Станция Ляоян (Liao-jang), расположенная в 62 вёрстах южнее ст. Мукден и в 314 верстах севернее ст. Дальний, изображена на цветной ПК (рис. 3.56), прошедшей почту в октябре 1904 г. в Финляндии. С начала кампании станция всё время служила Главной квартирой Командующего армией со всеми своими управлениями, в том числе и Дорожным Управлением. На рис. 3.57 [2] — генерал-адъютант, генерал от инфантерии Алексей Николаевич Куропаткин, назначенный в сентябре 1904 г. главнокомандующим всех сухопутных и морских сил на Дальнем Востоке. На редкой ПК (рис. 3.58), отправленной в июне 1905 г. с разъезда № 27 Омской ж.д. Тобольской губ., изображён генерал Куропаткин на станции Ляоян. Именно на этой станции были сосредоточены все интендантские и артиллерийские грузы, которые постепенно прибывали из России вместе с войсками. Конечно, станция в том виде, как она была до войны при 5 верстах станционных путей, не могла вместить всё количество прибывающих поездов, число которых доходило в среднем до 8 составов прибытия и 3—4 отправления. Суточный оборот вагонов доходил до 900. Поэтому первой заботой Полевого Дорожного Управления было развитие путей на станции Ляоян, а также на соседней к северу ст. Яньтай.

Рис. 3.57

Для удобства развития всей станции были выстроены отдельные группы путей для прибывавших с севера санитарных поездов (рис. 3.59), интендантских и артиллерийских грузов и отдельные пути для складов конной узкоколейной дороги. Кроме того, была выстроена станция Ляоян-II. Благодаря этим мерам удалось значительно увеличить приёмку поездов.

Рис. 3.58

Рис. 3.59

В первых числах августа выявилась необходимость отступления русских войск от Ляояна к Мукдену (см. карту на рис. 3.60). Наступление японцев продолжалось до 24 августа, и за это время последовательно были очищены все остальные станции до Мукдена. Отход поезда практически с поля сражения изображён на рис. 3.61 [2]. Под стенами Ляояна с северной стороны протекала река Тайцзыхе, единственный ж-д мост через неё представлен на рис. 3.62 [2]. При отступлении с таких мостов снимали настил, а вновь построенные мосты временного типа сжигали. Началась обратная перевозка грузов с юга на север — особенно много отправлялось поездов с ранеными, движение которых постоянно нарушалось встречными экстренными поездами с артиллерийскими снарядами. Временами казалось, что на Южной линии движение должно бы совершенно прекратиться, так как на этой, одной единственной линии «висели» три армии. Станции были совершенно забиты, и вся работа линии производилась под тяжким гнётом наших поражений и постоянного отступления, но, тем не менее, все перевозки производились достаточно исправно, не было особенно крупных крушений. Это было достигнуто общей дружной работой Дорожного Управления, чинов ж-д батальонов и агентов КВЖД, которые часто работали под огнём, очищали станции и последними отступали с покидаемых станций, за что многие были награждены знаками Военного Ордена, хотя они и не были военными.

Рис. 3.63

Тем не менее, крушения случались, и письмо, написанное на иллюстрированной ПК «Казнь хунгузов» (рис. 3.63) и отправленное из Манчжурии в начале сентября 1904 г. в С.-Петербург, куда оно было доставлено 20 сентября, с фиолетовым гербовым штемпелем «4я БАТАРЕЯ 6й АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ БРИГАДЫ», содержит следующее: «Подъезжаем к Манчжурии… Увидимся ли мы ещё когда-нибудь с тобой. Не забывай письмами в Харбин. Едва не погиб от крушения, возможно умышленного».

Рис. 3.64

Ещё одно письмо, в котором упоминается ж-д крушение, отправлено в Екатеринбург со штемпелем отправления «ВЛАДИВОСТОК 264 ХАРБИНЪ / г» от 19 ноября 1912 г. (рис. 3.64): «Ст. Ханьдаохэцзы, 18 ноября 1912 г…. Живу по старому, но только мало приходится быть дома, т.е. в Ханьдаохэцзы, а большею частью проводить на паровозе да по дежурным комнатам. <…> Здесь с наступлением зимы совсем становится скучно, летом хоть есть разнообразие… На нашей дороге было крушение с поездом ехавших солдат домой, потерпело 54 чел., из них 14 чел. померло… Н. Ждановский».

Служебная отметка «82», выполненная красным карандашом, означает, что ПК последнюю часть маршрута проехала в ПВ № 82 «Челябинск — Вятка».

Крушение сибирского экспресса изображено на ПК (рис. 3.65), отправленной со станции Маньчжурия в 1913 г.

Здесь уместно отметить, что организация врачебно-санитарного дела на линии, оказание врачебной помощи всем служащим дороги и их семьям, чинам Заамурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи и их семьям, а также посторонним лицам, заболевшим или пострадавшим от несчастных случаев на дороге, наблюдение за санитарным состоянием в пределах полосы отчуждения дороги было возложено на Врачебно-санитарный отдел КВЖД. На вырезке (рис. 3.66а) показан фиолетовый штемпель «КИТАЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ/ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА // ВРАЧЕБНО- / САНИТАРНЫЙ / ОТДЕЛЪ».

