В начале 30-х годов началось освоение огромных пространств Верхней Колымы, где в 1928 году геологами были открыты месторождения золота. Уже вскоре сюда начали свозить партии заключенных, которым предстояло «обживать» Дальний Север. Это были, как теперь нам стало известно, главным образом, невинные жертвы сталинского произвола: старые большевики, партийные и государственные деятели, ученые, крестьяне. О деятельности «Дальстроя» — так называлось это государственное учреждение, состоящее из колымских лагерей, отгороженных от большой земли сторожевыми вышками и колючей проволокой, — до сих пор известно мало.

Власть «Дальстроя», с самого начала попавшего в ведение всесильного НКВД, распространялась на территорию 2,8 млн. квадратных километров, сравнимую с площадью всей Западной Европы. Первым начальником «Дальстроя» был известный чекист Э. П. Берзин, которого вскоре самого репрессировали.

До начала 30-х годов на этой далекой окраине России действовали в основном старые тракты от Якутска до Охотска и через Маю до Аяна. В короткий период навигации грузы и почту доставляли морским путем из Владивостока.

В 1930 году Постановлением ВЦИК РСФСР создается Охотско-Эвенский национальный округ, который объединил Колымский и Охотский районы. Придавая чрезвычайно большое значение подъему этого мало обжитого края и «считая необходимым освоить Колыму в кратчайший срок, правительство своим Постановлением в ноябре 1931 года временно выделило из состава Охотско-Эвенского округа Колымский район в особую территорию с особым порядком управления. Вся эта территория была подчинена уполномоченному крайисполкома и крайкома ВКП(б), который одновременно являлся и директором Государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы»1. Спустя почти семь лет, в марте 1938 года, этот трест «был преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера»2.

Началом почтовой службы «Дальстроя» следует считать 23 июля 1933 года, когда приказом № 32 было организовано специальное Управление, «в котором сосредотачивались все виды связи (как по строительству, так и по эксплуатации) с выделением строительства радиоузла из управления лагерями»3. Фактически же передача почтовой сети Наркомата связи в ведение «Дальстроя» происходит в районе Верхней Колымы годом позже. «Приказом № 229 директора по гостресту «Дальстрой» от 1 июня 1934 г. Управление связи приняло находящиеся на территории деятельности «Дальстроя» предприятия Наркомата связи по их состоянию на 1 июля 1934 г.»4. Развитие всех видов связи «Дальстроя» производилось из его бюджета, то есть строилось на хозрасчете.

На «Дальстрой» возлагалась задача ускоренными темпами «параллельно с дальнейшим изучением и разработкой недр широким фронтом начать строительство дорог, морских, воздушных портов и населенных пунктов»5.

В первые годы деятельности «Дальстроя» здесь фактически не существовало дорог. Зимники только начинали осваиваться. Особенно трудной была транспортировка грузов и почты летом, когда оттаивала земля, скованная вечной мерзлотой, и низменные места превращались в болота. Почту доставляли только вьючным способом, используя для этой цели гужевой транспорт: лошадей навьючивали так называемыми «баулами», кожаными мешками, в которых корреспонденция не намокала даже, если лошадь глубоко проваливалась в грязь.

В августе 1934 года началось строительство знаменитой Колымской автомагистрали, соединившей все населенные пункты «золотого материка». Осваивался и морской путь — из Владивостока, который пока служил единственным связующим звеном Верхней Колымы с Большой землей. Тогда же ледокол «Литке» привел сюда караван судов Дальневосточного пароходства, на которых были доставлены не только грузы для «Дальстроя», но и почта. Это была Особая северо-восточная полярная экспедиция.

