Почтовые марки, выпущенные в апреле 1945 г. на Курляндском полуострове, в занятой немецко-фашистскими войсками части Советской Латвии, отражают одну из интересных страниц истории Великой Отечественной войны.

Чтобы оценить условия появления этих марок, дадим небольшую историческую справку. Успешные действия советских войск в июле — сентябре 1944 г. привели к значительным изменениям на всём прибалтийском направлении советско-германского фронта. Ещё в конце июля — начале августа части Красной армии, освободив в Литве город Каунас, а в Латвии город Елгаву, перерезали основные сухопутные пути: автомобильные и железные дороги, связывавшие Прибалтику с Восточной Пруссией. В ходе нового наступления, начавшегося в первых числах октября, наши передовые части в районе Паланги 10 октября вышли к побережью Балтийского моря, полностью отрезав оставшиеся в Прибалтике гитлеровские войска. Одновременно 10 — 11 октября, выйдя к территории Восточной Пруссии в районах Тильзита и Мемеля, части Красной армии практически полностью восстановили довоенную государственную границу СССР на всём её протяжении от Балтийского до Чёрного морей.

Отрезанные в Прибалтике немецко-фашистские войска продолжали оказывать сопротивление, надеясь соединиться со своими основными силами в Восточной Пруссии. В ходе боевых действий с окружёнными гитлеровскими войсками части Красной армии 13 октября освободили столицу Латвийской ССР город Ригу и к концу октября, выйдя на линию южнее Лиепаи — восточнее Тукумса, прекратили дальнейшее наступление.

В гигантском котле, охватившем весь Курляндский полуостров, оказалось свыше 200 тыс. немецко-фашистских солдат и офицеров из группы армий «Север», а также большое количество немецких гражданских чиновников из различных учреждений оккупационного рейхскомиссариата «Остланд», бежавших сюда из Риги, где располагался весь центральный аппарат администрации рейхскомиссариата. Блокировав Курляндский полуостров с моря, авиация и боевые корабли Балтийского флота препятствовали эвакуации немецко-фашистских войск из Курляндии и доставке необходимых припасов окружённым гитлеровцам.

Курляндский котёл просуществовал 7 месяцев — до конца Великой Отечественной войны. После безоговорочной капитуляции фашистской Германии 8 — 9 мая 1945 г. прекратила сопротивление и курляндская группировка противника. Наши войска 10 мая вступили в Лиепаю, административный центр Курляндии, а к 13 мая завершили полную ликвидацию «курляндского мешка». Было взято в плен около 180 тыс. немецких солдат и офицеров, в т.ч. и 42 генерала. Так завершилось полное освобождение территории СССР от фашистских захватчиков.

Отрезанные от основных сил немецко-фашистские войска, блокированные на Курляндском полуострове, испытывали недостаток во многих основных припасах, необходимых для ведения боевых действий. Естественно, что знаки почтовой оплаты не являлись в этих условиях предметами первой необходимости. Но когда появился недостаток в почтовых марках основных, наиболее ходовых номиналов — в 6 и 12 пфеннингов (стоимость пересылки соответственно почтовой карточки и простого письма), гражданская администрация курляндской почты предпочла подготовить свои собственные марки. На марках фашистской Германии в местной типографии «Курземе вордс» были сделаны необходимые надпечатки. Они были выполнены типографским способом чёрной краской (известные надпечатки красной краской — пробные).

На марках стандартной серии выпуска 1942 — 1944 гг. с изображением Гитлера номиналами в 5,10 и 20 пфеннигов были надпечатаны текст на немецком языке «Курляндия» и новый номинал — цифра «6», старый же номинал был забит двумя плашками. Тиражи этих марок были довольно велики (по данным зарубежных каталогов):

  1. 6 на 5 пф. оливково-зелёная. Тир. 45,0 тыс. экз.
  2. 6 на 10 пф. коричневая. Тир. 75,0 тыс. экз.
  3. 6 на 20 пф. синяя. Тир. 125,0 тыс. экз.

Клише надпечаток было подготовлено ручным набором, поэтому надпечатки известны в различных вариантах. Обычно выделяют три основных типа, отличающихся формой цифры

На разрешительной марке немецкой полевой почты (без номинала) для отправки посылок, выпущенной в июле 1942 г. с изображением герба фашистской Германии, были надпечатаны тот же текст «Курляндия» на немецком языке, но другим набором, новый номинал — «12», а строчки старого текста были забиты точечной плашкой.

Для надпечатывания были использованы марки полевой почты, изданные в двух вариантах перфорации:

  1. 12 пф. коричневая. Зубцовка обычная
  2. 12 пф. коричневая. С просечкой.

Тираж этих марок не указывается, однако марка с просечкой встречается чаще, чем миниатюра с обычной зубцовкой.

При надпечатывании возникло большое количество типографского брака: двойные надпечатки или заметные сдвиги, которые не были уничтожены и затем попали в руки коллекционеров.

20 апреля 1945 г. эти 5 марок поступили в почтовое обращение и использовались в течение 20 дней до ликвидации Курляндского котла.

Несколько ранее нехватка достаточного количества марок полевой почты вызвала появление ещё одного «курляндского провизория». Разрешительные марки немецкой полевой почты для посылок, выпущенные в 1944 г. (зелёного цвета, того же рисунка, что и упомянутая выше, но уменьшенного размера), разрезались ножницами по вертикали на две части. Каждая из половинок наклеивалась на почтовую карточку или конверт и гасилась штемпелями немецкой служебной почты с надписью «Либау» (это немецкое название города Лиепая) или штемпелями немецкой полевой почты с цифровыми индексами. В таком виде карточки и конверты с наклеенными и погашенными половинками марок выдавались солдатам и офицерам окружённых войск для отправки по авиапочте. Время появления этого «провизория» относится к марту 1945 г.

Почтовые марки Курляндского котла по причинам их появления и характеру использования отличаются от других выпусков оккупационных марок на территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

Иллюстрации карточек взяты из каталога Альберта Пфлюгера.

В. Якобс. Почтовые марки «Курляндского котла». «Филателия». 2010. №2 (стр. 47-49)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.