Несмотря ни на что, частные и служебные почтовые отправления довольно исправно доставлялись по железной дороге. На рис. 3.66б показана двуязычная бело-жёлтая облатка Ø34,5 мм, которой заклеивались служебные письма Общества Китайской Восточной ж.д. Облатка выполнена с тиснением, при этом вверху — аббревиатура О.К.В.Ж.Д., а внизу — иероглифы, во внутреннем же круге изображён стилизованный дракон Поднебесной, едва не касающийся облака головой и держащий в лапе международный символ железных дорог — колесо с двумя крыльями [15].

Рис. 3.37б

События под Ляояном волновали всю страну и, конечно, тех военнослужащих, которым суждено было там оказаться, что можно понять из фразы открытого письма, отправленного 23 августа 1904 со ст. Цицикар в Вильну: «ст. Цицикар Китайской Восточной ж.д. 22/VIII904 От Вильны 7 715 вёрст… Что под Ляояном не знаем, кажется, туда отправимся из Харбина», написанного на иллюстрированной стороне ПК «Китаец-сапожник за работой» (рис. 3.67а). На адресной стороне стоят штемпеля (рис. 3.67б): фиолетовый гербовый «УПРАВЛЕНИЕ 2 ДИВИЗЮНА 28 АРТИЛЛЕРIЙСКОЙ БРИГАДЫ» с перекрещенными стволами пушек под российским орлом, календарный «ПОЧТОВЫЙ ВАГОНЪ № 262 (3)» от 23 августа и служебная отметка «45» зелёным карандашом, указывающая на то, что письмо завершающую часть своего маршрута преодолело в ПВ «Минск — Либава».

Рис. 3.68

На рис. 3.68 приведён 7 коп. конверт, отправленный 9 ноября 1904 г. из Серпухова, Московской губ. в места описываемых событий: «Через Сибирь, г. Харбин, госпиталь дворянского отряда, д-ру Осипу Яковлевичу Любович для передачи Алексею Николаевичу Вонзблейн, доктору госпиталя в Куанчензы на Вост. Кит. ж.д.». На обороте — штемпель прибытия «ГЛАВНАЯ ПОЛЕВАЯ ПОЧТ. КОНТ. / г» от 2 декабря 1904 г. Уместно привести выдержки и соображения о войне и востребованной медицине из сохранившегося внутри письма: «…После боёв под Ляояном и Яньтаем у Вас на руках, вероятно, больше раненых, чем больных; у Вас теперь прекрасный случай заняться хирургией, это более положительная часть медицины, чем терапия, может быть она и полюбится Вам… Виделись ли Вы со своим братом агрономом-артиллеристом? Он уже давно там, где-то около Вас; или, может быть, в качестве раненого успел побывать в госпитале у Вас? Наш Всеволод тоже призван, пока оставлен во Владимире, а там… Бог весть, может быть и с Вами увидится… Всех-всех война царапает и многих до крови, до смерти… война это бедствие народное, величайшее зло в мире, Поскорей бы конец… Ваш богомолец протоирей А. Каптерев».

Вышеописанное письмо было адресовано в госпиталь дворянского отряда, следующая же колоритная ПК «Молодая китаянка» (рис. 3.69а), адресованная в Ростов Ярославской губ., отправлена 2 декабря 1904 г. без марки со штемпелем отправления «ХАРБИНЪ /ЖЕЛЕЗНОДОР. П.О. /1»и фиолетовым штемпелем «УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ДВОРЯН. ОТРЯДА КРАСН. КРЕСТА» Ø30 мм с крестом в середине (рис. 3.69б). Служебная отметка «33», сделанная чернильным карандашом над адресом, указывает на то, что часть пути письмо преодолело по Северной ж.д. в ПВ № 33 «Москва — Кострома».

Для привлечения общественных сил под человеколюбивое знамя Красного Креста Исполнительная Комиссия обратилась с предложением придти на помощь Красному Кресту и работать совместно с ним в деле помощи больным и раненым воинам ко всем предводителям дворянства, председателям земских управ, городским головам, председателям биржевых комитетов, купеческим старшинам и т.п. Большое содействие было оказано Красному Кресту дворянством, причем первым, предложившим свою помощь, было Московское дворянство, которому исполнительная Комиссия Красного Креста предложила взять на содержание один из готовых отрядов Красного Креста, присвоить ему название дворянского и назначить от дворянства особого уполномоченного. Предложение это было принято. В состав дворянской организации вошли дворянства 42 губерний России, которые ассигновали на дело помощи немалые деньги — более 1 млн. руб.

Из созданных структур дворянской организации первым являлся на помощь выбывшему из строя бойцу летучий отряд; перевязанного и накормленного оборудованный дворянством транспорт доставлял в подвижной госпиталь дворянства, где могла быть произведена неотложная операция или осуществлено первоначальное лечение, после которого пациента можно было отправить дальше в тыл. Для перевозки дворянская организация создала свой санитарный поезд, а для дальнейшего лечения — стационарный госпиталь в Харбине, где больной в клинической обстановке оставался до отправки на родину или в строй. Но и в том и другом случае возвращавшихся ждал ещё один этап — созданный дворянством склад, который снабжал уходящего бельём, платьем, тёплыми вещами и даже предлагал ему взять в дорогу табак и книжку для чтения [12].

