В течение последних двух лет в журнале «Филателия» опубликовано несколько моих статей по истории батумской почты в период британской оккупации. Сегодня мне хотелось бы взглянуть на историю почты Батума в более широком аспекте. Конечно, именно период британской оккупации придал батумской почте ту особую составляющую, которая сделала Батум популярным среди филателистов. Несмотря на то, что этот период продолжался всего полтора года, именно тогда были выпущены собственные марки Батума, и в результате этих событий Батумская филателия вошла в состав британских колоний — весьма популярного и собираемого раздела мировой филателии. Но были в истории почты Батума и иные очень интересные периоды.

История Батума такова, что он нередко оказывался в составе крупных империй, но располагался всё время где-то на их периферии. Ещё в XIV веке до нашей эры полумифический египетский фараон Сезострис Великий, которому приписывают многочисленные подвиги и завоевания, совершил военный поход на Эвксин, то есть Чёрное море, завершившийся на территории, получившей впоследствии название Лазики и Аджарии. Существует легенда, согласно которой часть фараонова войска, утомлённая длинным переходом, именно там, во влажном субтропическом климате, увидела нечто, напоминающее природу долины Нила, и осталась жить в этих местах. Египтяне породнились с туземцами, в результате чего и произошли нынешние лазы. Известно, что именно в древнем Египте впервые появилось примитивное почтовое сообщение. Ясно, что Сезострис во время похода должен был поддерживать какую-то связь с метрополией. Таким образом, историю почты Батума можно было бы начать с тех отдалённых времен.

Общепринято, что название «Батум» происходит от греческого «Батис лимен» — «глубокая бухта». Не будучи слишком большой, уступая по своим размерам Севастопольской и Синопской бухтам на Чёрном море, она глубоко врезается в берег и защищена от открытого моря мысом Бурунтабие. Поэтому даже при сильном шторме в открытом море вода в Батумской бухте всегда спокойна. В то же время она имеет большую глубину непосредственно у берега, в результате чего корабли могут подходить вплотную к причалу. Первое историческое описание Колхиды дал в V веке древнегреческий историк Геродот, который, возможно, происходил из этих мест. Для греков Колхида была далёким и волшебным краем. Романтический миф об аргонавтах отражает в какой-то степени это отношение. Вблизи места впадения в Чёрное море реки Чорох (древний Акампсис), в районе нынешнего Батума, или Макриала, дочь царя Медея, похитившая вместе со своим возлюбленным Язоном золотое руно и бежавшая от преследования отца, совершила страшное деяние. Она убила сопровождавшего её брата Апсирта и разрубила его тело на куски, бросив их в воду. Царь Эит (Аэт) вынужден был остановиться, чтобы собрать останки, здесь же они были захоронены, и на этом месте впоследствии основан город Apsirus. Таким образом, битва аргонавтов с колхами происходила в районе нынешнего Батума.

В начале VI века до нашей эры Кир обращает Колхиду в персидскую колонию, а в середине I века понтийский царь Митридат IV Евпатор воюет против римлян и покоряет Лазику и Колхиду. До VII века н.э. на этой территории идут беспрерывные войны за обладание Колхидой. В начале XIII века грузинская царица Тамара создает Трапезундскую империю, которой правит её племянник Алексей Комнен. Батум (тогдашняя Бата или Вата) располагается опять же на самой окраине Трапезундского царства. Осуществлялось ли в те времена какое-либо почтовое сообщение? Естественно, военные действия требовали посылки гонцов с известиями, возможно, письменными, и можно считать, что в каком-то виде в те древние времена почта существовала.

В средние века венецианские купцы вели торговлю в Лазике. Об этом свидетельствует, например, название одной из деревень, расположенных и ныне в горах близ Батума, — Дандало. Считается, что это название связано с фамилией венецианских дожей Дандоло.

В конце XVI века Турция овладевает Батумом и частью Гурии, город оказывается в составе Османской империи, но с самого начала XIX века Россия неуклонно продвигается на юг, покоряя грузинские территории и освобождая их от турок. В русско-турецких войнах 1828 — 1829 гг. и 1854 — 1855 гг. Россия была очень близка к тому, чтобы присоединить Батум, однако этого не произошло. Согласно адрианопольскому трактату, а затем парижскому миру граница России вплотную прилегала к Батумской области, остававшейся под юрисдикцией Турции.