Огромную роль в создании регулярных коммуникаций «золотой» Колымы сыграла авиация «Дальстроя». Именно в воздухе прокладывались первые регулярные трассы, по которым шла доставка грузов и почты. 27 февраля 1934 года был осуществлен первый пробный рейс по маршруту Магадан — Балаганное, где находились совхозы и рыбные промыслы. Но регулярным становится сообщение на этой линии только с 1 марта 1935 года. Открывается и авиасообщение между Магаданом и Хабаровском. Известна история первого такого рейса. 28 марта летчик Д. Н. Тарасов на самолете «Р-5» совершил перелет из бухты Нагаево в Хабаровск и обратно, который длился тринадцать дней, хотя и занял всего четырнадцать часов летного времени. По тем временам это считалось большим достижением. По пути самолет приземлялся в Аяне и Охотске: перелет между этими двумя пунктами продолжался всего 2 часа 40 минут, а на собаках зимой на это уходило 42 дня. На борту самолета находилась и корреспонденция. Вот что сообщает об этом летчик: «Принимаем груз. Сколько писем! Вероятно, каждый пишет, что впервые из Магадана это письмо летит самолетом». Почта пошла и обратным рейсом. Д. Н. Тарасов рассказывал: «Над Шантарскими островами спускались до земли, сбрасывали почту»6. Уже в 1935 году грузоперевозки авиации «Дальстроя» составили 15 080 тонно-километров. Немалое место в их перечне принадлежало служебной корреспонденции, газетам, литературе. В 1938 году общая протяженность авиалиний «Дальстроя» составила 6 383 км. Летом 1940 года перед авиаторами «Дальстроя» была поставлена новая задача «доставить в Омсукчан, Зырянку, Пеструю Дресву, Неру и на озеро Дарпир для геологов обмундирование, различные материалы, продукты и обеспечить бесперебойную доставку газет и корреспонденции в Южное, Западное, Северное и другие управления»7. Вскоре регулярные рейсы осуществлялись по уже освоенным воздушным трассам Магадан — Зырянка, Магадан — Усть-Нера, Магадан — Берелех, Магадан — Наяхан и др.

Авиация «Дальстроя» внесла свой вклад и в дело разгрома гитлеровской Германии. Именно благодаря «Дальстрою» была создана Особая воздушная трасса из Америки через Аляску и Чукотку по линии Фербенкс — Москва для срочной переброски на советско-германский фронт авиационной техники из США. Чукотский участок этой трассы оказался самым трудным. В кратчайшие сроки были подготовлены временные аэродромы в населенных пунктах Уэлькаль и Марково, где самолеты дозаправлялись горючим. Был построен аэродром и в Анадыре. Ежегодно по этому авиамосту поступало до 2000 самолетов, их перегоном руководил полярный летчик И. П. Мазурук.

Безусловно, открытие отделений связи «Дальстроя» находилось в зависимости от развития авиации, так как почта доставлялась главным образом по воздуху, ибо наземная Колымская трасса от Магадана до Усть-Неры (а это — 1042 км) вступила в строй только в 1952 году.

В 1938 году в системе «Дальстроя» функционируют предприятия связи: Магадан (центр Охотско-Колымского РИКа ДВК), Атка, Балаганное, Котел, Мякит, Хатыннах, Утиная, Эльген, Ягодное, Ямск. Услугами почты «Дальстроя» пользовались в основном работники военизированной охраны (ВОХР) и НКВД, а также вольнонаемные, главным образом, геологи, авиаторы и другие специалисты.

Прибегали к ее помощи и заключенные, но не всем предоставлялась такая возможность — наиболее ущемленными оказывались политические. Запрет на естественное право человека поддерживать связь с внешним миром породил особый вид лагерной корреспонденции — почту с оказией. Нередко ее передавали добровольные «почтальоны»: те немногие, кому посчастливилось уйти на свободу, а также вольнонаемные и даже охранники, что было связано для них с большим риском, так как по инструкции этого делать не разрешалось. Письма из лагерей хранить было опасно. Переписка с «врагами народа» считалась предосудительной. Вот почему писем, прошедших по дальстроевским каналам, сохранилось мало.

Возникновение приисков влекло за собой открытие новых отделений связи, иногда действовавших даже на небольших горнодобывающих золотоносных участках и рудниках. Наибольшее число таких мелких почтовых предприятий располагалось на территории Западного горнопромышленного управления (с центром в Сусумане). В небольшие отделения, носившие временный характер, управление связи «Дальстроя» почту не доставляло. Эту работу брал на себя прииск.