В начале войны Финляндский сенат вошёл со всеподданнейшим представлением об отчислении 1 млн. финских марок из статных сумм в личное Его Императорского Величества распоряжение. Соизволив на такое ходатайство, Государь Император Высочайше повелел из означенного пожертвования ассигновать 200 тыс. на нужды Российского Общества Красного Креста. Из них одна половина пошла на изготовление лазаретного белья и тёплых вещей, а другая была передана в Финляндское общество попечения о раненых и больных, взявшее на себя снаряжение Финляндского полевого лазарета на 40 кроватей, который предназначался главным образом для хирургических больных.

Рис. 3.70

Провиант преимущественно состоял из рыбных и мясных консервов, сгущенного молока, сушёных овощей и фруктов, пряностей, масла, хлеба и т.д. В середине мая 1904 г. лазарет выехал из Гельсингфорса в Гунжулин, куда прибыл в конце июня. По прибытии лазарет был размещён в новом здании, построенном под ж-д больницу. По истечении шести месяцев, на время которых и был снаряжён лазарет, возник вопрос о дальнейшем его существовании [12]. Именно в это время в декабре 1904 г. и было отправлено в Финляндию открытое безмарочное письмо из действующей армии (рис. 3.70) со ст. Гунчжулин (в тексте — Guntechulin) с красным мастичным штемпелем «ПОЛЕВ. ЛАЗАР. ФИНЛЯНДСК. ОБЩ. ПОПЕЧ. О РАН. И БОЛЬН. ВОИНАХЪ» Ø38 мм и календарным штемпелем «ПОЧТОВЫЙ ВАГОНЪ № 266 (3)» с самой поздней из известных дат от 15 декабря 1904 г. Станция Гунчжулин (рис. 3.71) расположена южнее Харбина на 181 версту и ст. Куаньченцзы на 60 вёрст [6]. Ввиду полезности лазарета была разрешена его дальнейшая деятельность, и лазарет, заменив часть персонала, желавшего вернуться на родину, функционировал до марта 1905 г.

Рис. 3.71

Открытое безмарочное письмо (рис. 3.72а) отправлено на ст. Маньчжурию в госпиталь Черниговского отряда с сине-фиолетовым мастичным штемпелем санитарного поезда «ИМЕНИ ЕЯ ИМП. ВЫСОЧ. ВЕЛИК. КНЯГИНИ МАРIИ ПАВЛОВНЫ // СП.» Ø34 мм (рис. 3.72б) и известным в одном экземпляре овальным штемпелем «ПОРТЪ-АРТУРЪ 266 ХАРБИНЪ / е» от 27 декабря 1904 г. Фрагмент текста: «…23 го выехали из Харбина с разными происшествиями, доехал пока только до Гунчжулина…»

Рис. 3.72а

Рис. 3.72б

Великая Княгиня Мария Павловна оборудовала семь вагонов-складов и снарядила санитарный поезд, который первым прибыл в действующую армию. Этот поезд был щедро снабжён утварью, медикаментами и т.п. и всё время находился на попечении своей высокой покровительницы [12].

Рис. 3.73а

На рис. 3.73а приведено безмарочное открытое письмо военнослужащего, отправленное со ст. Гунчжулин через ПВ № 266 в Выборг в 8-й Финляндский отряд пехоты со штемпелем отправления «ПОЧТОВЫЙ ВАГОНЪ №…(2)» с самой поздней для него из известных датой: 25 января 1905 г. Текст письма начинается на адресной и заканчивается на иллюстрированной стороне «Цицикар. Городские ворота» (рис. 3.73б): «23 янв. ст. Гунчжулин, Евангелический лазарет. Проведали, <…> что 8-й полк идёт сюда <…> 14 января ранен в щёку с вылетом в затылок около позвонка, прошита челюсть и ещё что-то. Кроме того, получил ожог лица от выстрела в упор, когда ходили в штыки. Я ходил с винтовкой и хорошо сделал. Японцы заняли в деревне заборы и фанзы. Вот с ротой налетаем на забор. Ружья и помогли. Воткнул штык в высунувшуюся голову, и мы запалили в упор <…> 13-го отбили у японцев лошадь, т.к. то ездил верхом, а то много ногами…» В Выборг письмо дошло через 5 недель: 1 марта 1905 г.

Рис. 3.73б

В феврале 1904 г. Евангелические приходы С.-Петербурга при содействии других приходов того же исповедания приступили к снаряжению полевого лазарета на 100 кроватей. Лазарет был очень хорошо технически оснащён: обладал рентгеновским аппаратом, принёсшим громадную пользу, особенно потому, что при нём находился специальный механик, а также бактериологическим кабинетом и походною лабораторией системы Швабе. Кроме того, в распоряжении лазарета имелся стерилизационный аппарат Лаунтеншлегера, выписанный из Берлина, и четыре меньших размеров аппарата Турнера, которые предназначались на случай выделения части своего персонала для работы в виде летучих отрядов (напомним, что хирург-ортопед Г.И. Турнер (1858—1941) был профессором Императорской военно-медицинской Академии, а «аппарат Турнера» — устройство для стерилизации текучим паром небольшого количества инструментов, перевязочного материала и белья).

