Мы демонстрируем вам фрагмент коллекции, которая может побудить кое-кого задать недоуменный вопрос: «А какое, собственно говоря, эти «картинки» имеют отношение к филателии? Это же рекламно-благотворительные, а не почтовые марки! Их описаний нет в отечественных и зарубежных каталогах, поэтому филателистическими материалами они не являются!»

Представляемые марки действительно благотворительные — они выпущены оборонным Обществом. Но именно их судьба позволяет напомнить о том, как почта морально и материально помогала строительству отечественной авиации. То, что на более чем 400 их разновидностей до сих пор нет каталога — если не беда, то все-таки неприятность. Частично марки ОДВФ, Авиахима и Осоавиахима описаны в специальных аэрофилателистических журналах ГДР и США. Однако условия их выпуска и порядок распространения еще мало изучены. А ведь они сыграли исключительную роль в создании отечественной авиации.

Предшественником Осоавиахима (теперь ДОСААФ), был ОДВФ — Общество друзей воздушного флота. Одной из его задач Михаил Васильевич Фрунзе считал: «…обеспечить твердый фундамент для своего существования и для целей практической деловой работы». Эта работа ОДВФ проходила под лозунгом «Трудовой народ, строй воздушный флот!» Лозунг же нового Общества, родившегося в январе 1927 года, был еще шире «Осоавиахим — опора мирного труда и обороны СССР».

От ОДВФ Осоавиахим унаследовал один из эффективных методов всенародного сбора средств на строительство отечественной авиации — выпуск благотворительных марок. Большую помощь в их распространении оказывал Народный Комиссариат Почт и Телеграфа СССР, который ввел подобную практику в свою работу, начиная еще с 1922 года, по инициативе   Деткомиссии ВЦИК.

С момента появления первых рекламно-благотворительных марок ОДВФ НКПиТ СССР распространил среди своих региональных управлений циркулярное письмо, которым обязывал их принять самое активное участие в реализации таких марок, в первую очередь, среди отправлений        специальной корреспонденции. Для этого был предложен перечень специальных тарифов по различным видам почтовых отправлений. Рекламно-благотворительные марки, приобретенные в соответствии с этими тарифами, наклеивали на конверты и почтовые карточки или гасили отдельно перед вручением их отправителю. При этом в циркулярном письме было специально обращено внимание почтовых работников на исключительно добровольный характер приобретения таких марок. Первыми к реализации указаний НКПиТ СССР приступили Северо-Западный, Московский, Центральный и Урало-Сибирский почтовые округа. Несколько позднее к ним присоединились службы связи Украины, Белоруссии, Кавказа и Средней Азии. Аналогичные марки были использованы в Польше, Турции, Румынии и некоторых   других   странах.   Они включены в специальные авиапочтовые каталоги «Силомбра», «Санабрия», «Шампион» и отнесены в разряд полуофициальных.

В соответствии со структурой Осоавиахима выпускавшиеся им почтово-благотворительные марки можно классифицировать следующим образом: 1) выпуски Центрального совета; 2) республиканских советов; 3) областных советов РСФСР; 4) локальные или городские. По своему применению они подразделяются на выпуски общего назначения и целевые. Первые из них использовали для обеспечения регулярных ежегодных сборов в фонд содействия научным исследованиям в авиации, в пропагандистской и воспитательной работе среди молодежи. Средства от реализации целевых выпусков предназначались на строительство самолетов и дирижаблей, развитие авиационных видов спорта. Только в период с 1926 по 1928 гг. на средства добровольных сборов трудящихся было построено 223 самолета, в том числе авиационный отряд «Красный балтиец», три эскадрильи имени Ленина. Распространение  первых  выпусков ОДВФ осуществляли вначале только через центральные почтамты Москвы, Петрограда (Ленинграда) и Киева с ежемесячной отчетностью. Однако спустя непродолжительное время их стали распространять почтовые учреждения республиканского, областного и, в отдельных случаях, даже районного масштаба.

Время наиболее активного и организованного выпуска и распространения относится к 1927—1932 годам. В этот период на почтах продолжали продавать и остатки марок предыдущих выпусков Доброхима и Авиахима с разовой     перетарификацией     их согласно местным распоряжениям. Первый выпуск общего назначения Центрального (Союзного) совета Осоавиажима состоял из одной марки номиналом 10 коп., на которой была изображена эмблема Общества. Ее выпускали на бумаге различной толщины и качества в листах большого формата с линейной перфорацией 12, не перфорируя, однако, края листов. Почти одновременно аналогичный выпуск был осуществлен республиканским советом Осоавиахима Украины. Он состоял из двух марок одна из которых номиналом 10 коп., а другая — без номинала. Вместо перфорации эти марки имели линейную просечку. На них также изображалась эмблема Общества. Весьма неудачный внешний вид марок первого выпуска  PC  Осоавиахима Украины послужил, очевидно, причиной быстрого появления в этой республике второго выпуска общего назначения, отпечатанного более качественно. Выпуск состоял из двух марок номиналом по 10 коп., одна из которых была выполнена двухцветной печатью, а другая — только в красном цвете. В более поздний период для выпусков общего назначения стали использовать марки единого образца с многоцветным изображением эмблемы Осоавиахима без указания номинала. На оборотной стороне этих марок делали оттиск специального резинового штемпеля с указанием распространяющей организации. Оформленные подобным образом выпуски известны в областных отделах Осоавиахима Северного Кавказа и Западной Сибири. В то же время Закавказское отделение Осоавиахима на правах республиканского выпустило марку общего назначения с оригинальным    рисунком    и увеличенным   номиналом 15 коп. Аналогичным образом поступил и городской отдел Осоавиахима столицы Казахстана Алма-Аты.

Особый интерес представляют целевые выпуски Осоавиахима. Каждый из них связан с каким-либо общественно-политическим событием или этапом развития отечественной авиации и воздухоплавания. Как и в случае выпусков общего назначения при организации целевых наибольшую активность проявили Центральный (Союзный), Украинский и Белорусский республиканские советы    Общества.     Вначале    по примеру выпусков ОДВФ и Авиахима целевые благотворительные марки Осоавиахима предназначались для сбора средств на строительство отдельных самолетов или эскадрилий, например, самолеты имени «Системы сельскохозяйственной кооперации БССР», эскадрилий «Пролетарский турист» и «Красные крылья» Однако позднее целевая направленность выпусков Осоавиахима стала масштабнее: «Построим советские дирижабли» (Украинский совет), «День дирижабля БССР» и «Декада обороны» (Белорусский совет). В начале 30-х годов НКПиТ СССР выпустил ряд художественных односторонних почтовых карточек. В их содержании отражались достижения Осоавиахима, они несли лозунги, призывы Общества, агитировали за вступление в его ряды.

Для гашения широкого потока регулярной почтовой корреспонденции на Московском почтамте неоднократно использовались специальные штемпеля, посвященные деятельности добровольного Общества.

Е. Павлов, В. Притула. Помочь авиации! «Филателия СССР». 1987. №3 (стр. 38-41)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.