одна область, зафиксировать которую на марках интересно для самого НКПиТ. Это способы перевозки почты, практикующиеся на территории СССР. Эта тема выигрышна главным образом потому, что как рад СССР с его непревзойденным многообразием народностей и хозяйственных укладов применяет все виды транспорта, а следовательно, и все способы перевозки почты. В Музее связи в Ленинграде имеется целый ряд великолепно исполненных макетов, изображающих перевозку почты в различных районах СССР. Помимо железных дорог и пароходов, наше почтовое ведомство перевозит почту на верблюдах, оленях, мулах, собаках, лошадях, в лодках, возках и т. п. За последнее время к услугам почты привлечен и аэроплан. Какое богатое разнообразие сюжетов для большой серии марок. Над этим, очевидно, задумывалось еще царское почтовое ведомство, так как в том же Музее связи хранятся проекты почтовых марок на эту тему, принадлежащих известному художнику Р. Заррину. Мы приводим здесь эти проекты, любезно предоставленные нам Музеем связи через т. Извекова, чтобы лишний раз подчеркнуть, насколько эти сюжеты интересны для нашего времени. Наркомпочтелю следовало бы заняться разработкой такой серии и выпустить ее к какому-нибудь юбилею или иному событию, имеющему отношение к народной связи.

Подводя итоги сказанному, мы рекомендуем создателям наших почтовых марок решительно отойти от укоренившегося в ИКПиТ шаблона и проявлять больше гибкости, изобретательности и творческой инициативы в деле выпуска советской филателистической продукции.

Комиссии по чистке аппарата НКПиТ следовало бы обратить самое пристальное внимание на вопрос оформления советских почтовых марок и ввести живую пролетарскую струю в эту затхлую атмосферу рутины, шаблона и классической бездарности.

К. О. Пенгаген. Пора отойти от шаблона. «Советский коллекционер». 1929. № 10 – 12 (стр. 52 – 53)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.