В июне 1904 г. лазарет прибыл в Харбин, в начале июля начал принимать больных в Ляояне, а затем был переведён в Гунчжулин, где и оставался до конца кампании [12].

В коллекции автора есть несколько крайне редких телеграфных документов КВЖД периода войны.

Рис. 3.74а

На рис. 3.74а представлена красно-розовая квитанция со следующим типографским и вписанным от руки (курсив) текстом: «На право безплатной подачи телеграммы на сумму обозначенную въ сей квитанцiи, на любой станцiи Китайской Восточной железной дороги и по какому угодно назначена, въ течежи шести недельного срока со дня выдачи квитанцш в сумме 1 руб. /5 коп., внесённых въ Хабаровске при подаче депеши № 2541 от 19 мая 1904 г.»

Ст. Ляоянъ. мая 19 дня 1904 г.

За старшего телеграфиста /подпись/.

Выходные данные: ТИП. Т.О. КИТ ВОСТ. Ж.Д. 0.000,934.

По этой квитанции со ст. Ляоян (62 версты южнее Мукдена) и была отправлена предоплаченная телеграмма.

Рис. 3.74б

На обороте (рис. 3.74б) имеется немаловажное примечание: «Если стоимость телеграммы превышает обозначенную в сей квитанцiи сумму, то взыскивается соответствующая дополнительная плата; излишекъ же, внесённый подателем первоначальной телеграммы, не возвращается».

Рис. 3.75

На рис. 3.75 и 3.76 приведены бланки телеграмм с напечатанным слева вверху текстом «Китайская Восточная железная дорога. Телеграфъ» и выходными данными внизу справа «Сер. т. № 3 / Тип. Кит. Вост. жел. дор. № 1658». Две частные телеграммы отправлены из г. Бирюч Воронежской губ. в Мукден на имя ветеринарного инспектора с передачей ветеринару Бедину и приняты в Мукдене 19 и 30 декабря 1904 г. за № 145 и № 254 соответственно. На первой телеграмме справа вверху выполнена служебная надпись: «Управление транспорта» (чёрными чернилами) и «56ат» (синим карандашом), на 2-й — «29 транспорт 5 батальона». Входящие номера телеграмм позволяют оценить, что за 11 дней их было принято 109 экз., т.е. в среднем в указанный период войны в этом отделении принималось около 10 телеграмм в день.

Рис. 3.76

Интересно отметить, что в конце октября 1904 г. Исполнительная комиссия Красного Креста ходатайствовала перед правительством об установлении вновь на время войны с Японией телеграфного сбора. Соответствующая просьба была заявлена в письме на имя Министра внутренних дел, генерал-адъютанта, князя П.Д. Святополк-Мирского.

25 октября 1904 г. Государем Императором было Высочайше утверждено соответствующее постановление Комитета Министров. Добавочный сбор в пользу Красного Креста был установлен в размере 5 коп. с телеграммы только на время войны. Из него исключались депеши, обмениваемые в местном сообщении — городском и пригородном, а равно между русскими телеграфными учреждениями в Маньчжурии и полевыми телеграфными учреждениями с одной стороны и телеграфными учреждениями в Империи с другой. Исполнительной комиссией от Министра внутренних дел получено было извещение о том, что им сделаны соответствующие распоряжения по Главному управлению почт и телеграфов и что получаемые от сборов суммы будут вноситься в местные казначейства для зачисления в депозит Главного Управления Российского Общества Красного Креста.

Вскоре после установления телеграфного сбора в Исполнительную Комиссию поступил проект г. Гольдмерштейна, в котором предлагалось Комиссии взять на себя издание общего для всех условного лексикона-кода для ведения телеграфной корреспонденции. Согласно проекту, наиболее употребительные фразы должны быть заменены условными вымышленными словами. Существование такого кода должно было привести к сокращению расходов на телеграммы и содействовало бы развитию телеграфных сношений. Красному же Кресту издание кода должно было принести значительный доход. Исполнительная комиссия начала по этому поводу сношения с МВД. Министр внутренних дел не нашёл принципиальных препятствий к изданию кода, высказав лишь сомнение в успешности дела, однако вопрос об издании кода дальнейшего развития не получил [12].

Интересный пласт почтовых отправлений связан с организованным потоком благодарностей от солдат и офицеров, получавших посылки Общества Красного Креста с тёплой одеждой, табаком и пр.

Рис. 3.77

Все известные автору благодарственные письма отправлены на безмарочных формулярах, один из которых (рис. 3.77) — с южной ветви КВЖД в С.-Петербург, Аничков дворец, собственный склад государыни Императрицы Марии Фёдоровны со штемпелем отправления «ПОЧТОВЫЙ ВАГОНЪ № 266 (5)» от 25 января 1905 г. На обороте орфографически безупречный, но без единой запятой каллиграфический текст: «Ваше Императорское Величество посланный Вами подарок мы получили за который чисто сердечно благодарим мы Вас Ваше Императорское Величество и молим Господа Бога о Вашем здравии: раненые следующие в г. Харбин на излечение 1905-го года Января 24-го дня Стр. Вост. Сибирского Полка Василий Федоров».

