Тридцатые годы нашего бурного века стали периодом интенсивного развития авиации и воздухоплавания в молодой республике Советов.

29 августа 1930 года состоялся первый полет одномоторного дирижабля «Комсомольская правда». Он был построен по инициативе центральной комсомольской газеты, организовавшей сбор добровольных средств. Его командиром был Е. М. Опман, начальником эксплуатации — ф. Ф. Ассберг.

Инициатором широкого советского воздухоплавательного строительства стала газета «Правда». 11 сентября 1930 года было опубликовано обращение с призывом собрать средства на сооружение дирижабля «Правда». Газета «Красная звезда» предложила построить дирижабль «Клим Ворошилов», а Центральный совет Осоавиахима — «Осоавиахим».

1 мая 1931 года было создано специальное предприятие «Дирижаблестрой», вошедшее в состав Объединения Гражданского воздушного флота. Было начато строительство первой в СССР опытной дирижаблестроительной верфи стоимостью в 22 миллиона рублей.

Еще в 1887 году Константин Эдуардович Циолковский предложил проект управляемого дирижабля с цельнометаллической оболочкой удлиненной формы. В книге К. Э. Циолковского «Аэростат металлический управляемый», опубликованной в 1892 году, дано подробное описание аппарата. Он был запроектирован объемом в 58 500 м3, с двигателем мощностью 127 л. с., на 100 пассажиров при скорости полета 43 километра в час.

Однако этот проект не был принят. Военное министерство царской России заключило договор на постройку цельнометаллического дирижабля по проекту австрийца Д. Шварца.

Полное осуществление принципа жесткости было сделано отставным кавалерийским генералом графом Фердинандом Цеппелином. В 1895 году он получил патент «воздушного поезда». Он сделал жестким весь остов дирижабля, то есть ажурный дюралюминиевый каркас, в котором размещались отдельные газовые баллоны. И в 1900 году в Фридрихсгафене на берегу Боденского озера, неподалеку от родового имения Цеппелинов с дирижабельной верфи сошел его первый воздушный корабль. Цеппелин строил дирижабли большой кубатуры с каркасом, состоящим из металлических шпангоутов (поперечных колец) и стрингеров (продольных балок). В каждом отсеке помещался баллон, наполненный водородом или гелием. В носовой части имелось швартовое приспособление, в корме — расположенные крест-накрест металлические стабилизаторы с рулями высоты и направления. Так был устроен и «LZ-127», 117-й дирижабль, сошедший с фридрихсгафенской верфи и построенный инженером Дюрром.

Размеры дирижабля поражали: это была «сигара» длиной 236,6 м, высотой 33,7 м, вмещающая 105 000 м3 газа. К огромному эллингу всегда стекались толпы народа. Неподалеку помещалось почтовое отделение. В нем продавались открытки, марки с «цеппелинами».

«LZ-127» совершил кругосветное путешествие в 1929 году, 15 августа он вылетел по маршруту Фридрихсгафен — Берлин — Кенигсберг — Вологда — Усть-Сысольск — Якутск — Николаевск — Токио — Лос-Анджелес — Лекхерст и 14 сентября возвратился на Боденское озеро. Корабль пролетел 35 000 километров с тремя остановками.

Рис. 1

В Москву «Цеппелин» прилетел 10 сентября 1930 года. Во время стоянки дирижабля в Москве в течение 5 часов «Цеппелин» взял на борт запас водяного балласта, обменялся почтой и сменил некоторых пассажиров. Из Москвы во Фридрихсгафен летел и Ф. Ф. Ассберг. Две открытки, отправленные им с борта дирижабля, были обнаружены нами. Они адресованы одному из пионеров советского воздухоплавания И. Г. Стобровскому. На их иллюстрационной стороне изображен дирижабль «Граф Цеппелин LZ-127» на взлетном поле около эллинга. На адресной стороне — типографский текст на немецком языке: «Оригинальная авиапочтовая карточка. Приобретена на борту дирижабля «Граф Цеппелин» (рис. 1). Обе открытки франкированы авиапочтовыми марками Германии номиналом в одну рейхсмарку. На открытках 4 штемпеля: первый — бортовой, второй — сопроводительный треугольный для полета в СССР, третий и четвертый — пункты прибытия дирижабля (Фридрихсгафен. 11.9.30. 11—12) и адресата (Москва. 6 эксп. 14.9.30). На открытках специальные синие наклейки немецкой воздушной почты. Кто же такой ф. Ф. Ассберг? Всю свою жизнь Федор Федорович Ассберг посвятил воздухоплаванию. В годы первой мировой войны он был офицером-артиллеристом. После войны Федор Федорович, большой энтузиаст отечественного воздухоплавания, становится одним из ведущих специалистов дирижаблестроения. Он был начальником эксплуатации дирижаблей «Дирижаблестроя» ГВФ, создателем первой в СССР причальной мачты для дирижаблей.