Существовал и маршрут собачьей почты — от Ямска и Тахтоямска до Магадана, Расстояние в 220 километров преодолевалось за пять суток. Разрешалось брать груз не более 250 кг на одну нарту. Каюрами работали местные жители, хорошо знавшие дорогу. Это и были внештатные почтовые работники. Удалось установить и фамилии некоторых из них. Вот они — И. Санников, В. Грабовский, И. Харич.

В 1937 — 1939 годах в результате новой, беспрецедентной по масштабам кампании террора сотни тысяч невинно осужденных по этапу перемещаются на восток. Для многих из них это было тяжкое восхождение на колымскую Голгофу, где требовалось заменить тех, кто до конца испил чашу страданий и ушел из жизни. Нужна была свежая рабочая сила, так как сфера действия «Дальстроя» расширялась. В нее вовлекались районы, расположенные на значительном удалении от Верхней Колымы, в том числе и за Полярным кругом. Осваивались главным образом пункты, имевшие значение с промышленной точки зрения. В 1943 году «Дальстрой» начинает добычу редких металлов в Верхоянском районе Якутской АССР и на территории теперешнего Иультинского района Чукотского автономного округа. Заметим, в те годы Магаданская область не существовала и вся Чукотка входила в состав Камчатской области ДВК. Отделения связи населенных пунктов, находившихся в промышленной зоне Верхоянского района, оказалась в подчинении дальстроевской конторы в пункте Нера. Не следует путать с Усть-Нерой — центром Оймяконского района, не имевшим никакого отношения к «Дальстрою». На территории «Чукотстроя» связь устанавливается следующим образом. В 1947 году почта открывается в Эгвекиноте. В Иультине и Амгуэме действуют лишь радиостанции, которые связывают райцентр с основными строительными площадками «Чукотстроя». Почтовые отделения здесь начинают функционировать несколько позже: 1950 г. — в пункте Иультин, 1953 г. — в Амгуэме, 1954 г. — в Конергино и Заливе Креста.

Сколько же существовало дальстроевских отделений связи, находившихся в Верхоянском районе ЯАССР? По одним данным, управлению связи «Дальстроя» здесь подчинялись почтовые точки Батыгая, Бургавли, Депутатский и Эге-Хая. По другим — и отделение связи в поселке Орленок. Однако официальные документы не подтверждают эту информацию, поэтому вопрос о пятом отделении связи остается открытым. Заслуживает особого внимания способ доставки почты в эти заполярные отделения связи, расположенные на значительном удалении от Магадана — на территории соседней Якутии, то есть за пределами Дальнего Востока. Ее транспортировали гидросамолетами из бухты Нагаева и на всем пути следования (а это было расстояние, равнявшееся без малого 1200 км по прямой) делали только одну промежуточную остановку для дозаправки горючим на озере Джека Лондона. На бухту Нагаева корреспонденция «Дальстроя» следовала по Транссибирской магистрали до тихоокеанского порта Находка в почтовом вагоне № 259, затем (в летний период) морем. Этим же маршрутом доставлялись по этапу и заключенные в колымские лагеря. Корреспонденция также могла обмениваться в Хабаровске через почтовые вагоны № 262, 263 и 266 и далее по воздуху шла на Магадан до пункта назначения.

Значительное увеличение зоны деятельности «Дальстроя», возросшее количество населенных пунктов и обслуживающих их отделений связи приводят к тому, что возникает острая необходимость ввести в самой почтовой системе «Дальстроя» принцип районирования. Разбивка на районы способствовала упорядочению всей почтовой структуры «Дальстроя», которая по состоянию на четвертый квартал 1936 года имела шесть районов (Приморский, Первый Дорожный, Второй Дорожный, Правобережный, Первый Левобережный, Второй Левобережный), а в 50-х годах состояла уже из девяти районов особой связи (РОС). По сведениям, собранным нами из разных источников, почтовая система «Дальстроя» с центром в Магадане выглядела на начало 1954 года следующим образом:

1 РОС — Армань, Балаганное, Веселая, Дукча, Марчекан, Мелководная, Нагаево, Ола, Палатка 72 километр, Талая, Тангара, Уптар, Ямск;

2 РОС — Адыгалах, Арэк, Атка, Величай, Берелех, Большевик, 25 лет Октября, Дебин, Днепровский, имени Фрунзе, имени Расковой, Кадыкчан, Мякит, Мяунджа, Наяхан, Нексикан, Одинокий, Октябрьский, Сусуман, Теплый Ключ, Транспортный, Ударник, Чолбанья;