Ниже приведены выдержки из документа от 8 марта 1904 г. «От исполнительной комиссии главного управления общества Красного Креста» [2]:

«Августейшей Покровительнице Российского общества Красного Креста Государыне Императрице Марии Фёдоровны благоугодно было утвердить нижеследующие Временные правила об учреждении и деятельности наблюдательного комитета при исполнительной комиссии главного управления Российского общества “Красного Креста” по оказанию помощи больным и раненым воинам на Дальнем Востоке:

  1. При исполнительной комиссии <…> учреждается наблюдательный комитет, имеющий целью наблюдение за распоряжением собираемыми через общество Красного Креста на нужды больных и раненых воинов денежными суммами и иными пожертвованиями, согласно с уставом общества и желанием жертвователей…
  2. Наблюдательному комитету предоставляется: обозревать <…> делопроизводство, документы, отчётность, вещевые склады…
  3. Во время военных действий наблюдательный комитет оглашает в печати обзоры своей деятельности и по окончанию войны, перед своим закрытием, составляет общий отчёт, который представляется на благовоззрение Ея Императорского Величества Августейшей Покровительнице общества Красного Креста…»

Председателем наблюдательного комитета был назначен гофмейстер, граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кугузов. Здание Управления Красного Креста в Харбине можно видеть на левом верхнем крыле бабочки, изображённой на ПК (рис. 3.43а).

Рис. 3.78

На рис. 3.78 приводится открытое письмо, отправитель которого, судя по тексту, курсировал вместе с поездом на юг дороги и обратно: «… привет из Маньчжурии. Сегодня еду дальше на юг Пока не пиши, т.к. я скоро вернусь, и письма не успеют дойти…». 3 коп. марка погашена штемпелем отправления «ПОРТЪ-АРТУРЪ*266*ХАРБИНЪ / а» от 26 января 1905 г. — это самое раннее из известных применение овальных штемпелей этого маршрута, пришедших на замену круглым. Письмо это адресовано в Киев, куда оно было доставлено 16 февраля. Служебная надпись «17» над адресом, выполненная простым карандашом, означает, что последнюю часть маршрута письмо прошло через ПВ № 17 «Москва — Киев».

Мукденский период

До Ляоянских боёв ст. Мукден служила резиденцией Наместника адмирала Алексеева, и развитие её было произведено в начале войны укладкою добавочных путей для увеличения пропускной способности, но с течением войны и отступлением к Ляояну представилось неизбежным подготовить в тылу армии вторую конечную станцию, которой и стала ст. Мукден. Одновременно с её развитием было обращено внимание и на развитие других станций в тылу Мукдена, так, на ст. Телин было уложено более 7 вёрст станционных путей.

Мукден — бывшая столица Маньчжурской династии и усыпальница императоров в Китае. Китайцы зовут его Шень-янь или просто «Цзынь», что значит «столица»; название Мукден (цветущий) употребляется только европейцами. В самом начале XX века Мукден представлял из себя крупный коммерческий город, центр русского управления краем и временная резиденция Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке. На рис. 3.79 приводится рельефная карта местности ж-д участка Порт-Артур — Мукден [2].

Вот описание военного корреспондента, побывавшего в конце марта 1904 г. в лагере Наместника: «Величаво прост этот лагерь, состоящий из каменных домиков-казарм железной дороги и небольшого поезда, в котором помещается Наместник. Эти бравые часовые-стрелки у вагона, перед площадкой которого тихо реяли большие русские флаги, эти жандармы пограничной стражи с зелёными аксельбантами поверх шинели, шестовой телеграф, подходящий к поезду, посты, выставленные вперёд, в степь — всё внушало уважение к этому скромному поезду» [2].

Рис. 3.80б

На рис. 3.80а можно увидеть иллюстрированное открытое письмо «Порт-Артур. Общий вид гавани», отправленное из Мукдена в Витебск, со штемпелями: отправления «МУКДЕНЪ / б» от 7 февраля 1905 г. (применялся с сентября 1904 г. по февраль 1905 г.) и гербовым фиолетовым «Сибирскiй военно-санитарный № 16 поездъ» Ø36 мм на обороте (рис. 3.80б). Этим и другими санитарными поездами через Харбин вывозились раненые в Россию.

Рис. 3.81

Количество перевозок увеличилось, и ежедневный оборот вагонов вместо 900 на ст. Ляоян достиг на ст. Мукден до 1700. Кроме развития станционных путей было обращено внимание на устройство особых ветвей для обслуживания флангов трёх наших армий, расположенных под Мукденом. Для второй армии была выстроена западная ветка протяжённостью 26 вёрст, а для первой армии — Фушунская ветвь (43 версты).

С постройкой этих ветвей все три армии были обеспечены прекрасным сообщением вдоль всего фронта, но в случае отступления они вновь оказывались «висящими» на одной транспортной артерии, поэтому были срочно сделаны изыскания дополнительной ж-д. линии от Фушуна к Телину на протяжении до 50 вёрст. Но линия построена не была, т.к. во второй половине февраля началось общее энергичное наступление японцев. Пришлось сначала очищать станции впереди Мукдена, Западную и Фушунскую линии. 24 февраля обнаружился обход армии с востока, почему срочно пришлось очистить и ст. Мукден, где скопилось масса раненых, отступавшие войска заполнили всю стацию, для отправки поездов не хватало паровозов. Они были экстренно затребованы из Телина (рис. 3.81), и с ними был отправлены 22 поезда. Однако этими поездами не представлялось возможным вывести всех пострадавших, потому наиболее тяжело раненые с соответствующим количеством врачей и фельдшеров были оставлены на ст. Мукден и были переданы на полное попечение победителей — японцев. Последний российский поезд ушёл со ст. Мукден под обстрелами 25 февраля 1905 г.

