Последние годы мы являемся свидетелями бурного всплеска исследований по истории почты России. Появились обстоятельные статьи и монографии по истории земской почты, почты Первой мировой войны, по почтовым выпускам различных политических сил и регионов после революции 1917 года. Публикуются интересные аналитические материалы по истории железнодорожной и пароходной почты, впервые была проанализирована деятельность вспомогательных почтовых отделений, изучены и введены в доступный оборот образцы многих редких почтовых штемпелей, цензурных штампов и других почтовых отметок. Интересные исследования проводятся и на почтовых материалах новейшего времени, например, по почтовым переоценкам периода 1990-х годов.

Действительно, трудно представить, что ещё три десятилетия назад по идеологическим и цензурным соображениям в печать почти не проходили материалы, касающиеся разносторонней информации о почтовой истории Гражданской войны, детальные исследования по истории почты царской России. Достаточно сказать, что знаменитый каталог Лобачевского, публиковавшийся в сборнике «Советский коллекционер», не имел полных иллюстраций «романовской» серии (только портреты Петра I и архитектурные сооружения), книга Н. Владинца «Советский Союз» из серии «Филателистическая география» не содержала информации о почтовых выпусках белого движения и выпусках на оккупированной советской территории периода Великой Отечественной войны. Изменения в социально-политической жизни страны, открытие многих архивных материалов, обмен информацией с зарубежными исследователями — всё это привело к своеобразному «ренессансу» в изучении истории российской почты.

Вместе с тем, хотелось бы отметить один из аспектов исследования почтовой истории, который пока не получил должного развития. Это изучение деятельности почт ряда зарубежных государств на современной территории Российской Федерации. Например, в моей коллекции почтовых материалов по истории почты России есть одно отправление, на первый взгляд, казалось бы, не имеющее прямого отношения к российской тематике — письмо с маркой общегерманского выпуска 1879 года, прошедшее почту из Тильзита в Кенигсберг (рис. 1). Но для меня важно то, что это письмо проделало путь по современной территории Российской Федерации из Советска (бывший Тильзит, именно тот город, где Александром I и Наполеоном был подписан известный Тильзитский мир) в Калининград (Кенигсберг).

Рис. 1

В 2008 году торжественно отмечалось 150-летие выхода в обращение первой российской марки. Однако интересно отметить, что к этому времени в нескольких российских регионах почтовые марки уже были в употреблении. Это Калининградская область, на территории которой с 1850 года были в обращении почтовые марки Королевства Пруссии, а также Ленинградская область и Республика Карелия, вернее их части, находившиеся в составе Выборгской губернии, где с 1856 года использовались почтовые марки, выпущенные Великим княжеством Финляндским.

Рис. 2а – 2в

Калининградская область, вошедшая после Великой Отечественной войны в состав Российской Федерации, имеет очень богатую почтовую историю. На её территории были в обращении марки и другие знаки почтовой оплаты Пруссии, Северогерманского почтового округа, Германской империи, марки периода Веймарской республики, Третьего рейха, применялись разнообразные почтовые гашения. В ранний прусский период, как позже было принято и в Российской империи, использовались номерные штемпеля (каждое почтовое отделение Пруссии имело свой номер, увеличивающийся в алфавитном порядке названий населённых пунктов). Так, например, Кенигсберг (Калининград) имел номер 742, Домнау (Домново) — 333, Тапиау (Гвардейск) — 1480 (рис. 2а — 2в). Позже стали применяться штемпеля с полным названием населённого пункта. С течением времени они претерпели различные изменения: использовались строчные штемпеля, штемпеля с одной окружностью, с двумя—в основном эти изменения отражали общие рекомендации, предписанные Всемирным почтовым союзом для стран, входящих в эту организацию. На рис. 3 приведены различные примеры почтовых гашений периода конца XIX — первой половины XX века бывших немецких городов, находящихся в настоящее время в Калининградской области: — Даркемен (Озёрск), — Фишхаузен (Приморск), — Раушен (Светлогорск), — Инстербург (Черняховск), — Велау (Знаменск), — Кенигсберг (Калининград).