3 РОС — Верхний Сусуман, Галимый, Лазо, Мылга, Нижний Сеймчан, Оротукан, Пятилетка, Сеймчан, Фабричный, Усть-Среднекан, Усть-Таежное, Эльгенуголь, Яблоневый;

4 РОС — Бурхала, Верхний Атурях, Джелгала, имени Калинина, имени Максима Горького, Спорный, Стан-Утиная, Штурмовой, Усть-Таскан, Ягодное, Эльген-совхоз;

5 РОС — Зырянка;

6 РОС — Валькумей, Певек, Красноармейский;

7 РОС — Бутугычаг, Дусканья, Гвардеец, имени Белова, имени Буденного, Кулу, Кюэль-Сиен, Омсукчан, Омчак, Усть-Омчуг, Хениканджа;

8 РОС — Аляскитовый, Артык, Бурустах, Кинер-Сала, Маршальский, Нера, Ольчан, Панфиловский, Победа, Разведчик, Центральный, Хатыннах;

9 РОС — Амгуэма, Залив Креста, Иультин, Конергино, Эгвекинот.

Если в этот список включить еще пять отделений связи, которые находились в промышленной зоне Верхоянского района Якутской АССР и подчинялись 8 РОС «Дальстроя», но непосредственно не входили в его почтовую, структуру, то общее количество предприятий связи «Дальстроя» к концу его деятельности составит круглую цифру — 100. При этом следует иметь в виду, что некоторые отделения связи не попали в приведенный список по той причине, что они были кратковременными и существовали в промежутках между указанными временными срезами (1938 и 1954 гг.). К ним относятся Игонжа, Стрелка, Каньон, 3-я Фабрика, Тирехтях, Индигирский, Надежда, Светлый, Хета.

К сожалению, нам не известно, как выглядели первые штемпеля отделений связи «Дальстроя». Более поздний почтовый материал, который удалось собрать и исследовать, позволяет сделать вывод, что в почтовой системе «Дальстроя» использовались штемпеля двух типов. На одном указывалось название населенного пункта, за которым следовало слово «Дальстрой». На другом, кроме этих двух атрибутов, указывалась и принадлежность к административно-территориальному делению. Нередко слово «Дальстрой» приводилось в виде аббревиатуры — «ДС». Поскольку в особых условиях «Дальстроя» нередко не хватало знаков почтовой оплаты, письма могли не франкироваться марками. В таком случае отправитель должен был заплатить за пересылку, на что указывал штемпель о взыскании почтового (дальстроевского) сбора, который ставился на конверт.

В 1953 году указом Президиума Верховного Совета СССР из состава Хабаровского края было выделено новое административно-территориальное деление — Магаданская область с полной структурой советских, партийный, хозяйственных, почтовых ведомств и служб. В 1953—1955 годах состоялась передача всех почтовых предприятий «Дальстроя» МВД СССР в ведение Министерства связи СССР.

Так закончилась эра «Дальстроя». За время его деятельности были обжиты и освоены огромные территории на северо-востоке нашей страны. Но, к сожалению, Колыма оказалась золотой не столько потому, что стала главным валютным цехом страны. Здесь бездумно были растрачены золотые кадры нашего государства. И сейчас, когда по всей стране проходит кампания по сбору средств на сооружение мемориалов жертвам сталинизма, совесть требует, чтобы такой памятник был воздвигнут и на Колыме.

В. Бойко. Почта «Золотой» Колымы. «Филателия СССР». №9 (стр. 14-15) и №10 (стр. 24-25)


  1. Э. Куртаена, Из истории города Магадана. — Блокнот агитатора, № 12, Магадан, 1969.
  2. Е. В. Алтунин, Крылья Севера, Магадан, 1976, с. 30.
  3. Н. Г. Петренко, Историческая справка по Магаданскому производственно-техническому управлению связи, Магадан, 1978, с. 1.
  4. Там же.
  5. Е.В. Алтунин, Крылья Севера, Магадан, 1976, с. 30.
  6. Там же, с. 36.
  7. Там же, с. 97.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.