Рис. 3.82а

Рис. 3.82б

26 февраля 1905 г. из Харбина в Харьков было отправлено открытое письмо (рис. 3.82а) с фиолетовым гербовым штемпелем «43-й СИБИРСКIЙ ВОЕННО-САНИТАРНЫЙ ПОЕЗДЪ» Ø32 мм (рис. 3.82б), календарным штемпелем «ГЛАВНАЯ ПОЛЕВАЯ КОНТ. / б» от 1 марта и текстом на адресной стороне: «…Мы едем сегодня в Мукден, может быть с нами и случится что-нибудь, тогда деньги, что я Вам должна, Вы получите от моей сестры, а Вы ей возвратите мой сундучок, т.к. в нем ничего нет, кроме негативов и книг…», — с продолжением на обратной стороне: «адрес: г. Харбин, действующая армия, тыловая эвакуационная комиссия, 43-й сибирский военно-санитарный поезд, до востребования. Письма можно посылать без марок…»

Рис. 3.83

На рис. 3.83 представлено адресованное в Москву безмарочное письмо военнослужащего с ранним овальным штемпелем отправления «ПОРТЪ-АРТУРЪ*266*ХАРБИНЪ / в» от 14 марта 1905 г. Это письмо и штемпель были описаны еще в [3] (fig. 683, р. 474, 476), интересно, что в это время российские поезда уже ходили по укороченному с юга маршруту и не доходили до Порт-Артура.

Русско-японская война 1904-1905 в открытках

Открытое письмо (рис. 3.84а) из вышеупомянутого и вошедшего в историю 4-го Заамурского железнодорожного батальона (рис. 3.84б) было отправлено в Тифлис выходцем с Кавказа 28 марта 1905 г. также через ПВ № 266 уже укороченного маршрута. На иллюстрированной стороне «Сартовские музыканты», текст: «Немного родины. Почему не отвечаешь на письма?».

Рис. 3.84а

Рис. 3.84б

На рис. 3.85 — безмарочная ПК, отправленная 3 апреля 1905 г. из действующей армии в Киев (23 апреля). Справа внизу — овальный календарный штемпель отправления «ВЛАДИВОСТОКЪ 264 ХАРБИНЪ / 3», выше – фиолетовый штемпель лазарета «ВЛАДИВОСТОКСКIЙ МЕСТНЫЙ ЛАЗАРЕТЪ / ДЛЯ ПАКЕТОВЪ» Ø33 мм. Этот лазарет на 100 кроватей для больных и раненых воинов был открыт Владивостокским управлением Красного Креста в мае 1904 г. и проработал до сентября 1905 г. [12].

Рис. 3.85

Еще одно благодарственное безмарочное письмо с факсимильно выполненным адресом С. Петербург, Аничков Дворец, Собственный склад Государыни Императрицы Марии Федоровны на формуляре и со штемпелем отправления 19 апреля 1905 г. «ПОЧТОВЫЙ ВАГОНЪ № 266 (6)» от 19 апреля 1905 г. представлено на рис. 3.86а. На обороте (рис. 3.86б) по-школьному аккуратный рукописный текст: «помиле сщастье ехал я в (санитарном — В.Л.) поезде Вашего Императорского величества имел счастье получить ваш подарок мешочек с принадлежностью которая необходимо нужна получил рядовой Гаврил Долгий 10 Стрелкового Сибирского Восточного Полка дня 17 Апреля 1905 года».

Русско-японская война 1904-1905 в открытках

Рис. 3.86а

Рис. 3.86б

На рис. 3.87 — безмарочный конверт, отправленный «С театра войны» со штемпелем отправления «ХАРБИНЪ / ЖЕЛЕЗНОДОР. П.О. / 1»от 16 июня 1905 г. в Царское Село (7 июля). В левом верхнем углу — красный мастичный штемпель «Уполномоченный Елисаветинскаго отряда» Ø30 мм с крестом во внутренней окружности. Елисаветинская община находилась в ведении С.-Петербургского дамского комитета, состоящего под Высочайшим покровительством ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЁДОРОВНЫ. Председательницей комитета в течение войны была Великая Княгиня Елисавета Фёдоровна. Отряд Елисаветинской общины был направлен в Харбин, где и оставался большую часть кампании. Как писал в своей книге «На дальнем Востоке в 1905 году» лейб-хирург Е. Павлов: «Лазарет общины имел штатных 400 кроватей, но после Мукденского боя в нём вмещалось до 700 человек». Во главе отряда был поставлен в качестве уполномоченного отряда и старшего врача доктор Н.С. Безроднов, который, в виду отъезда в отпуск С.С. Боткина, был назначен исполняющим должность заведующего медицинской частью, а обязанности старшего врача были возложены на доктора Розова из С.-Петербурга. Отряд возвратился с театра войны в ноябре 1905 г., приняв за время пребывания на войне около 5 тысяч больных и раненых нижних чинов и более 300 офицеров [12].