Рис. 1

Именно в это время в Батуме впервые возникла почта в современном её понимании, причём это была российская почта. Созданное в 1856 году Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) основало свои конторы в ряде черноморских и средиземноморских городов, принадлежавших Османской империи, а при них — почтовые конторы, и эта так называемая «Восточная почта», или «почта русского Леванта», сразу начала функционировать. Пароходы РОПиТ, которых вначале было всего пять, занимались доставкой корреспонденции. Под бушпритами судов располагалась эмблема общества — золочёный орёл, который хорошо виден на редкой почтовой карточке начала XX века (тогда количество пароходов достигло 75 — рис. 1). Почтовым конторам русского Леванта были присвоены соответствующие номера, Батум получил номер «777», который был обозначен на точечном штемпеле Батумской почтовой конторы РОПиТ в центре усечённого треугольника, составленного из 49 точек. Все точечные штемпеля русского Леванта довольно редки, но Батумский, пожалуй, наиболее редкий. Лично мне ни разу не приходилось его видеть. В руководстве С.Д. Чилингаряна и У. Стефена прямо указано, что не известно ни одного экземпляра этого штемпеля, который авторы обозначили как «Тип 1». Тем не менее один известный филателист, безусловно заслуживающий доверия, рассказал мне, что однажды он видел этот штемпель на конверте. Существуют фальшивые точечные штемпеля Бату-ма. В качестве иллюстрации я приведу здесь аналогичный штемпель Трапезундской почтовой конторы РОПиТ, которая имела номер «778» (рис. 2). Такой вид штемпеля Чилингарян обозначает латинской буквой «V». Штемпеля Батумской почтовой конторы РОПиТ могут быть найдены на русских марках выпуска 1858 г., специальных марках РОПиТ 1865, 1866 и 1867 гг. выпуска, а также на марках русского Леванта («Восточная корреспонденция») 1866, 1868 и 1872 гг. выпуска. Трапезундский точечный штемпель стоит на марке РОПиТ.

Рис. 2

Чилингарян и Стефен, а вслед за ними Барефут и Холл описывают ещё два типа почтовых штемпелей РОПиТ. «Тип 2» по классификации Чилингаряна представляет собой круглый штемпель диаметром 30 мм, образованный одной окружностью с надписью наверху «БАТУМСК.», внизу — «АГЕНТСТВО» и в центре — датой в три строчки. По обе стороны от даты — звёздочки. Письмо в моей коллекции отправлено 13 января 1871 г. из Батума в Трапе-зунд компанией братьев Мгеде-ловых. Оно франкировано парой марок русского Леванта достоинством 3 коп., 1868 г. выпуска, зеленовато-голубого цвета. Оттиск штемпеля чёрного цвета стоит как на марках, так и на свободном поле конверта, что позволяет его внимательно изучить. Такой вид штемпеля РОПиТ Чилингарян обозначает как «Z». Рядом — овальный синий штемпель компании Бр. Мгеделовых в Батуме с надписями на грузинском и французском языках (рис. За, б). К сожалению, приходный штемпель отсутствует.

Рис. 3а

Рис. 3б

«Тип 3» (по классификации Чилингаряна) в моей коллекции происходит из собрания Кронина. Оттиск синего цвета, диаметром 29 мм, стоит на лицевой стороне конверта, направленного в Константинополь, с надписями на греческом языке. Так же как и в предыдущем случае, штемпелем погашена пара 3-копеечных марок Леванта. На обороте письма оттиск более отчётливый. Он представлен одной окружностью, вверху очень крупными жирными буквами написано «БАТУМЪ», причём надпись занимает почти половину окружности. В центре также жирным крупным шрифтом в три строчки дата — 14 марта 1870 г. Рядом — приходный штемпель Константинополя этого же типа с датой 18 марта 1870 г. (рис. 4а, б, в). Штемпеля РОПиТ такого вида обозначены Чилингаряном как «АА».

Рис. 4а

Рис. 4б

Рис. 4в

Позже в дополнение к своей книге Чилингарян и Стефен приводят ещё два типа батумских штемпелей РОПиТ. Идентифицировать один из них стало возможным благодаря помощи М. Липшютца, в коллекции которого данный экземпляр ранее находился. Он приобретён мною на аукционе «Cherrystone» в 2009 г. и теперь находится в моей коллекции. По классификации Чилингаряна и Стефена, это — «Тип 4». Штемпеля РОПиТ такого вида обозначаются Чилингаря-ном как «X». Штемпель круглый, диаметром 27 мм, с одной окружностью, оттиснут синим цветом. На лицевой стороне конверта им погашена опять же пара 3-копеечных марок Леванта. Письмо направлено в Константинополь, адрес написан по-турецки арабским шрифтом и по-английски. На обороте чёткий оттиск: вверху крупно — «БАТУМЪ», но буквы менее жирные, чем на штемпеле Типа 3 и занимают лишь одну треть окружности, внизу — стилизованная виньетка из листьев, в центре в три строчки — дата (14 июня 1870 г.). Приходный штемпель отсутствует (рис. 5а, б).