Рис. 3а – 3б

Рис. 3в – 3г

Рис. 3д – 3е

Пруссия имела достаточно разветвлённую почтовую сеть — к началу Первой мировой войны на территории современной Калининградской области было свыше 350 почтовых отделений. Кёнигсберг и Гумбиннен (современный город Гусев) были центрами почтовых округов. В Кенигсберге работала также частная городская почтовая служба (такие почты действовали и во многих других городах Германии), использовавшая местные кёнигсбергские марки и почтовые карточки. Одна из марок — с изображением герба Кенигсберга, где, в свою очередь, соединились гербы трёх древних городов, из которых образовался Кенигсберг (Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф), — показана на рис. 4.

Рис. 4

Развитой была и железнодорожная почта. Например, в пределах современной Калининградской области действовали маршруты Кенигсберг — Тильзит, Кенигсберг — Варникен (Лесное), Кенигсберг — Пиллау (Балтийск). На рис. 5а — 5б приведены примеры штемпелей двух последних почтовых вагонов, а штемпель железнодорожного вокзала Кенигсберга показан на рис. 6. Всего же по территории области проходило более 10 маршрутов почтовых вагонов, связывавших между собой различные города Восточной Пруссии.

Рис. 5а – 5б

Рис. 6

Особого внимания заслуживает период Первой мировой войны. В 1914 году русские войска вели бои именно на территории Восточной Пруссии. Проследить почтовую историю этого времени можно по почтовым отправлениям российской и германской полевых почт. Так, в детальном труде А. Винокурова и А. Эпштейна по военно-полевой почте России в 1914 — 1918 гг. отмечается период работы в Гумбиннине и Инстербурге полевой почтовой конторы № 5. Ещё одним интересным свидетельством этого времени являются немецкие почтовые открытки, запечатлевшие места боёв, военные разрушения и даже парад российской армии в Инстербурге (рис. 7).

Рис. 7

В 1930-е годы для населённых пунктов Восточной Пруссии всё чаще стали использоваться специальные почтовые штемпеля. Несколько различных штемпелей использовались для Кенигсберга. На штемпеле курорта Раушен (современный Светлогорск) был изображён запоминающийся вид морского пляжа с характерными для этих мест волноломами и рекламный лозунг: «Посети прекрасный балтийский курорт» (рис. 8а). На специальном штемпеле Пиллау (Балтийска) появилось одно из примечательных сооружений города — маяк при входе в морской порт и текст: «Морской город. Ворота Восточной Пруссии» (рис. 8б). С установлением гитлеровского режима в Германии на почтовых отправлениях всё активнее проявляется нацистская тематика. Разгром немецко-фашистских войск и, в частности, крупной кёнигсбергской группировки в 1945 году положил конец существованию Восточной Пруссии, территория которой была разделена между СССР и Польшей.

Рис. 8а – 8б

На современной территории Российской Федерации функционировала также почта Финляндии. Хотя Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи, оно имело автономные права по многим вопросам внутренней политики, в том числе и самостоятельную почтовую службу. Выпуск собственных почтовых марок почта Финляндии осуществила на два года раньше, чем Почтовый департамент Российской империи. В связи с рассматриваемой нами темой особый интерес заслуживает почтовая история Выборгской губернии, входившей в состав Великого княжества Финляндского. Выборгская губерния располагалась на Карельском перешейке, её восточная граница проходила по территории современной Ленинградской области у Сестрорецка и Белоострова, она включала Зеленогорск, Комарово, Репино (сейчас уже Курортный район Санкт-Петербурга), Приозёрск, а также современную территорию юга Республики Карелия с городами Сортавала, Питкяранта, Лахденпохья, островом Валаам.

Рис. 9а, 9в, 9б

Применявшиеся на территории Великого княжества Финляндского почтовые штемпеля так же с течением времени меняли свою форму: были строчными, с одной и двумя окружностями (гашения Выборга на рис. 9а — 9в). Для крупных городов использовались шведские написания названий, а не финские (например, Wiborg, а не Wiipuri). С 1893 года в обязательном порядке стало вводиться русское написание населённых пунктов. Примеры подобных гашений приведены на рис. 10а — Выборг, 10б — Ялкала (Ильичеве»), 10в — Куоккала (Репино). Для Выборга, Сортавалы, Кексгольма (современный Приозёрск) и ещё нескольких населённых пунктов применялись трёхъязычные штемпеля с написанием названий на шведском, финском и русском языках (рис. 11а — 11б).