Рис. 3.87

Рис. 3.88

На рис. 3.88 приведён безмарочный конверт, отправленный в июле 1905 г. по адресу «станция Годзядань Крестовоздвиженский лазарет Его Высокоблагородию доктору Николаю Николаевичу Г-ну Ван-Гаут». Станция Годзядань — соседняя со ст. Гунчжулин и отстоящая от неё на 28 км южнее.

Клапан конверта запечатан фиолетовым гербовым штемпелем «10й военно-санитарный РЯЗ.-УРАЛ. ЖЕЛ. ДОР. имени / Е. В. ГОСУД. ИМПЕР. АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ поездъ» Ø34,5 мм, второй его оттиск стоит слева от адреса. На обороте — календарный штемпель прибытия «ГЛАВНАЯ КВАРТИРА / ПОЛ. ПОЧ. КОН. / д» от 30 июля 1905 г.

Русско-японская война 1904-1905 в открытках и плакатах

Крестовоздвиженская община — старейшая и первая по времени возникновения община сестёр милосердия не только в России, но и в Европе, была основана ещё в Крымскую кампанию. В начале 1904 г. община командировала на театр военных действий отряды хорошо обученных сестёр, которые продолжили великое дело милосердия, начатое их предшественницами под Севастополем. Крестовоздвиженский лазарет был развёрнут в Мукдене. Впервые непосредственно с поля сражения персонал отряда принял раненых во время Ляоянского боя, куда он прибыл в двух сформированных им санитарных поездах. Старшим врачом отряда был назначен доктор медицины Р.В. Бутц, в подчинении которого был адресат описываемого письма — доктор Н.Н. Ван-Гаут и еще 5 врачей и 16 сестёр милосердия. С приближением российских войск к Мукдену, госпиталь, считавшийся специально хирургическим, приобрёл значение передового. Следует отметить, что при формировании лазарета ему было присвоено, с Высочайшего соизволения, имя Августейшей Попечительницы общины, и весь состав отряда был представлен Государыням Императрицам Марии Фёдоровне и Александре Фёдоровне при посещении Их Величествами Крестовоздвиженской общины. Община направила отряды сестёр милосердия для шести военно-санитарных поездов, снаряжённых в Маньчжурии, по пять сестёр на каждый поезд. В мае 1904 г. Крестовоздвиженская община проводила на войну сформированный ею санитарный поезд имени Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны [12]. С одного из таких санитарных поездов и было отправлено, видимо, одной из сестёр милосердия письмо доктору Н.Н. Ван-Гаут.

Рис. 3.89

На формуляре с точно таким же факсимильно выполненным адресом (рис. 3.89) стоит штемпель отправления «ХАРБИНЪ/ЖЕЛЕЗНОДОР. П. О. /1» от 17 октября 1905 г. и благодарственное однотипное письмо офицера на обороте, написанное карандашом: «Высочайший подарок от имени Ея Императорского величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны мною получен, а именно мешочек со всеми находящимися в нём принадлежностями. За что прошу принять от меня искреннюю благодарность. Ст. ун. оф. 288 р. Куликовского полка Федор Синичкин».

Русско-японская война 1904-1905 в открытках

При дальнейшем отступлении российской армии очищались и остальные станции. Здесь надо отметить, что агенты Китайской Восточной дороги и телеграфисты последними оставляли станции, распоряжаясь маневрами и поддерживая сношение с тылом до самых последних минут отступления.

По проходе последнего поезда отступавшими войсками производилось полное разрушение мостов. Далее, до Телина и Сыпингая, отступление производилось в значительно большем порядке: станции эвакуировались полностью, и производилось полное разрушение станционных зданий, путей и мостов, а часть железнодорожного имущества удалось увезти — главным образом стрелки.

Русско-японская война 1904-1905 в открытках

Все эти работы по разрушению дороги производились под общим руководством Дорожного Управления и непосредственно головным железнодорожным отрядом. После занятия Сыпингайских позиций, немедленно началось развитие станции в районе позиций. Было осуществлено развитие станции Гунжулин в качестве конечной, головными же, ближайшими к неприятелю станциями стали разъезд № 84 и ст. Сыпингай.

Рис. 3.90

Всеми этими работами не пришлось воспользоваться, так как 23 августа (с.с.) 1905 г. был заключён Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступила Японии Южный Сахалин и почти 3/4 южной линии КВЖД — участок от Порт-Артура до Куаньченцзы, переименованный в Южно-Маньчжурскую железную дорогу. В 1909 г. колея этой дороги была перешита японцами с российского стандарта ширины на международный. Управление ЮМЖД в Харбине с японским флагом представлено на рис. 3.90.

Рис. 3.91а

Рис. 3.91б

На рис. 3.91а приведена ПК, отправленная из Франции 13 сентября (н.с.) 1905 г. в 1-ю Манчжурскую армию, 1-й Восточно-Сибирский телеграфный батальон, Фельдфебелю 3-й роты И. А. Иосько со штемпелем прибытия «ГЛАВН. ЦЕНТР. ПОЛЕВ. П. КОНТ / г» от 6 октября (с.с.) и служебной надписью Гунжулинъ, уточняющей адрес получателя. Текст на иллюстрированной стороне (рис. 3.91б), связан с завершением войны: «31 августа 1905 г. Дорогой и уважаемый Иван Андреевич! Когда, думаете Вы, последует Ваше возвращение? Довольны ли Вы заключением мира? Наш искренний привет».