Рис. 5а

Рис. 5б

Итак, в Батуме в конце 50-х — начале 70-х гг. XIX в. существовало четыре типа почтовых штемпелей конторы РОПиТ:

  1. Тип 1 («V»), точечный, с номером «777», использовавшийся с конца 1850-х до начала 1860-х гг.
  2. Тип 2 («Z»), круглый, диаметром 30 мм, с надписью «БАТУМСК. АГЕНТСТВО» и датой в три строчки, оттиск чёрного цвета.
  3. Тип 3 («АА»), круглый, диаметром 29 мм, с надписью крупными буквами «БАТУМЪ», занимающей почти половину окружности. Дата в три строчки. Синий оттиск.
  4. Тип 4 («X») — круглый, диаметром 27 мм, с надписью «БАТУМЪ», занимающей треть окружности, и веточкой из листьев внизу. Дата в три строчки, синий оттиск.

Последние три штемпеля (типы 2, 3 и 4) использовались с середины 60-х до начала 70-х гг. XIX в. Почтовый тариф на корреспонденцию, направляемую из Батума в другие турецкие города (Трапезунд, Константинополь) пароходами РОПиТ, составлял в 1870 — 1871 гг. 6 коп. — все конверты маркированы парой марок Леванта достоинством 3 коп.

Рис. 6

Описанные календарные штемпеля батумской конторы РОПиТ чрезвычайно редки, но существовал ещё один календарный штемпель, который, возможно, является наиболее редким. Из литературы известны всего два экземпляра: один из конвертов появлялся на аукционе, второй был показан на выставке в Лондоне в 1870 г. Это двойной овальный штемпель с аббревиатурой вверху «РО.П.Т.О.Ж.Д.», надписью внизу — «БАТУМЪ» и в центре — датой в одну строчку. По бокам от даты — звёздочки. Этот батумский штемпель Чилингарян и Стефен обозначили как «Тип 5» (рис. 6). Аналогичные штемпеля имелись в Керасунде и Орду. Акроним «РОПТОЖД» имел разные толкования и вызывал многочисленные споры. Сегодня ясно, что он означает «Российское общество пароходства, торговли и Одесской железной дороги». В Батумском государственном архиве мне удалось обнаружить копии документов о присоединении Одесской железной дороги к Акционерному обществу РОПиТ. В моём собрании имеется бланк документа РОПТОЖД со штампом Одесского агентства (рис. 7). Один из овальных штемпелей имеет дату «1876 г.», второй — «1891 г.» Последняя дата выглядит очень странно, поскольку общепризнано, что в 1878 г., после присоединения Батума к Российской империи, почтовая контора РОПиТ была закрыта и начала функционировать Батумская почтовая контора. Самые ранние известные мне штемпеля Батумской почтовой конторы относятся к 1884 г., так что, возможно, контора РОПиТ работала ещё некоторое время после присоединения Батума к Российской империи, но вряд ли до 1891 г.

Рис. 7

В заключение я должен сказать ещё об одном почтовом штемпеле Батума времён Османской империи. В 1872 г. в Батуме параллельно с конторой РОПиТ начала функционировать турецкая почтовая контора. Её штемпель чёрного цвета представляет собой шестиугольник в двойной рамке с надписью в центре арабским шрифтом «БАТУМ». Как и все почтовые штемпеля Батума периода Османской империи, он чрезвычайно редок. В литературе имеется описание двух конвертов с турецкими марками, погашенными этим штемпелем. В моей коллекции есть два экземпляра турецких марок выпуска 1868 г. На одной из них крайне слабый оттиск расположен в центре марки, рамка почти не видна. Другой экземпляр происходит из коллекции Кронина — отчётливый, но неполный оттиск в двойной рамке (рис. 8а, б).

Рис. 8а

Рис. 8б

Русско-турецкая война 1877 — 1878 гг. закончилась присоединением Батума к Российской империи. Во время войны на территории Батумской области работали 4 полевых почтовых отделения Кавказского корпуса, о которых почти ничего не известно (описан единственный конверт). По окончании военных действий одно из полевых отделений Кавказского корпуса было преобразовано в Батумскую почтовую контору. Начался новый этап истории почты Батума — период Российской империи.

М. Алшибая. Почта Батума во времена Османской империи. «Филателия». 2010. №12 (стр. 42 — 46)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.