Рис. 10а, 10б, 10в

Рис. 11а, 11б

С 1889 года на территории Финляндии допускалась оплата почтовых отправлений марками Российской империи. Поэтому практически все марки царской России после этого года, а также российские карточки и конверты с напечатанными знаками почтовой оплаты встречаются с финскими гашениями. Особенно часты на них гашения приморских курортных мест, куда на лето переезжали дачники и отдыхающие из Санкт-Петербурга. На рис. 12а и 12б показаны российские марки, погашенные в Териоки (Зеленогорск) и Келломяки (Комарово).

Рис. 12а, 12б

Интересной темой почтовой истории этого региона является железнодорожная почта. По территории Выборгской губернии проходили маршруты более 20 почтовых вагонов: Выборг — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург — Териоки, Выборг — Сортавала, Выборг — Хельсинки и др. Они имели штемпеля как с буквенным обозначением маршрутов — на рис. 13 штемпель отделения почтового вагона Выборг — Пиетари (финское название Санкт-Петербурга) с обозначением времени маршрута («у», т. е. утро), так и с номерами вагонов — на рис. 14 штемпель вагона № 14, курсировавшего между Иоэнсу (станция в Куопиоской губернии) и Выборгом. Интересны штемпеля почтовых вагонов № 1 и № 2, которые проходили между Гельсингфорсом (Хельсинки) и Санкт-Петербургом, то есть также по территории Выборгской губернии. Они имели рисунок, отличный от других штемпелей финских и российских почтовых вагонов (рис. 15). Штемпеля железнодорожных станций имели соответствующие обозначения: на рис. 16а и 16б приведены гашения Выборга и Уусикиркко (современные Поляны).

Рис. 13 – 15

Для пароходной почты Финляндии использовались штемпеля с изображением кораблика. Один из таких штемпелей принадлежал Выборгу (рис. 17), при чётком оттиске штемпеля в передней части корабля можно прочесть еле заметно выгравированное слово «WIBORG».

Рис. 16а, 16б

Рис. 17

После обретения Финляндией независимости ещё некоторое время для гашения почтовых отправлений использовались старые штемпеля, но со спиленным русским текстом, а затем постепенно вводились новые штемпеля с финскими названиями (рис. 18а18б). Интересные гашения использовались для сельской местности. Небольшие сельские пункты обслуживали почтальоны, каждый из них имел свой номерной штемпель, которым он клеймил принятую простую почтовую корреспонденцию, эти штемпеля появились в 1890 году (на рис. 19 показан такой штемпель для населённого пункта Вяртсиля в Карелии).

Рис. 18а, 18б

Рис. 19 – 22

С 1894 года на территории губернии стала действовать ещё одна форма обслуживания малых сельских поселений — своеобразные «почтовые остановки», которые в определённое время в определённом месте принимали почту. Они использовали штемпеля в одну строку с названием поселения, но без указания даты, которые позже были названы «деревенскими штемпелями». Такая форма почтового обслуживания привилась, и однострочные штемпеля использовались до 1930-х годов. Существовали они и для населённых пунктов, расположенных в настоящее время на российской территории. На рис. 20 показан дореволюционный строчный штемпель поселения Кивиоя (современная Багратионовка в Ленинградской области); на рис. 21 — штемпель 1920-х годов для поселения Пуннус (Красноозёрное в Ленинградской области). Российско-финские отношения выстраивались непросто. Финская сторона предпринимала несколько попыток утвердиться в Карелии. В 1919 году на короткое время Финляндией был захвачен город Олонец с прилегающей территорией, для которой был произведён специальный почтовый выпуск: на финских марках (всего 8 номиналов) была сделана надпечатка «Aunus» (Олонец) — рис. 22. В 1920 году с Финляндией был подписан мирный договор, по его условиям финской стороне была передана часть территории бывшей Архангельской губернии (район Печенги и п-ов Рыбачий), что обеспечивало выход Финляндии к Баренцеву морю. Здесь также действовала почта Финляндии, гашения Петсамо (Печенги) и Колосйоки (современный город Никель) приведены на рис. 23 и 24.

Рис. 23 – 26

После Финской войны 1939 — 1940 гг. Советскому Союзу была передана большая часть территории Выборгской губернии, район Куолоярви на севере Карелии (гашение с дореволюционным написанием «Куолаярвии» можно увидеть на рис. 25), а также часть территории в районе Печенги. В 1941 году Финляндия вместе с фашистской Германией приняла участие в войне против СССР и опять заняла эти территории, финские войска захватили также остальную территорию Карелии, включая Петрозаводск, который был переименован финнами в Яанислинна («Онежская крепость»).