Рис. 3

В СССР специально для оплаты корреспонденции из Москвы во Фридрихсгафен были выпущены две марки номиналами в 40 и 80 копеек № 360, 361. На них изображен плакат В. Костяницына «Даешь пятилетку в четыре года» (рис. 3). Этими марками оплачивался дополнительный сбор за доставку почты дирижаблем: 40 копеек — за открытку, 80 копеек — за закрытое письмо.

Рис. 2

Марки гасились специальным штемпелем (рис. 2).

Тридцатые годы были отмечены многочисленными исследованиями арктического бассейна. Учитывая трудности освоения новых арктических областей было образовано международное общество по исследованию Арктики при помощи воздухоплавательных аппаратов — «Аэроарктик».

Общество «Аэроарктик» и предложило послать полярную экспедицию на самом мощном дирижабле того времени «LZ-127». В задачу экспедиции входили аэрофотограмметрическая съемка полярных земель, аэрологические и метеорологические наблюдения (с помощью радиозондов профессора П. А. Молчанова), наблюдения за конфигурацией суши и ледовой поверхности. В состав экспедиции вошли 46 человек. Экипаж «LZ-127» с командой в 26 человек возглавил доктор Эккенер. На борту были советские, немецкие и шведские ученые. СССР в международной группе на дирижабле «Граф Цеппелин» представляли четыре человека. Это были руководитель научной части экспедиции профессор Рудольф Лазаревич Самойлович, известный советский аэролог, изобретатель первого в мире радиозонда Павел Александрович Молчанов, радист Эрнст Теодорович Кренкель и специалист по дирижаблям Федор Федорович Ассберг, бывший одновременно и спецкором ТАСС.

Воздушный корабль ушел в арктический рейс 24 июля 1931 года в 9 часов 55 минут. С собою он нес 120 килограммов почты для Ленинграда и ледокола «Малыгин», который ушел в туристский арктический рейс специально для встречи с «LZ-127». Был запланирован обмен почтовой корреспонденцией между кораблями. Сначала небольшой восьмичасовой «прыжок» с посадкой в Берлине. На следующий день в 4 часа 45 минут утра — старт, полет над Таллином, Хельсинки и посадка в Ленинграде. Перелет Берлин — Ленинград занял 13 часов 55 минут. На Комендантском аэродроме к приему дирижабля Осоавиахимом была изготовлена причальная мачта. После торжественной встречи в городе на Неве воздушный корабль 26 июля в 8 часов 5 минут взял курс на Петрозаводск и Архангельск, миновал Белое и Баренцево моря. У берегов Земли Франца-Иосифа в бухте Тихой острова Гукера, в которой ранее зимовал корабль Георгия Седова «Святой Фока», произошла 27 июля в 18 часов 30 минут встреча «Цеппелина» с ледоколом «Малыгин». Ее мы видим на серии советских почтовых марок № 379 — 386, созданных по рисунку И. Дубасова.

Экспедиция собрала множество научных сведений. На карте Арктики появились ранее неизвестные острова. Пролетев остров Домашний, дирижабль направился к мысу Челюскин и на Таймыр. Затем миновал остров Диксон, где сбросил зимовщикам на парашютах письма, газеты, подарки. Далее маршрут лежал через Карское море, Новую Землю, пролив Маточкин Шар и вновь к Ленинграду. Плохая погода не позволила совершить 30 июля посадку. С «Цеппелина» около 3 часов утра были сброшены два парашюта. Один с почтой, взятой на «Малыгине», другой — с письмами Эккенера, Самойловыча, Ассберга. Кренкель передал радиограмму командира корабля: «Советскому правительству. Кремль. Москва. Возвращаясь из полета в Арктику и покидая страну, оказавшую нам столь ценное содействие, я не хотел упустить случай принести свою сердечную благодарность и одновременно выразить свое живейшее удовлетворение по поводу того, что первая совместная работа русской и немецкой науки в деле исследования Арктики дала прекрасные результаты…».

От Ленинграда «Цеппелин» полетел в Берлин, где на аэродроме Темпельгоф закончилась эта 150-часовая экспедиция.

Руководитель ее научной части профессор Р. Л. Самойлович так оценил результаты: «За арктический полет дирижабль проделал такую работу, которую при экспедициях на ледоколах можно выполнить лишь в два-три года упорной, настойчивой работы».

В. Душский, В. Стобровский. Полет в Арктику. «Филателия СССР». 1975. №7 (стр. 55-56)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.