Вот уже четыре года сквозь вековую тайгу прокладывается грандиозная транспортная артерия, не знающая себе равных в мире по протяженности трассы, гигантскому объему строительно-монтажных работ, многочисленности и сложности инженерных сооружений.

О чрезвычайной желательности «северного варианта» Транссиба говорили в Русском техническом обществе еще в восьмидесятых годах прошлого столетия. Однако консерватизм царского правительства отнюдь не способствовал практическому разрешению проблемы: оно согласилось лишь на первые робкие шаги «для выяснения геологического строения и ископаемых богатств Иркутской и Енисейской губерний». Одним из тех, кто это осуществлял, был В. А. Обручев.

Новым толчком к расширению поисковых работ послужило вторичное обсуждение (1905 г.) Русским техническим обществом варианта выхода к Тихому океану через необжитые районы Сибири. Но по-настоящему серьезные изыскания на обширной территории между Байкалом и Амуром начали проводиться только в годы Советской власти. В 1032 году ЦК ВКП(б) и Совнарком приняли постановление о сооружении стальной магистрали Тайшет-Советская Гавань протяженностью 4100 километров.

За три года проделали огромную работу, позволившую уже в 1934 году начать строительство ветки Бам-Тында. Затем приступили к укладке полотна на западном участке. Но война разрушила планы, оборвав стройку на 59-м километре от Тайшета.

В начале 1946 года возобновились работы на участках Тайшет – Братск и Братск – Усть-Кут, а к 1951 году дорога вышла к станции Лена. Нет необходимости напоминать коллекционерам о ценности сохранившихся почтовых отправлений из перечисленных городов, датированных указанными годами. Бесспорно помещение в коллекцию и почтовой миниатюры с портретом Героя Социалистического Труда академика В. А. Обручева, являющегося одним из “отцов идеи” современного направления магистрали.

Яркую страницу в историю магистрали века вписал XVII съезд ВЛКСМ.

Прямо со съезда эшелоном № 14 отправился в дальний путь Всесоюзный ударный отряд комсомолии.

Накануне празднования 58-й годовщины Великого Октября в почтовых окнах появилась марка, раскрывающая основную цель постройки дороги – поставить на службу советскому народу огромные природные богатства Сибири и Дальнего Востока. Миниатюру вскоре дополнил художественный маркированный конверт, воссоздавший одну из основных операций укладки железнодорожного полотна: «рука» огромного путеукладчика извлекла из клети 25-метровое звено; через несколько мгновений, продвинутое вперед, оно осторожно опустится на насыпь…

Героикой трудовых будней проникнуты и сюжеты шести красочных конвертов художника И. Пчелко, передающие ход производственных работ и, обустройства магистрального быта. Дополнят коллекцию о БАМе конверты, выполненные Н. Мартыновым и Ю. Бронфенбренером. На одном из них запечатлено досрочное сооружение железнодорожного моста, соединившего берега Амура, самого крупного и “трудного” моста магистрали, уникального по конструкции и технологии возведения (мостостроители вместо обычных кессонов применили железобетонные полые столбы-опоры).

Листая страницы бамовских репортажей, всякий раз убеждаешься, сколь велика роль почты в жизни современного человека. Свидетельствуют очевидцы: «Уже на третий день после высадки десанта на Таюру вертолет привез почтовый ящик. На нем надпись: «665780, Усть-Кут 4, СМП-266 (для Таюры)». А позже кто-то дописал – «Звездный». «…Когда мы прибыли в Магистральный, величайшая из услуг Министерства связи была представлена висевшим в котлопункте ящиком из под тушенки, на котором от руки было написано «Почта» и на всякий случай – четкое изображение конверта. Через три дня все изменилось. Приехала (и отныне приезжала ежедневно) настоящая почта – мешки писем, переводы, газеты, открытки». А затем появились календарные штемпеля и необходимые регистрирующие штампы, зафиксировавшие, что в Иркутской области образовались новые населенные пункты. Постепенно обрели почтовую самостоятельность Ния, Улькан, Кунерма, Ургал-2 и другие. Филателистический поиск, сопутствующий разработке темы строительства магистрали, нередко дарит любопытнейшие материалы. Так случилось с письмом из поселка Февральское. Его я получил неожиданно, вместо почтового отправления из Норы (восточный участок трассы). Вот что писали по этому поводу работники местного отделения связи: «…Вашу просьбу станция Нора выполнить не может, так как еще не имеет почтового отделения. Ваше письмо прислали нам. Здесь также проходит участок БАМа; строители сооружают мост через реку Бысса, готовят насыпь железной дороги, которая соединится со станцией Ургал». Письмо подтолкнуло к еще более углубленному изучению карты Байкало-Амурской магистрали и, конечно же, дополнило собрание. Штемпеля и штампы на письмах из Тынды (бывший эвенкийский поселок, получивший статут города, являющийся, по сути, столицей БАМа) позволяют проследить, как увеличивается число услуг, оказываемых связистами.

Ранее применявшиеся ручные календарные штемпеля «Тында Амур, обл.» теперь дополнены тождественным – машинным. Корреспонденция тындинцев обрабатывается уже не одним, а несколькими почтовыми отделениями, каждое из которых имеет свой порядковый номер и набор штемпелей с литерами. Среди новшеств – доставка почты самолетами.

Второе рождение переживает и районный узел связи в Чаре. Примечательная особенность его календарных штемпелей – наличие в них индекса предприятия связи. Широкое экономическое развитие района несомненно повлечет за собой резкое увеличение почтового оборота и, как следствие, механизацию обработки корреспонденции, открытие новых почтовых отделений.

Говоря об основных направлениях отбора филателистических материалов, связанных с БАМом, особо следует выделить письма, отправленные из магистральных поселков в дни знаменательных для стройки событий. Такие почтовые сувениры наилучшим образом проиллюстрируют хронику трудовых побед: 8 мая 1975 года со станции Вам в Тынду пошли поезда… 24 декабря 1975 года открыто рабочее движение на 64-километровой трассе Усть-Кут-Звездный… 29 октября 1977 года первый поезд пришел в Беркакит… 4 апреля 1978 года на станции Сковородино произошла встреча Л. И. Брежнева с отрядом комсомольцев-передовиков, строящих центральный участок БАМа…

Не следует забывать и о существовании множества франкотурных машинных штемпелей организаций, учреждений и предприятий, принимающих непосредственное участие в строительстве дороги. Их почтовые отправления убедительно свидетельствуют о том, сколь широка география стройки, документально подтверждают ее поистине всенародный характер.

Всю полноту руководства строительством магистрали осуществляет Министерство транспортного строительства СССР. Принимает в эксплуатацию дорогу – Министерство путей сообщения. Все финансовые операции осуществляются через Стройбанк СССР. В столице Советской Украины – городе Киеве дислоцируется «Мостострой № 1», организация, направившая на БАМ ряд основных мостоотрядов. Обязательно наличие и франкотурного штемпеля Сибирского отделения Академии наук СССР, ведающего научными проблемами хозяйственного освоения зоны дороги. Расширит коллекцию и специальное гашение филателистической выставки, посвященной БАМу, в Варшавском железнодорожном техникуме (ноябрь, 1977). Оригинальный штемпель, в центре которого изображена бамовская эмблема, применялся в отделении связи Варшава 22, а также в почтовом киоске на выставке.

Магистраль… Ее биография пишется каждодневно тысячами молодых патриотов.

В. Фурманов. Почтовые меридианы БАМа. «Филателия СССР». 1979. №1 (стр. 1-3).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.