Рис. 3.92

Рис. 3.93

ПК с мастичным штемпелем «4-го Заамурского железнодорожного батальона / 21 РОТА» (рис. 3.92) была отправлена в местечко Красное Виленской губ. близ ж.-д. ст. Уша Либаво-Роменской ж.д. со служебной надписью «Из действующей армии» через ПВ № 266 — транзитный овальный штемпель «ПОРТЪ-АРТУРЪ*266*ХАРБИНЪ / а» от 24 сентября 1905 г. Через месяц транзитом через Вильну карточка была доставлена по адресу.

Армия и военные медики с формальным окончанием войны не сразу обретают ритм жизни, характерный для мирного времени. Более того, проигранная война способствовала росту недовольства в армии и обществе, вызреванию предреволюционной ситуации. На рис. 3.93 приводится открытое безмарочное письмо, отправленное 12 ноября 1905 г. из Читы в Тверь, с фиолетовым мастичным штемпелем «56 СИБИРСКАГО ВОЕННО-САНИТАРНАГО ПОЕЗДА» Ø35 мм, календарным штемпелем «ПОЧТОВЫЙ ВАГОНЪ № 242 (4)» маршрута «Чита — Иркутск» и очень интересным текстом: «…Вероятно, остаюсь в Иркутске, отсюда мы экстренно выехали. У нас всё благополучно. В Харбине, говорят, без нас были небольшие манифестации войск, но окончились, и теперь ждём, как бы не было второго. С нашими порядками не мудрено, что и армия забастует, а тут уж дело будет плохо. Из России с 17 окт. не имеем известий. Счастливые, Вы переживаете в России её обновление. Солдаты очень довольны реформой и верят – её обратно – немыслимо. Живём в Чите 10 дней. Здесь было избиение учащихся казаками. Происходят митинги рабочих, на народ нам по приказу являться не дозволено. Наблюдаем из вагона за освобождением – грустно. Наверное, скоро отправимся во Владивосток, а расформирования ждём к апрелю…».

Русско-японская война 1904-1905 в открытках

В. Левандовский. Почтово-телеграфные отправления Китайской Восточной железной дороги. Период Русско-японской войны. «Филателия». 2010. №2 (стр. 25-32), №9 (стр. 25-32)


Литература

  1. В. Вельдт «Военно-железнодорожное дело (История и администрация)», Ковель, типография Нихамкина и Чертова, 1912.
  2. Иллюстрированная летопись Русско-японской войны. Изд. редакции «Нового Журнала Иностранной Литературы (Ф.И. Булгакова)». СПБ, 1904.
  3. D. Tchilinghirian, W.S.E. Stephen «Stamps of the Russian Empire used abroad», V, «Manchuria, Chinese Eastern Railway». 1959.
  4. http//asiapacific.narod.ru/countries/chine
  5. Карта «Железные дороги России», издание Общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1904.
  6. Путеводитель по Великой сибирской железной дороге 1903 — 1904, под редакцией А.И. Дмитриева-Мамонтова, С.-Петербург, 1904.
  7. Н. Мандровский, А. Эпштейн «Полевая почта Русской армии на Дальнем Востоке в 1900 — 1906 гг.», Советский коллекционер, 1991.
  8. V. Kiyushkin and RE. Robinson «Russian Railway Postmarks», 1994 & Addenda and Corrigenda 2008.
  9. D. Tchilinghirian, W.S.E. Stephen «Stamps of the Russian Empire used abroad», IV, «Uryankhai, Mongolia China Proper the Lyaotung Leasehold». 1959.
  10. Почтово-телеграфный журнал, отдел официальный. 1901, № 12.
  11. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. Гл. ред. Н.С. Конарев, изд. «Большая российская энциклопедия», М. 1994.
  12. «Отчёт о деятельности Российского общества Красного Креста во время Русско-Японской войны», т. 1. Главное Управление Российского Общества Красного Креста. СПБ, 1911.
  13. Guido Cravery «Harmers Auktions “Liphschutz”», part II, «Russia used Abroad. Lugano».1993.
  14. Газета «Новое Время» № 10154 от 9 (22) июня 1904 г.
  15. Левандовский В.Г. «Железнодорожные облатки для служебной корреспонденции конца XIX — начала XX вв.», «Почтовые цельные вещи», альманах № 8, 2009.
  16. Поспелов Е.М. «Историко-топонимический словарь России. Досоветский период». Москва, Профиздат, 2000.
  17. Справочник для железнодорожных статистических отделов (списки станций российских железных дорог в алфавитном и географическом порядке их расположения, сведения о переименовании станций, об открытии новых линий и проч.), С.-Петербург, 1915.
  18. «История железнодорожного транспорта России», т. 1:1836 — 1917 гг., С.-Петербург, 1997.
  19. Casey «The China Shop-4». BJRP 96/97, 2007, pp.18-37.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.