В 1937 году, когда Испанская республики задыхалась в железных тисках фашистской блокады, в почтовое обращение вышла серия из 6 марок (Ивер № 624—629, плюс беззубцовки). Эта серия, которая нынче так ценится филателистами всего мира, включала марки трех рисунков. На них изображены республиканские субмарины. Одна в надводном положении, две — под водой. Марки эти предназначались для почты, перевозимой на подводных лодках. Вот почему у них высокие номиналы: от 1 до 15 песет. Для франкирования простого заграничного письма достаточно было марки в 50 чентимос.

Я давно знал об этих марках, но видел их изображения только в каталогах. Недавно мне удалось пополнить свою коллекцию конвертом, фотографию которого вы видите здесь.

Это письмо было отправлено из каталонского городка Палафругель во Францию. Штамп сбоку конверта свидетельствует о том, что оно прошло военную цензуру. Но самое интересное — это дополнительная красная беззубцовая марка номиналом 4 песеты с изображением подводной лодки, погашенная специальным штемпелем, на котором написано: «Подводная почта. L-Н22».

Теперь давайте вернемся к началу испанских событий. Как рассказывает в своей книге советский военно-морской атташе в Испании, адмирал флота (тогда он был капитаном I ранга) Н. Г. Кузнецов, у республики было всего 12 лодок двух типов «С» и «В». Лодки типа «В» почти сразу погибли. Лишился флот и двух лодок типа «С». Республиканский флот испытывал острейшую нехватку командных кадров. На помощь республиканским борцам Испании пришли военные специалисты многих стран мира. Среди них были тысячи советских граждан, которые приняли участие в первой схватке с фашизмом. Советские люди проявили в то время свои замечательные качества интернационалистов. Многие из них погибли, как герои…

Среди советских моряков, сражавшихся в Испании, были командиры подлодок Иван Грачев, Владимир Егоров, Герман Кузьмин, а также будущие адмиралы, Герои Советского Союза И. Е. Басистый, А. Г. Головко, В. П. Дрозд.

Республиканской подводной лодкой С-1 командовал Иван Александрович Бурмистров, лодкой С-6 — Николай Павлович Египко, будущий вице-адмирал. В июле 1937 года Египко, которого испанцы знали под именем Матисс, потопил фашистскую канонерскую лодку, участвовал во многих сажных операциях. В октябре лодка С-6 была сильно повреждена во время бомбежки и ее пришлось затопить. Матисса перевели на лодку С-2, которая в это время ремонтировалась во французском порту Сен-Назер. Неподалеку, возле Бордо, ремонтировалась лодка С-4, которой в то время командовал Бурмистров.

Вскоре наши командиры добились приведения своих кораблей в боевую готовность, и лодки почти одновременно вышли в море. Ускользнув от фашистских шпионов, обе лодки прорвались через Гибралтар и прибыли в Картахену. За отважный переход командирам лодок И. А. Бурмистрову и Н. Л. Египко присвоили звание Героев Советского Союза.

Впоследствии эти лодки неоднократно доставляли почту, раненых во Францию, а на обратном пути загружались стратегическими материалами и авиационным бензином, который был необходим для самолетов.

Мне кажется, что конверт, о котором идет речь, был погашен на одной из этих лодок. Индекс L-H22, очевидно, поставили для сохранения военной тайны. Из воспоминаний участников мы узнали, что подлодок таких серий в республиканском флоте не имелось.

Ф. Зинько. Подводная почта республики. «Филателия СССР». 1973. №11 (стр. 11)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.