Рис. 27

Для оккупированной территории были осуществлены специальные почтовые выпуски. Так, в 1941 — 1942 гг. на финских марках (четыре серии, всего 27 марок) были сделаны надпечатки «ITA — KARJALA» – Восточная Карелия (рис. 26), в 1943 году была выпущена ещё одна марка с оригинальным рисунком (рис. 27). Существуют конверты, франкированные марками для Восточной Карелии и погашенные новыми финскими штемпелями на почтамтах Петрозаводска и Олонца, однако они имеют явный филателистический характер. Переписка этих регионов с Финляндией осуществлялась, главным образом, через полевую почту (kenttaposti), причём в Финляндии даже были выпущены карточки полевой почты с иллюстрациями на «российско-карельскую» тему (рис. 28).

Рис. 28

В 1944 году Финляндия подписала мирный договор с Советским Союзом, по которому были восстановлены границы 1940 года, СССР также вернул себе район Печенги. Бывшая территория Выборгской губернии в настоящее время входит в состав Ленинградской области и Республики Карелия, район Печенги вошёл в Мурманскую область, а район Куолоярви сейчас поделён между Республикой Карелия и Мурманской областью. Всего на этих российских территориях действовало 662 финских почтовых отделения и около 600 номерных маршрутов сельских почтальонов.

На западных границах России известны ещё два региона, в которых функционировали зарубежные почты, они расположены на границе с Эстонией и Латвией.

Рис. 29

Так, по подписанному в 1920 году мирному договору РСФСР с Эстонией к ней отходила небольшая территория в Занаровье (в том числе Ивангород) и территория Печорского края (с Печорами и Изборском). В Занаровье функционировало несколько почтовых отделений в небольших сёлах. Были выпущены бланки почтовых карточек с видом Ивангорода (рис. 29), хотя почтового отделения здесь не было, и Ивангород обслуживала почта Нарвы, с которой он составлял фактически единый населённый пункт.

Рис. 30, 31

В Печорском крае (Петсеримаа) эстонские почтовые отделения работали в Печорах, Изборске, на железнодорожной станции Изборск (в нескольких километрах от собственно Изборска), в Паниковичах и ещё нескольких небольших населённых пунктах. Штемпеля Петсери (Печоры), Ирбоска (Изборск) и железнодорожной станции Изборск приведены на рис. 30 — 32. Действовали почтовые вагоны Изборск — Валк и Печоры — Тарту. В период фашистской оккупации Печорский район административно находился в составе рейхскомиссариата Остланд, здесь были в обращении марки Третьего рейха и выпуски с надпечаткой «Ostland». Для Печор использовался штемпель с названием города в немецком написании (рис. 33).

Рис. 32, 33

По Рижскому мирному договору 1920 года между РСФСР и Латвией к Латвии отошла часть Островского уезда Псковской губернии с городом Пыталово. В независимой Латвии этот город сначала был переименован в Яунлатгале, а затем в Абрене (латышские штемпеля показаны на рис. 34а — 34б).

Рис. 34а, 34б

В 1944 году эти территории были освобождены советскими войсками. В настоящее время Ивангород и Занаровье входят в состав Ленинградской области, а Печорский район и район Пыталово находятся в границах Псковской области.

Ещё два российских региона с деятельностью зарубежных почт расположены в азиатской части России. Первый из них — это территория Республики Тыва. Образованная в 1921 г. Народная Республика Танну-Тува (затем Тувинская Народная Республика) имела собственную почтовую службу и выпускала собственные знаки почтовой оплаты. В 1944 году она вошла в состав СССР. Почтовая история Тувы хорошо изучена отечественными исследователями, тем более что Советский Союз сыграл в своё время основную роль в налаживании местной почтовой службы, почти все тувинские марки были изданы в СССР, а советские художники активно участвовали в подготовке рисунков этих марок. Известны данные о 10 почтовых отделениях в Тувинской Народной Республике (Кызыл, Туран, Шаганар, Чадан, Кызыл-Мажалык, Ак-Довурак, Тоора-Хем, Балгазын, Сарыг-Сеп, Харал). Следует обратить внимание на то, что большинство гашёных тувинских марок имеют филателистические гашения, они зачастую наносились вместе с изготовлением миниатюр. Обращает на себя внимание один из штемпелей Турана, который был изготовлен с ошибкой «ТURAИ» – вместо «TURAN», то есть мастер по привычке выгравировал на штемпеле русскую, а не латинскую букву. Ошибки встречаются и на рисунках тувинских марок. Так, на марке номиналом 30 копеек из серии 1936 года, посвященной 15-летию Тувинской Народной Республики, изображён верблюд, соперничающий в беге с паровозом, тогда как железных дорог в Туве нет до настоящего времени. Вряд ли залетали в Туву и изображённые на марках авиапочтовой серии 1936 года дирижабли. Гашёные марки с реальными тувинскими гашениями (рис. 35) и особенно письма достаточно редки.

