Особой любовью филателистов, коллекционирующих марки морской тематики, пользуются почтовые миниатюры с изображением парусных судов. Желание собрать в своих альбомах эскадры и флоты великолепных кораблей прошлого появляется даже у тех коллекционеров, которые никогда не видели бескрайних океанских просторов. Более ста лет отделяют нас от эпохи белоснежных клиперов, а интерес к ним не пропадает.

В 1866 году состоялись сточетырехдневные гонки пяти крупных парусников, которые шли с грузом чая из Фучжоу в Лондон. Хотя это мероприятие было организовано в рекламных целях, оно принесло немало пользы и судостроителям. С учетом всех качеств, необходимых для успешной конкуренции, в 1869 году в Англии был построен клипер «Катти Сарк». Драматическая судьба этого любимца Эола, прожившего долгую жизнь, уже более столетия волнует людей, а сам корабль после службы под разными флагами вернулся на родину и поставлен на вечную стоянку на нулевом меридиане Гринвича, в сухом доке Темзы.

Столетие этого знаменитого судна было отмечено английским почтовым ведомством выпуском серии из шести марок, одна из которых посвящена «Катти Сарк» (№ 552). 15 января 1969 года в день выхода марок на борту корабля-юбиляра производилось гашение специальным почтовым штемпелем с изображением носовой фигуры клипера.

Уже давно и безраздельно господствуют на морях и океанах суда с современными двигателями, где используются могучие силы пара, газа, атома. Но и парус не забыт. В мае—июле 1976 года по Атлантическому океану с востока на запад маршрутами первооткрывателей неслись крупные парусники под флагами многих стран мира. Это проходила трансатлантическая гонка очередной, одиннадцатой операции «Парус-76». Каждый корабль — участник регаты стремился стать обладателем главного приза — серебряной модели знаменитой «Катти Сарк».

Первое такое состязание состоялось по инициативе английской «Ассоциации парусного спорта» (СТА) в 1956 году. Тогда было решено собрать вместе и показать существующие в мире крупные парусники — толшипсы. Инициативу СТА поддержали 11 стран. 22 парусных корабля приняли участие в семисотмильной гонке из бухты Тор (Англия) до Лиссабона. Это красочное зрелище имело большой успех. С тех пор подобные гонки парусников под названием «Операция «Парус» проводятся каждые два года.

Местами сборов толшипсов до 1972 года были Брест, Осло, бухта Тор, Нью-Йорк, Фальмут, Гётеборг и Плимут. Почтовые ведомства стран-организаторов начали выпускать серии марок с изображением знаменитых кораблей. Ряд эмиссий посвящался парусным кораблям и сегодня еще бороздящим моря и океаны.

Большой интерес вызывают серия норвежских марок 1960 года (№ 402—406), испанская эмиссия 1964 года (№ 1257—1270), английская и югославская серии 1969 года (соответственно № 549— 554 и № 1230—1235), а также датские знаки почтовой оплаты 1970 года (№ 508—511).

Маринистика становится «модной» темой. Начали выходить марки с изображением целых флотилий разных времен и народов. Так, в Аргентине с 1963-го, а во Франции с 1971 года регулярно поступают в обращение одна-две почтовые миниатюры в честь парусных кораблей.

В 1972 году в регате, которая проходила в Киле (ФРГ), впервые принял участие корабль из социалистической Польши — парусник «Дар Поможа». 68 судов этой «Операции» были разделены на два класса — «А» и «Б». Суда класса «А» стартовали от Коуса и шли через Северное море к мысу Скаген (Дания). Корабли второго класса — от Хельсинки до Фальстербо (о. Борнхольм). Финская почта посвятила этому событию марку с изображением своего парусника «Суомен Еутзён» и надписью «Гонка томиипсов 1972 г.». Сенсацией гонок стала победа польских моряков. «Дар Поможа» обошел неоднократных призеров этих соревнований западногерманский барк «Горх Фок» и американский «Игл». Он оправдал также и надежды польской почты, которая неоднократно посвящала ему свои марки (№ 446в, 659, 1256, 2072). Этому кораблю около 65 лет. Приобретенный в 1931 году для обучения сыновей рыбаков и моряков на средства, собранные жителями Поморья, «Дар Поможа» и сейчас продолжает готовить штурманов и механиков для народного флота.