Рис. 35

На территории Российской Федерации также действовала почта Японии. В период Гражданской войны японские воинские подразделения находились в крупных сибирских городах — от тихоокеанского побережья до озера Байкал, их обслуживали подразделения полевой почты. Стационарные отделения японской почты до 1945 года работали на Южном Сахалине и Курильских островах. Эта часть почтовой истории остаётся фактически «терра ин-когнита» для отечественных коллекционеров в связи с малой доступностью данного филателистического материала и языковым барьером. Не много работ по этой теме и в среде исследователей японской филателии.

Рис. 36а, 36б

Приводятся сведения о существовании более 150 японских почтовых отделений на юге Сахалина (японская администрация появилась здесь после 1905 года, когда в результате русско-японской войны эта часть острова по мирному договору отошла к Японии) и более 30 отделений на Курильских островах. Известны почтовые штемпеля не всех, а только небольшой части этих почтовых отделений. Все они использовали японские иероглифы в написании названий населённых пунктов. На рис. 36а и 36б приведены два штемпеля южно-сахалинского города Корсаков; на первом по-японски (в нижней части штемпеля слева направо) дано написание русского названия «ко-ру-са-ко-фу»; на втором помещено уже японское название этого населённого пункта — Отомари. Для международных почтовых отправлений в почтамтах крупных японских городов существовали штемпеля с латинским шрифтом. По-видимому, такой штемпель должен был существовать и для Тойохары (современный Южно-Сахалинск), однако он до настоящего времени не обнаружен. Его реконструкция приведена на рис. 37.

Рис. 37, 38

Японская почта активно применяла специальные штемпеля, которыми отмечались различные юбилейные даты, события в жизни страны. Известно более 50 подобных штемпелей, изготовленных для Южного Сахалина и Курильских островов. Интересно, что на нескольких из них изображена карта южной части Сахалина (рис. 38).

Деятельность почт зарубежных государств на современной территории Российской Федерации ещё требует детального изучения. Эту область филателистических исследований нельзя в полной мере назвать историей отечественной почты, но это, несомненно, важная часть почтовой истории России. Конечно, многие документы и материалы по этой теме находятся в зарубежных архивах и коллекциях, но и российские исследователи могут сыграть важную роль. В связи с этим можно вспомнить выдающегося коллекционера и исследователя Ю.П. Турчинского, работы которого по изучению польской и австрийской почт на западных землях Украины и Белоруссии получили достойное признание зарубежных специалистов. Важно, чтобы эта часть почтовой истории России не оставалась «белым пятном».

П. Шульгин. Почтовая история России: недостаточно исследованные вопросы. «Филателия». 2010. №8 (стр. 25-32)


Рекомендуемая литература

  1. Блехман С. «История почты и знаки почтовой оплаты Тувы», М., 1976.
  2. Винокуров А., Эпштейн А. «Военно-полевая почта России в 1914 — 1918 гг.», М., 2006.
  3. Устиновский В.Н. «Тува. Знаки почтовой оплаты», М., 2000.
  4. Brandtner G., Vogelsang E. «Die Post in OstpreuBen: ihre Geschichte von den Anfangen» bis ins 20. Jahrhundert. — Liineburg, 2000.
  5. Fisher G.A. Japanese «Post Offices and Postmarks of Karafuto and Chishima Including Shikotan and the Habomais». — Japanese Philately, vol. 34, no. 1, 1979.
  6. Heikio E. Luovutetun «Karjalan, Petsamon ja Sallan Posthistoriaa», Lahti, 1980.
  7. Ojaste E. «Eesti. Estonia Philately and Postal History Handbook». Catalogue. Goteborg, 1986.
  8. Mikkola A., Kononen L. «Luovutetun Karjalan, Petsamon ja Sallan postitoimipaikoissa kaytetyt leimat», 2007.
  9. «Post Offices in Finland 1638 – 1985». USA, Snow Camp, 1989.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.