Победитель «Операции «Парус-72» имел несколько судовых штемпелей с текстом «Дар Поможа. Гданьск» и с изображением парусника. Почта Гданьска прислала на корабль специальный штемпель в форме штурвала. Регате 1972 года посвящен специальный переводной почтовый штемпель с рисунком парусного корабля и надписью: «Олимпийские игры. Сбор больших парусников». В 1973 году в Польше выпущена односторонняя художественная почтовая открытка в честь победителя операции «Парус-72», а в 1974 году в серии «Знаменитые польские парусные суда» на одной из марок вновь появляется «Дар Поможа».

В «Операции «Парус-74» приняли участие два советских парусных барка «Крузенштерн» и «Товарищ». Кроме того, флотилия социалистических стран пополнилась бригантиной ГДР «Вильгельм Пик». Особенностью этой «Операции» были две регаты — балтийская и атлантическая. Первая проводилась по маршруту Копенгаген — Гдыня, вторая — Дартмут — Ла-Корунья. На копенгагенский старт собрались 150 парусных судов разных классов под флагами одиннадцати стран: Бельгии, Дании, ГДР, Франции, Англии, Голландии, ПНР, Швеции, СССР, США и ФРГ. В классе «А» стартовали шесть кораблей: датский «Георг Стейдж», бригантина из ГДР «Вильгельм Пик», «Дар Поможа», советские барки «Крузенштерн» и «Товарищ», а также западногерманский «Горх Фок». Линию финиша первым пересек «Товарищ». Второе и третье места заняли «Горх Фок» и «Дар Поможа». Затем следовали «Крузенштерн» и «Георг Стейдж».

Заключительный этап «Операции «Парус-74» проходил во французском порту Сен-Мало. Здесь нашему четырехмачтовому барку «Крузенштерн» была присуждена серебряная модель «Катти Сарк». В 1975 году в честь этого события Министерство связи СССР выпустило одностороннюю художественную почтовую открытку с оригинальной маркой и с изображением учебного парусного судна «Крузенштерн». Особенно богатый «урожай» марок в честь «Операции «Парус» принес 1976 год, когда корабли прошли путь от берегов Европы до атлантического побережья США. На этом огромном расстоянии были проведены три самостоятельные гонки (этапа). Первый старт был дан 2 мая в порту Плимут с финишем в Лиссабоне. Затем участники перешли на Канарские острова на рейд Санта-Крус-де-Тенериф. Отсюда 13 мая начался второй этап. Он финишировал на Бермудских островах. Здесь собралось 96 участников из 26 стран. Трансатлантическая парусная регата стала самой представительной.

21 июня началась третья гонка от Гамильтона до Нью-порта. Первым прибыл «Горх Фок», вторым «Дар Поможа», третьим норвежский «Кристиан Радик», четвертым «Товарищ». При подсчете очков советский бриг «Товарищ» был объявлен абсолютным чемпионом трансатлантической регаты. Второе место занял «Дар Поможа», третье — «Крузенштерн». 15 июня 1976 года на Бермудах поступила в обращение серия из шести почтовых марок, причем пять из них — с изображением кораблей регаты. Этой чести удостоились «Кристиан Радик» из Норвегии (5 центов), «Хуан Себастьян Элькано» из Испании (12 центов), американский парусник «Игл» (17 центов); английский «Роялист» (20 центов) и советский «Товарищ» (40 центов). На марке в 1 доллар — главный приз регаты клипер «Катти Сарк».

4 июля 1976 года в день парада судов, участвующих в «Операции «Парус-76», на главпочтамте Москвы проходило гашение специальным штемпелем, на котором выгравирован барк «Крузенштерн» и надпись: «Советские парусники «Товарищ» и «Крузенштерн». Нью-Йорк».

Знаки почтовой оплаты, целые и цельные вещи, посвященные этим мирным морским операциям под девизом «Крепить дружбу молодежи разных стран» — прекрасные экспонаты для тематической коллекции об отечественном флоте.

С. Викторов. Под парусами семидесятых. «Филателия СССР». 1977. №2 (стр. 45-47)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.